Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 23:19, курсовая работа
Форма государства является одной из центральных тем в теории государства и права. Актуальность этой чрезвычайно интересной темы обусловлена тем, что процесс смены государственных форм продолжается и в настоящее время.Форма государства всегда изменяется и развивается, под влиянием множества факторов (национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и т.д), из-за чего носит переменный, неустойчивый характер.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества. За всю историю развития государства и права были высказаны десятки различных суждений по вопросу о формах государства. Ещё древние философы и юристы излагали свои мнения, предлагали свои идеи, по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.
1)ВВЕДЕНИЕ……………3
2)Форма государства: понятие, исторические трактовки и современное содержание………4-5
3)Форма правления в государстве. Виды монархической и республиканской форм правления…6-11
4)Форма государственного (территориального) устройства: понятие и виды. Унитарные и федеративные государства. Автономии……………………2-15
5)Соединения государств (межгосударственное устройство). Конфедерация и ее современные модификации……………………16-18
6)Форма государственно-политического режима: понятие, исторические аспекты и критерии классификации………………….19-23
7)Особенности формы государства в современной России……………….24-25
8)ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………26
9)Список используемой литературы
6.
политическим плюрализмом, под которым
понимается наличие различных
автономных социально-
7.
системой разделения властей, при
которой различные ветви
8.
гласностью действий
9. выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
10.
развитой системой органов
«Переходный режим-характерен для стран, покончивших с антидемократическим правлением автократии, проводящих либеральные реформы в экономике, в политической системе общества, в методах и способах осуществления государственной власти» (1.стр 220)
Это промежуточная форма политического режима, возникающая в результате ликвидации тоталитарного и авторитарного режимов в государствах.
Примерами переходных политических режимов могут служить режимы в постсоциалистических странах Восточной Европы, некоторых государствах СНГ, образовавшихся на месте прежнего СССР, в Египте, Шри-Ланке, Никарагуа, во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки после крушения тоталитарных и авторитарных режимов.
Принципы переходного режима:
-принцип разделения властей с созданием системы сдержек и противовесов
-многопартийность и идеологический плюрализм
-расширение экономических отношений
-выборность высших , региональных и местных органов власти
В переходном режиме можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократизма. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нём нет единой государственной обязательной для всех идеологии. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый террор отсутствует.
Таким образом, классификация политических режимов выглядит следующим образом: недемократические (тоталитарные, авторитарные), переходные и демократические режимы.
6) Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, которое строится на принципе разделения властей (ст. 10).
По форме правления Россия - Президентская республика, с элементами парламентской республики. В гл. 4 Конституции содержится значительный перечень полномочий Президента РФ как главы государства. Элементы парламентской республики нашли свое выражение в праве Государственной Думы выразить недоверие Правительству РФ. Вместе с тем вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ.
Высшим представительным (законодательным) органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат: Совета Федерации (верхней) и Государственной Думы (нижней).
По форме государственного устройства Россия - федерация, построенная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признакам.
Политический режим – демократический. Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.
Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В России много территорий, с множеством регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов ( на её территории проживает более 180 народов.)
Понятие "республиканская форма правления" характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями.
Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на шесть лет, а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации - составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком на четыре года.
Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Исходя из проделанной работы, можно сделать следующий вывод, что форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима, которые взаимодействуют друг с другом.
На форму государства влияют различные факторы: тип государства, его территориальные размеры, национальный состав населения, исторические традиции и др.
Форма государства определяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов.
Некоторые авторы, рассматривая содержание формы государства, останавливаются только на форме правления, поскольку считают, что это основной формальный признак, характеризующий государственность, и я полностью согласна с таким мнением.
Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные взгляды на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрение данной темы.
Список используемой литературы:
1) В. В Оксамытный «Общая теория государства и права» Москва 2011 (511 стр.)
2) В.В Лазарев, С.В Липель «Теория государства и права» Москва 2004 (527 стр.)
3) Н.И Матузов, А.В Малько «Теория государства и права» Москва 2001 (771 стр.)
4) А.Б Венгеров «Теория государства и права» Москва 2006 (607 стр.)
5) В.К Бабаев, В.М Баранов «Теория государства и права» Москва 2004 (591 стр.)
6) С.С Алексеев,
С.И Архипов «Теория