Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель исследования является выявление ключевых аспектов в раскрытии темы.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: - - характеристика понятия типологии государства;
- анализ формационного подхода к типологии государства;
- характеристика цивилизационного подхода к типологии государства.
Введение………………………………………………………………….………3
I. Понятие государства…………………………………………………….…….5
II. Формационный подход к типологии государств…………………….……..13
III. Цивилизационный подход к типологии государств…………………...….22
IV. Иные подходы к типологии государств………………………….………..29
Заключение…………………………………………………………….………..35
Список использованной литературы………………………………………….38
Каждой формации соответствует
свой тип государства и права.
Переход от одной формации к другой
происходит под воздействием изменений
в экономическом базисе и носит
объективный характер. Замена одного
экономического строя другим влечет
изменения в государственно-
Рассматривая формационный подход
к типологии государств в тесной
связи с марксистским учением
о государстве в целом
Марксистскую типологию
Вместе с тем марксистская типология государств давно подвергается критике, в том числе из-за излишней детерминированности способа производства .14
Пора по-новому подойти и к характеристике «посткапиталистического» государства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Например, крупнейшее в мире государство - Китайская Народная Республика -- продолжает строить социализм с китайской спецификой.
На мой взгляд, критически надо
отнестись и к связанному с
формационным подходом мнению, что
социалистическое государство -- исторически
последний и в этом смысле высший
тип государства. Из этого делался
вывод, что не только Советский Союз,
но и такие именуемые
По данной главе можно сделать небольшой вывод о формационном подходе:
Государства классифицируются по их
принадлежности к той или иной
общественно-экономической
Общественно-экономические
Исторически выделяются пять типов формаций:
1) первобытнообщинная;
2) рабовладельческая;
3) феодальная;
4) буржуазная;
5) коммунистическая.
Оценка теории:
достоинства:
а) учет экономического фактора;
б) четкость критерия классификации;
недостаток — недооценка других факторов, упрощенное искажение картины развития государства.
III. Цивилизационный подход к типологии государств
Другим заслуживающим внимание
современным подходом к типологии
государства является цивилизационный.
Данная типология получила большое
распространение в странах
В настоящее время в нем
Одной из наиболее распространенных
и характерных для этого
-традиционное общество;
-переходное общество, в котором
закладываются основы
-общество, переживающее процесс сдвига;
-созревающее общество;
-общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия -- это период трансформации «традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия - «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая стадия - это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.
В соответствии с рассматриваемой
концепцией именно на пятой стадии
возникает общество, которое можно
назвать «государством
Следует отметить, что к теории
«стадий экономического роста» тесно
примыкают и теории «менеджеризма»,
«единого индустриального общества»,
«индустриального общества» и др.,
согласно которым в современную
эпоху необходимость в
Значительное место в ряду этих теорий занимает идея «дивергенции», сближения двух систем, социалистической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад внес академик А.Д. Сахаров. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на Международной арене.
Представителем другого
Цивилизационный подход обосновывается
идеей единства, целостности современного
мира, приоритетом общечеловеческих
ценностей, а цивилизация понимается
как базирующаяся на разуме и справедливости
совокупность материальных и духовных
достижений общества, находящаяся вне
рамок конкретных социальных систем.
Целостность цивилизации
В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:
- локальные цивилизации,
особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);
- всемирная цивилизация,
Государство - это организация власти,
поэтому анализируя особенности
различных государств, внимание следует
обращать прежде всего на аспекты
формирования, принадлежности, осуществления
государственной власти. С таких
позиций при цивилизационном
подходе к типологии государств
в основу классификации берется
соотношение государства и
Под традиционными государствами
подразумеваются, прежде всего, рабовладельческие
и феодальные монархии. Здесь народ
не является источником государственной
власти, государство обладает практически
неограниченными полномочиями в
отношении большинства
Традиционные государства
Современные (конституционные) государства
- в основном это буржуазные республики
и конституционные монархии. В
них народ является источником государственной
власти, им формируются законодательные
органы, государство подчинено
В сущности традиционных государств если и не преобладала, то играла значительную роль одна сторона: государство выступало в качестве орудия для подавления эксплуататорских классов, в качестве средства принуждения. Что касается современных (конституционных) государств, то в них значение государства как средства принуждения ограничено в основном сферой отклоняющегося поведения отдельных лиц, государство выступает прежде всего в качестве инструмента организации общественной жизни.
В научной литературе выделяют первичные
и вторичные цивилизации. Государства
в этих цивилизациях отличаются по
их месту в обществе, социальной
природе, выполняемой роли. Для государства
в первичных цивилизациях характерно,
что они являются частью базиса,
а не только надстройки. Это объясняется
тем, что государство играет ключевую
роль в развитии социально-экономической
сферы. Вместе с тем государство
в первичной цивилизации
Государство вторичной цивилизации
не так всесильно, как в первичных
цивилизациях, оно не составляет элемента
базиса, но входит в качестве компонента
в культурно-религиозный
Однако, по мнению В.Е. Чиркина данная классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, серьезной недоработанностью, ей не достает точности, которая присуща формационной типологии.
Несмотря на имеющиеся недостатки, достоинством цивилизационного подхода является то, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он значительно богаче и более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.
Говорить о противопоставлении
формационного и
Сделаем вывод о цивилизационном подходе:
Цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.
Представители: Арнольд Тойнби2, Освальд Шпенглер3, Питирим Сорокин4.
Основные положения:
Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.
Информация о работе Формационный и цивилизационный подход к типологии государства