Формационный и цивилизационный подход к типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является выявление ключевых аспектов в раскрытии темы.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: - - характеристика понятия типологии государства;
- анализ формационного подхода к типологии государства;
- характеристика цивилизационного подхода к типологии государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………3
I. Понятие государства…………………………………………………….…….5
II. Формационный подход к типологии государств…………………….……..13
III. Цивилизационный подход к типологии государств…………………...….22
IV. Иные подходы к типологии государств………………………….………..29
Заключение…………………………………………………………….………..35
Список использованной литературы………………………………………….38

Файлы: 1 файл

формационный и цивилизационный подход к типологии государства.docx

— 69.04 Кб (Скачать файл)

Различают западные и восточные  цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.

Тип государства определяется по типу цивилизации.

По отношению государства и  личности различают следующие виды государств:

а) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены;

б) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.

Оценка:

достоинство — системность анализа;

недостаток — нечеткость критериев классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Иные подходы к типологии государств

 

государство рабовладельческий буржуазный религия

Помимо формационного и цивилизационного подходов в литературе выделяются и  иные подходы к типологии государств.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации  государств. Пожалуй, чаще других звучало  предложение подразделять их на демократические  и недемократические. Такая классификация  в определенных познавательных целях  не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый .

Заслуживает внимания классификация  государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.17

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять  ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства.

Для правового режима церкви в светском государстве характерны следующие  особенности: государство и его  органы не вправе контролировать отношение  своих граждан к религии; государство  не вмешивается во внутри церковную  деятельность, если не нарушается действующее  законодательство; государство не оказывает  ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи; религиозные организации не выполняют  по поручению государства юридических  функций; конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь  страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением  религиозных потребностей населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует  свободу религии, обеспечивает равенство  всех религиозных организаций перед  законом.

Статус светского государства  конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства  СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и  занимает привилегированное положение  по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии  предполагает тесное сотрудничество государства  и церкви, которое охватывает различные  сферы общественных отношений.

Для статуса государственной религии  характерны следующие особенности:

1) признание за церковью права  собственности на широкий круг  объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

получение церковью от государства  различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;

наделение церкви рядом юридических  полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения;

4) право церкви участвовать в  политической жизни страны и  нередко иметь свое представительство  в государственных органах;

5) осуществление церковью контроля  в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры  печатной продукции, кино, телевидения  и др.

В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной  религии, тем не менее, слияния государства  и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство  уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.18

К клерикальным в настоящее время  могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

Для теократических государств характерны следующие черты: государственная  власть принадлежит церкви, которая  определяет статус государственной  религии; религиозные нормы составляют основной источник законодательства и  регулируют все сферы частной  и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет  перед законом; глава государства  одновременно является высшим религиозным  деятелем, верховным священнослужителем. Например, согласно Конституции Ирана  государственное управление страной  находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской  Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания факиха стоят выше закона и ими  должны руководствоваться судебные органы.

К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные  организации преследуются властями.

Это выражается, в частности, в том, что:

церковь лишается экономической основы - своей собственности;

религиозные организации и другие объединения конфессионального  характера либо запрещаются, либо находятся  под жестким контролем государства;

- религиозные объединения не  имеют прав юридического лица  и не могут совершать юридически  значимых действий;

- репрессируются священнослужители  и верующие;

- запрещается проведение в общественных  местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы  и ее распространение;

- свобода совести сводится к  свободе пропаганды атеизма.

Государством воинствующего атеизма  было Советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие социалистические страны, например Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена  всякая религия.

В типологии государств иногда выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистской теории, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» (экономически господствующему и эксплуатируемому). В.И. Ленин также писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Как переходный оценивал он и процесс перехода к социализму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера. Как переходное характеризуется и государство современной России.19

Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный  тип.

Представляется, что государство  переходного состояния можно  отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям:

переходное состояние нередко  занимает длительный период и даже может составить целую эпоху;

переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений;

переходное государство - явление  конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью и отражающее накопленные  конкретным народом духовные и иные ценности.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные  и демократические.

В демократическом государстве  высшие органы государства имеют  мандат народа, власть реализуется  в его интересах демократическими и правовыми методами.

В тоталитарном государстве роль его  гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании  доминирует режим «Запрещено все, кроме  разрешенного законом».

Авторитарное государство характеризуется  отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и  свобод.

Тоталитарное государство является более реакционым, характеризуется  ограничениями не только в политической, но в личной жизни граждан.

Среди иных вариантов классификации  государства, выдвигаемых в последние  годы, хотелось бы отметить идеологический подход, который обосновывается тем, что «будучи признаком государственности  как таковой, идеология может  служить основанием для типологии  ее форм».20

В рамках данной типологии выделяют следующие типы государств:

- государства с коммунистической  идеологией, в которых сохранилась  государственность коммунистического  типа (в их числе КНР, КНДР, Куба);

- государства с социалистической  идеологией, под которыми понимаются  страны, где у власти находятся  социал-демократические партии (среди  них широкий спектр государств  с весьма различными политическими  и социальными системами: от  Великобритании и до Танзании);

- государства с либеральной  идеологией, разделяющие концепции  не ограниченной государственными  структурами индивидуальной свободы  и свободы предпринимательства,  свободной от невмешательства  кого бы то ни было, в том  числе и самого государства,  деятельности гражданина (США периода  правления президента Б. Клинтона);

- государства с консервативной  идеологией, стоящие за сохранение  традиционных ценностей, связанных  с семьей, религией и нравственностью,  приверженностью порядку, дисциплине  и сильной власти государства  (Великобритания - М. Тэтчер, Германия - Г. Коль, США - Дж. Буш);

- государства с националистической  идеологией, оправдывающие тезис  приоритетности титульной нации  (Латвия, Эстония и др.);

- идеолархические государства,  в которых идеология из средства  достижения политических целей  становится самоцелью, определяющей  функции государства (КНДР, Ливия,  Ирак и др.)

Заключение

 

Каждый исторический тип государства  представляет особое состояние государственности, имеющее специфические законы возникновения, развития и перехода к более высокой  ступени. Специфические законы являются общими по отношению к государствам в отдельных странах. Но действуют  эти законы не по шаблону. Конкретно-исторические условия, свойственные развитию государства  в отдельных странах, приводят к  разнообразию форм, в которых проявляется  действие общих для данного типа государства законов.

Качественные изменения, произошедшие в процессе становления в современной  России основ правовой государственности  и гражданского общества, настоятельно подводят к необходимости изучения понятия типов государства, их особенностей и возможных своеобразий проявления различных моделей государств.

Следует отметить, что наряду с  изменением политического режима в  пользу демократического также изменяется и сложившееся мировоззрение. В  настоящее время наше общество и  государство стоят у истоков  формирования правового государства. Это означает такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых  стоят права и свободы человека и гражданина.

В курсовой работе была изучена типология  государств, согласно двум подходам –  формационному и цивилизационному.

Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий  из системы производственных отношений  и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся  общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению  формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные  классы (вначале рабовладельцы, затем  феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более  высокому типу общественно-экономической  формации.

Информация о работе Формационный и цивилизационный подход к типологии государства