Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель исследования является выявление ключевых аспектов в раскрытии темы.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: - - характеристика понятия типологии государства;
- анализ формационного подхода к типологии государства;
- характеристика цивилизационного подхода к типологии государства.
Введение………………………………………………………………….………3
I. Понятие государства…………………………………………………….…….5
II. Формационный подход к типологии государств…………………….……..13
III. Цивилизационный подход к типологии государств…………………...….22
IV. Иные подходы к типологии государств………………………….………..29
Заключение…………………………………………………………….………..35
Список использованной литературы………………………………………….38
Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.
Тип государства определяется по типу цивилизации.
По отношению государства и личности различают следующие виды государств:
а) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены;
б) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.
Оценка:
достоинство — системность анализа;
недостаток — нечеткость критериев классификации.
IV. Иные подходы к типологии государств
государство рабовладельческий буржуазный религия
Помимо формационного и
В мировой литературе предлагалось
немало оснований классификации
государств. Пожалуй, чаще других звучало
предложение подразделять их на демократические
и недемократические. Такая классификация
в определенных познавательных целях
не только допустима, но и полезна, однако
она носит самый общий
Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.17
В светском государстве все виды
религиозных организаций
Для правового режима церкви в светском
государстве характерны следующие
особенности: государство и его
органы не вправе контролировать отношение
своих граждан к религии; государство
не вмешивается во внутри церковную
деятельность, если не нарушается действующее
законодательство; государство не оказывает
ни одной из конфессий ни материальной,
ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;
религиозные организации не выполняют
по поручению государства
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.
Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.
Клерикальным считается
Для статуса государственной
1) признание за церковью права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;
получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;
наделение церкви рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения;
4) право церкви участвовать в
политической жизни страны и
нередко иметь свое
5) осуществление церковью
В клерикальном государстве, несмотря
на сильные позиции
К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.
Для теократических государств характерны
следующие черты: государственная
власть принадлежит церкви, которая
определяет статус государственной
религии; религиозные нормы составляют
основной источник законодательства и
регулируют все сферы частной
и публичной жизни. Более того,
религиозные нормы имеют
К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями.
Это выражается, в частности, в том, что:
церковь лишается экономической основы - своей собственности;
религиозные организации и другие
объединения конфессионального
характера либо запрещаются, либо находятся
под жестким контролем
- религиозные объединения не
имеют прав юридического лица
и не могут совершать
- репрессируются
- запрещается проведение в
- свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.
Государством воинствующего
В типологии государств иногда выделяют
государства переходного
Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип.
Представляется, что государство переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям:
переходное состояние нередко занимает длительный период и даже может составить целую эпоху;
переходное состояние
переходное государство - явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью и отражающее накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.
В последнее время весьма широко
применяется классификация
В демократическом государстве
высшие органы государства имеют
мандат народа, власть реализуется
в его интересах
В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».
Авторитарное государство
Тоталитарное государство
Среди иных вариантов классификации
государства, выдвигаемых в последние
годы, хотелось бы отметить идеологический
подход, который обосновывается тем,
что «будучи признаком
В рамках данной типологии выделяют следующие типы государств:
- государства с
- государства с
- государства с либеральной
идеологией, разделяющие концепции
не ограниченной
- государства с консервативной
идеологией, стоящие за сохранение
традиционных ценностей,
- государства с
- идеолархические государства,
в которых идеология из
Каждый исторический тип государства представляет особое состояние государственности, имеющее специфические законы возникновения, развития и перехода к более высокой ступени. Специфические законы являются общими по отношению к государствам в отдельных странах. Но действуют эти законы не по шаблону. Конкретно-исторические условия, свойственные развитию государства в отдельных странах, приводят к разнообразию форм, в которых проявляется действие общих для данного типа государства законов.
Качественные изменения, произошедшие
в процессе становления в современной
России основ правовой государственности
и гражданского общества, настоятельно
подводят к необходимости изучения
понятия типов государства, их особенностей
и возможных своеобразий
Следует отметить, что наряду с изменением политического режима в пользу демократического также изменяется и сложившееся мировоззрение. В настоящее время наше общество и государство стоят у истоков формирования правового государства. Это означает такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина.
В курсовой работе была изучена типология
государств, согласно двум подходам –
формационному и
Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.
Информация о работе Формационный и цивилизационный подход к типологии государства