Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия «Электронное правительство», и его преломление в российской практике. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание;
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу;
3. Рассмотреть реализацию программы электронного правительства в России
4. Рассмотреть проблемы и критику формирования электронного правительства.
5. Рассмотреть перспективы внедрения электронного правительства.
Введение.……………………………………………………………………
I. Электронное государство: понятие, концепция…………………..
II. Формирование электронного правительства в России………………
2.1. Нормативно-правовая база…………………………………………….
2.2. О необходимости формирования электронного правительства………..
2.3. Реализация программы электронного правительства в России………….
2.4. Проблемы и критика формирования электронного правительства……….
2.5. Перспективы внедрения электронного правительства…………………..
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Программные средства вынудят госучреждения работать четче и быстрее, ведь каждое обращение должно будет протоколироваться, с той степенью детальности, которая действительно повысит прозрачность государственных органов, что должно положительно сказаться на уровне довериям к ним и отрицательно – на уровне коррупции. Электронный документооборот ускорит и удешевит работу многих ведомств. Руководитель аппарата Правительства Сергей Собянин говорит важности предоставления услуг в электронном виде: «Проект имеет действительно колоссальное социальное значение. Каждый гражданин в течение года обращается в органы госвласти за получением справок. В целом, по оценкам экспертов, таких хождений в год около 300 миллионов в органы госвласти и муниципалитеты». По его подсчетам, каждый этап реализации будет освобождать от необходимости хождения около 60 миллионов граждан. [13]
2.3. Реализация программы электронного правительства в России
По заявлению советника главы государства Леонида Реймана, поручение президента по созданию проекта «Электронного правительства» не выполнено в срок. «Хотелось бы, чтобы был некий системный проект с точки зрения построения электронного правительства, и соответствующее поручение президента было дано. Оно на сегодняшний день находится в стадии выполнения. Сроки уже прошли», – заявил Рейман на пресс-конференции в «Интерфаксе». [14] Недовольство Реймана связано, например, с исполнением президентского поручения от 10 июля 2009 года по созданию «системного проекта реализации инфраструктуры «электронного правительства» с обоснованием необходимых объемов бюджетного финансирования». Из 24 поручений президента, касающихся электронных госуслуг, выполнено 7, менее трети. Хотя некоторые из них были даны правительству и Минкомсвязи еще в июле и августе 2008 года. Например, до 1 марта 2009 года правительство должно было обеспечить создание системы аттестации, подготовки и повышения квалификации госслужащих, использующих в своей работе информационные технологии. Поручение не выполнено. Правда, один пункт все же выполнен – предложения по повышению уровня информационной безопасности органов госвласти. Например, поручение правительству от 26 декабря 2009 года – представить на рассмотрение совета при президенте «проект программы развития информационного общества в Российской Федерации (2011–2018 годы), предусмотрев приоритетное финансирование мер по сокращению неравенства между субъектами Российской Федерации по уровню развития информационного общества». Срок исполнения – 1 марта 2010 года. Программа не представлена, хотя дата ее представления президентскому совету переносилась дважды.
Еще в 2009 году глава Миномсвязи Игорь Щеголев пообещал, что государственные услуги в 2010 году будут так же доступны гражданам, как товары в интернет-магазине. Для этого был разработан и запущен единый портал www.gosuslugi.ru. По словам Щеголева, гражданам в рамках этой программы будут доступны такие услуги, как запись на прием к врачу, оплата штрафов и квитанций через интернет, а бизнесу обещан электронный документооборот с органами власти. Но этот портал до сих работает всего лишь как доска объявлений. На портале можно узнать часы работы ведомств и списки документов, необходимых для получения тех или иных госуслуг. Не более того.
Чтобы портал gosuslugi.ru перестал быть банальной витриной госуслуг, необходимо переработать сотни нормативных актов, предусматривающих прямой контакт гражданина с чиновником, предупреждает ведущий эксперт компании «Бизнес-решения» Алексей Калинин. «Существует огромное количество нормативных актов, согласно которым многие документы можно подавать только лично или только в бумажной форме, а пока на сайтах ведомств можно только скачать какую-то форму или образец для заполнения, а потом лично их куда-то отнести», – комментирует ситуацию он.
«Электронное правительство» – это нереализуемый в российских условиях проект. Нечто подобное действует только в небольших странах (Эстония, Сингапур) – ни в США, ни в других странах Евросоюза такой задачи никто даже не ставит. «Ни одно ведомство, а тем более ФСБ или ФСО, ни за что не захочет проводить перед Минкомсвязью сеанс саморазоблачения в виде открытого доступа к своим услугам. Неудивительно, что все ведомства саботируют принятие программы «Электронное правительство», – говорит член комитета Госдумы по информатизации Илья Пономарев. По мнению депутата, реализацией гослуслуг должен заниматься бизнес, специализирующийся на информационно-коммуникационных технологиях. А министерства должны лишь обозначить перечень своих услуг и открыть доступ к их реализации. «Нужно объявить тендер – и бизнес сам предложит пути доступа к госуслугам, разработает необходимые IT-программы», – уверен Пономарев.
Маловероятно, что президент захочет в очередной раз констатировать, что его поручения не выполнены. «Совершенно очевидно, что мы стоим в преддверии оргвыводов в отношении чиновников, не выполнивших поручения по «Электронному правительству», и действительно по этой части долгие годы в России почти ничего не происходит», – говорит депутат-единоросс Роберт Шлегель.
Таким образом, программа «Электронная Россия» была рассчитана на 9 лет, с 2002 по 2010 годы. Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ). Она предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ. К экономическим целям можно отнести задачу построения экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг (это позволит кардинально сократить отставание России в использовании новых технологий и органично интегрировать нашу страну в мировую экономику). Важная политическая задача программы состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Предпосылками для внедрения программы стал наметившейся разрыв между Россией и развитыми странами в области ИТ. Программа «Электронная Россия» призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Приоритеты в рамках программы «Электронная Россия»: эффективная защита авторских прав, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентация доступа к общегосударственным информационным ресурсам. Программа предполагает также государственную поддержку экспорта информационных технологий. В рамках программы для рядовых граждан предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить этими технологиями пользоваться. Программа «Электронная Россия» разделена на три больших этапа. Однако на сегодняшний день программа не является полностью выполненной.
2.4. Проблемы и критика
формирования электронного
Как уже упоминалось выше, в 2002 году проект формирования электронного правительства, была определена приоритетной в ФЦП «Электронная Россия». Их реализация началась в 2007 году, но из-за реорганизации правительства в 2008-м году процесс был приостановлен. В 2009-м году работы возобновились ввиду серьёзной критики президента.
Затянувшийся период неопределенности обусловил не лучшие результаты. К осени 2009 года только половина федеральных министерств и ведомств имеют на своих сайтах описание предоставляемых услуг. Информационное развитие в регионах крайне неравномерно. Есть явные лидеры (Тюменская область, ХМАО, Чувашия), территории, где Концепция реализуется частично (Татарстан, Москва, Якутия) и субъекты, где не занимаются информатизацией вообще. "Подходы и стандарты, применяемые в регионах, отличаются кардинально, все эти решения между собой никак не стыкуются, и фактически, чтобы их подогнать, нужно большую часть работы переделывать заново", - говорит член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев. [15]
Слабая межведомственная координация усилий и различные технологические подходы отдельных ведомств так же мешают реализации Концепции. "Сейчас ситуация улучшается, но сформированный совет главных конструкторов, который должен объединить усилия ведомств в этой сфере, представляет собой крайне разрозненное образование", - объясняет ситуацию Илья Понаморёв.[16] Межведомственная разобщённость ведёт так же к дублированию выполняемых работ. Информационные базы персональных данных в системах МДВ, МНС, Пенсионного фонда, ГАС «Выборы» создаются различными ведомствами за государственный счёт, но хранят дублирующую информацию.[17]
Законодательная поддержка "Электронного правительства" заметно отстаёт, необходимые акты принимаются с большой задержкой. В частности, ключевой закон в этой сфере "Об электронном документе" находится в Госдуме с 2004 года, а положение «О системе межведомственного электронного документооборота» было утверждено только 22 сентября 2009 года. Это объясняется тем, что у Правительства нет сформированной позиции по ключевым вопросам в рамках проекта. Думой подготовлен ряд законов, которые уже действуют, но список того, что предстоит сделать всё, ещё велик. В этом числе закон о едином государственном регистре населения и необходимые поправки в закон о госзаказе.
Напрямую смогут обращаться к электронному правительству только те, кто имеют выход в Интернет, - а в России это явное меньшинство населения. Проблему планируется решить с помощью интенсивной "интернетизации" почтовых отделений. [18] Так же электронные услуги могут оказаться дороже обычных. К примеру, возможность сдавать балансы через интернет обходится юридическому лицу ежегодно примерно в десять тысяч рублей — это плата фирме-посреднику за электронную подпись, программное обеспечение и его обслуживание.
Сомнителен выбор господрядчика по созданию структуры электронного правительства, Ростелеком в данном случае не самый удачный вариант. Вот что говорит по этому поводу Пономарев: "Получается, что тому, кто строит автобан, мы поручаем делать автомобили. Нужно разделение: подрядчик, который занимается информационными проектами, и тот, кто будет отвечать за физическую инфраструктуру". [19]
О проблемах в рамках внедрения электронного документооборота говорит президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольга Ускова: «Проблема в том, что внедрение электронного документооборота происходит по старым стандартам, а его суть сводится лишь к решению задачи ведомственного учета документов. В результате проще становится работать самому чиновнику. Население же и бизнес результатов подобных внедрений на себе никак не ощущают». [20] Президент Ассоциации сетует на то, что на данный момент внедрение электронного документооборота имеет нулевой результат, тогда как на его внедрение ежегодно выделяются десятки миллионов долларов: «Межведомственного электронного взаимодействия, которое и составляет основу столь высокой эффективности электронного документооборота, до сих пор обеспечить не удалось. Буксует проект по предоставлению налоговых деклараций в электронном виде. В таком же состоянии находится проект по предоставлению электронных таможенных деклараций». [21] Так же Ольга Ускова отмечает: «Самое неприятное, что в России существует большое количество инновационных разработок, как нормативных, так и технологических, позволяющих сделать системы электронного документооборота гораздо более эффективными. Об этих разработках неоднократно докладывалось руководству профильных ведомств, но никакой реакции с их стороны не последовало». [22]
Получается, что решение задач по повышению эффективности работы чиновников с помощью формирования электронного правительства, в основном тормозится самими чиновниками и неповоротливостью всей системы государственных органов.
2.5. Перспективы внедрения электронного правительства
Разрозненные информационные сайты госорганов нельзя назвать электронным правительством при всём желании. Наверное поэтому и была разработана и начала реализовываться федеральная целевая программа «Электронная Россия». В рамках этой программы открыт Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), а также созданы некоторые другие интернет-проекты.
Например, в некоторых регионах граждане уже могут узнавать через Интернет о своих задолженностях перед налоговыми органами, о неуплаченных штрафах ГИБДД и т.д. Недавно появилась возможность заказать оформление загранпаспорта через сайт ФМС. Федеральная служба судебных приставов открыла поисковик долгов и теперь на официальном сайте ФССП доступна услуга по поиску задолженности. Федеральная налоговая служба принимает налоговую отчетность в электронном виде.
Судя по официальным заявлениям, в ближайшее время должны появиться ещё более технологичные государственные онлайн-сервисы.
Например, планируется открытие нового официального сайта Госдумы. На новом портале будет информационная бегущая строка, отражающая ход работы нижней палаты парламента, разместятся официальные блоги депутатов, а также сервис онлайн конференций с избирателями.
Утвержден также проект под названием «Рейтинг информационного развития субъектов РФ», на котором можно будет ознакомиться с затратами субъектов РФ на информационные технологии, а также с ходом реализации финансируемых из федерального бюджета целевых программ, направленных на переход к информационному обществу.
Ещё одним важным направлением развития электронного правительства России является внедрение сервиса дистанционной оплаты услуг — единой национальной электронной платежной системы. Данная платежная система будет предназначена для оплаты государственных услуг и социальных выплат российским гражданам.
В ходе реализации программы создания в России электронного правительства большое внимание уделяется безопасности в Интернете. Развитие сферы государственных интернет-услуг требует постоянного совершенствования методов защиты персональных данных от утечки и несанкционированного доступа. Недавно Федеральная служба по техническому и экспортному контролю утвердила «Положение о методах и способах защиты в информационных системах персональных данных». Госдума России приняла новый закон "Об электронной подписи", которая определяется как информация в электронно-цифровой форме, использующаяся для идентификации физического или юридического лица.
Отсутствие до последнего времени единого проекта инфраструктуры электронного правительства препятствовало разграничению ответственности между ведомствами федерального, регионального и местного значения.
Но в сентябре 2010 года в рамках проекта по созданию в России электронного правительства утверждено «Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Основная цель создания единой системы межведомственного электронного взаимодействия (ЕСМЭВ) - это технологическое обеспечение информационного взаимодействия между информационными системами различных органов, учреждений, фондов, а также иных организаций в процессе предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме.
ЕСМЭВ призвана обеспечить исполнение гос.функций в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг», а также информационное взаимодействие в электронной форме при предоставлении госуслуг.
Информация о работе Формирование электронного правительства в России