Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства» Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что за работу

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5

2.1. Политический режим 5
2.2. Форма правления 10
2.3. Территориальное устройство 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 25

Файлы: 1 файл

ф г 3.docx

— 48.32 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ

            стр.

  1. ВВЕДЕНИЕ 2
 
  1. ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВА 5
 

       2.1. Политический  режим 5

       2.2. Форма  правления 10

           2.3. Территориальное  устройство 15 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
 
  1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ 25
 

5. ЛИТЕРАТУРА 26 
 
 

 

 
 
 
 
 

1.  ВВЕДЕНИЕ 

        Цели,  поставленные  в  этой  работе,  очень  скромны:  изучить   более  досконально  одну  из  тем   теории  государства   и  права - «формы  государства»   Рассматриваемый  вопрос  вероятно  не  самый интересный  и актуальный  из  предложенных  к написанию,  учитывая  уже принятую  Конституцию Российской  Федерации,  но  к сожалению действительность вновь и вновь возвращает  нас к нему.  Неурегулированность  отношений с Чечней,   сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль  и страдание живых людей,  проблемы  требующие справедливого и разумного разрешения.  Так что за  работу 

       Марксистко - ленинская теория   считает основной  причиной  возникновения государства    раскол   общества   на   противоположные   классы  с непримиримыми

противоречиями /6,стр.7/.  По  этой  причине официальная советская историография долгое  время не  признавала  государственность скифов.  Между тем   наличие государства языческих славян  никак не  оспаривалось. 

       Второе  ошибочное  следствие   из  данной  посылки  заключалось   в  том,  что  все  государства   древнего  мира  должны  были  быть  непременно  рабовладельческими.  Поэтому  кастовая  или  иная  стратификация  необоснованно   отождествлялись  с рабовладением.

       Основоположники  марксизма   допускали  и  иной  подход  к  объяснению  появления   государства.  Как  писал   Ф. Энгельс,  к  нему  «  стихийно  сложившиеся  группы  одноплеменных  общин  в   результате  своего  развития  пришли  сначала  в  целях   удовлетворения  общих   интересов   и   для   защиты   от   внешних  врагов» /9,стр.168/.

На  этих  позициях  стоит  и  современная  теория  государства.

       Несмотря  на то,  что  представители   разных  классов,  страт,  каст  оказывались  в  далеко  не  равном  положении,  государство   все  же  всегда  возникало   в  связи  с  необходимостью  удовлетворения  общих  интересов   населения:  защиты  от   внешних    нападений,   обеспечения    общественных    работ,  санитарных   условий 

 и  т.п.

       Признание  государства  органом   всего  общества  -  характерный   мотив  любого  идеалистического  учения  о  государстве,  т.е.  учения,  исходящего  из  идеи,  а  не  из  эмпирически   установленных  фактов.  Если  государственная  власть  -  от  Бога,  значит,  она  должна  быть  равной  по  отношению   ко всем  и  не иметь   классового  уклона.  Так,  по  крайней  мере,  следует   из  христианской  религии.  Патриархальная  теория  происхождения  государства,  выдвинутая  еще  Аристотелем,  видит  в  государстве  разросшуюся  семью,  опекающую  подданных,  как  отец  своих  детей /1,стр.3/.  Договорная  теория  Руссо  предоставляет  власти  только  те  полномочия,  которыми  ее  наделяют  «договорившиеся»  граждане /12,стр.13/.  Теория,  утверждающая  власть  государства  через  согласие  подданных  на  подчинение,  и  теория  правового  государства,  требующая  ограничения  власти  законом, требованиями  справедливости,  правами  человека,  отражают  хотя  и   правильные,  но  сугубо  идеологические  и психологические основы  возникновения и функционирования  государства.

       Государство  объединяет  своей   властью  и  защитой  всех  людей,  населяющих  его  территорию,  независимо  от  их  принадлежности  какому -либо  роду  или  племени.  Это  означает,  что  государство  имеет  свою  территорию,  определяет  ее   границы  и  защищает  от  нападения  извне.  Постоянное  население  данной  территории,  как  правило,  имеет  устойчивую  связь  с  государством  в  виде  подданства  или  гражданства  и  пользуется  его  защитой  внутри  страны  и  за  ее  пределами.  Государственная  власть  распространяется  и на  находящихся  в  стране  иностранцев  и  лиц,  не  имеющих  гражданства.  Однако  они  имеют  особое  правовое  положение. 

         Можно  возразить,   что   государство  не  защищало  рабов  от  произвола  господина.  Это  в  основном  верно,   хотя  и  не  абсолютно.  Раб,  как  правило,  не  пользовался   государственной защитой.  Однако  власть  государства  на  рабов  так или иначе распространялась.

       При  родовом  строе  власть  осуществлялась  самими  общинниками.  Управление  делами  общины  не  было  закреплено  за  особым  слоем  людей.  Оно  осуществлялось  лицами,  выбранными  членами  рода  в  соответствии  с  их  качествами,  заслугами.  Их  функции  не  составляли  «должности»,  а  осуществлялись  в  силу  доверия  и  авторитета.  Органы  родового  строя  не  располагали  специальными  средствами  и  аппаратом  принуждения.  Их  решения,  в  том  числе  и  наказания,  осуществлялись  самими  членами  рода.

       Для  государства  характерно  наличие,  по  выражению  Ф.  Энгельса,  особой  публичной   власти,  выделенной  из  общества  и  не  совпадающей  с   населением  страны.  Государство   обязательно  обладает  аппаратом   управления  и  принуждения,  существующим  специально  для   выполнения  этих,  ставших   специфически  государственными,  функций.  Публичная  власть -  аппарат  чиновников,  армия,  полиция,  а  также  ее  «материальные  придатки»  -  тюрьмы  и  другие  принудительные  учреждения  -  является  наиболее  существенным,  неотъемлемым  признаком   государства  /8,стр6/. 

       Для  содержания  публичной   власти  необходимы  средства.  Государство  собирает  их  с  граждан  в  виде  обязательных  налогов,  податей.  Родовой  строй,  не  знавший   особого  аппарата  управления,  не  нуждался  в  подобных  финансовых  институтах.

 

 
 
 
 
 
 

  2. ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВА 

        Признаки  государства,  первоначально   выраженные в  его  предпосылках,  в  ходе исторического  процесса  развиваются  в  форму   государства. 

       Форма  государства - это   его  устройство,  выражающееся  в  характере  политических  взаимоотношений   между  людьми,   между  людьми  и  государством,  между  государством  и  людьми  в  процессе  управления  ими  (политический  режим),  в  способах  организации  высших  органов   государственной  власти  (форма   правления)  и  в  административно-территориальном   делении государства  (форма   территориального  устройства).  

2.1. Политический  режим

       Современная  теория  государства   различает  два  основных  типа  политических  режимов :  демократический и тоталитарный.  Эта классификация восходит  еще к Платону,  выделявшему,  помимо  «наилучшего государства»,  тимократию   (господство  благородных воинов),   олигархию (правление богатых семей),  демократию  и тиранию;  последняя,  если  пользоваться  современной  терминологией,  есть  тоталитаризм  /11,т.3/.

       Тимократия  и олигархия были  историей  преодолены  ( первая -  полностью,  вторая - частично),  а  демократический  и  тоталитарный  режимы  превратились  ныне  в  господствующие  формы.  Их  современное  толкование  отличается  от  платоновского.  Государствоведческая  мысль ХХ  века  противопоставляет демократию  как политическую  форму,  обеспечивающую  прогресс,  тоталитаризму как воплощению  политической  реакции,   тогда как у Платона обе они суть  формы вырождения  «наилучшего государства».  Правда,  тирания ( платоновский      эквивалент  современного  тоталитарного  режима),  в  этой  градации  занимает  последнее  место  и  потому  страдает  наибольшей  вырожденностью. 

       Общий  ход  процесса   вырождения,  по  Платону,  таков.  «Наилучшее  государство»  -  идеал,  отличающийся  стабильностью.  Тимократия  отличается  от  него  прежде  всего элементом нестабильности:  некогда единый  патриархальный  класс расщепляется  под воздействием  собственнических  интересов и конкуренции.  «Скопление  золота  в кладовых  у частных лиц губит тимократию,  -  говорил Платон, -  они   прежде  всего выискивают,  на  что бы  его употребить,  и для этого перетолковывают законы,  мало  считаясь  с ними» /10,стр.544/.  Возникает конфликт  между добродетелью  и богатством.  «Когда  устанавливаются порядки,  по  которым к власти  не  допускаются те,  у кого  нет определенного имущественного  ценза,  побеждает олигархия,  держащаяся  на  вооруженной  силе  или  запугивании»,  т.е.  посредством  политического  насилия,  как  сказали  бы  мы  сегодня.  Возникновение  олигархии  создает  предпосылки  для  начала  гражданской  войны  между  олигархиями  и  беднейшими  слоями.  Социальная  междоусобица,  если  в  ней  побеждают  бедняки,  приводит  к  демократии,  в  результате  чего  противники  уничтожаются  или  изгоняются,  остальные  уравниваются  в  гражданском  состоянии  и  возможностях  занимать  государственные  должности.  Устанавливается  «царство  свободы»  и  как  следствие  этого -  беззаконие.  Реакцией  на  истолкованную  таким  образом  демократию  является  тирания  -  незаконная  власть  одного /10,стр.550/.  Сравнение  платоновской  концепции  политических  режимов  (государств)  с  современным  государствоведением  свидетельствует,  что в ней содержится  в зародыше  практически все элементы  политической  мысли,  при помощи  которых и сегодня формируются политические  теории :   типология политических  режимов (государств),  их  историческая  последовательность,  закономерность  их  смены,  формы перехода  от  одного  типа  государства к другому (например, революция,  гражданская война),  и даже  указание  на  источники исторических  изменений,  среди которых Платон  обозначает  и то,  что позднее марксисты назвали классовой борьбой.

       Политический  режим  демократического  типа  имеет  своей  социально  - экономической  предпосылкой   существование  суверенных  индивидуальных  субъектов,  являющихся  собственниками  экономических  условий  своей  жизни  и  строящих  отношения  друг  с  другом  на  основе  обмена  и  договора. 

       Политическими  предпосылками   этого  режима  являются:

  1. отсутствие  единой,  обязательной  для  всех  государственной  официальной  идеологии,  которая  однозначно  определяет  цель  общественно - исторического  развития,  а  иногда  и  политические  средства  ее  достижения;
  2. наличие  свободно  формируемых  внегосударственных   политических   партий,  отражающих   социальную    дифференциацию   гражданского   общества;
  3. ограничение  политической  роли  партий  участием  в  выборах,  на  которых  они  выступают   с  разработанной  избирательной  программой,  отражающей  интересы   представляемой  партией  социальной  группы  гражданского  общества;
  4. функционирование  политической  системы,  предполагающей  борьбу,  конкуренцию  политических  партий,  соглашение  между  ними,  образование  коалиций  политических  сил,  которые  стремятся  к  парламентскому  большинству  и  получению  решающей  роли  в  государственном  управлении;  предполагается,  что  возникающая  таким  образом  политическая  борьба  есть  отражение  социально - экономической  конкуренции  внутри  гражданского  общества;
  5. существование  не определяющего  государственную  политику    и  потому  не  несущего  за  нее  ответственность  меньшинства,  в  функцию  которого  входит  оппозиционная  политическая  деятельность,  разработка  альтернативных  программ   общественного   развития,  позитивная  критика  государственного  руководства,  идеологическая  и  кадровая  подготовка  его  смены;
  6. наличие  политических  свобод  (гласность,  свобода  слова,  печати,  уличных  шествий,  демонстраций ,  митингов,  протестов   и т.д.   и т.п.),  при помощи  которых суверенные  объекты   гражданского  общества  осуществляют  свою  самодеятельность  в сфере политической  жизни.

       Реализация    этих  предпосылок   делает  политический  режим   демократическим. 

       Главное  в  политическом  режиме - порядок  и  условия   формирования  государственной   власти.  Условия  демократии  обеспечивают  в  этом  процессе  решающую  роль  народа.  Демократический   режим  делает  возможной   последовательно  определяющую  связь  населения  с  партиями,  партий  через  периодически  проводящиеся выборы с представительной  властью,  представительной  власти   с  властью  исполнительной.  Такой  порядок   считается    главным  достоинством   демократического  политического  режима,   т.к.  обеспечивает  систематическую   смену  правителей  мирным,  ненасильственным  путем. 

Информация о работе Формы государства