Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:45, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является детальное рассмотрение всех элементов формы государственного устройства:
- форму правления;
- форму устройства;
- форму политического режима;
- раскрыть понятие и признаки формы государства;
- рассмотреть все принципы формы государства, которые определяют основания, порядок и пределы формы государства.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие формы и структуры государства……………..………….…..5
1.1 Понятие формы государства………………………...……………..…....… 5
1.2 Форма правления и государственное устройство…………………............9
1.3 Понятие и типология политических режимов…………….………...........22
Глава 2. Форма Российского государства……………….……………………..27
2.1 Форма правления в России………………………………….…………….27
2.2 Форма государственного устройства России…………………..…...…...30
2.3 Политический режим Российского государства……...……………..…..35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………….…...……...43
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
ИНСТИТУТ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Кафедра теории государства и права
Юридический
факультет
Курсовая
работа
на тему:
«Форма государства»
Новосибирск 2010
Глава 1. Понятие формы и структуры государства……………..………….…..5
Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.
Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения. Ибо в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.
Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения вовне (внешней формы) за «формой» всегда стоит какое-либо целостное явление (при этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). А вот за «формой государства» никакого целостного явления нет. То, что обозначается как «форма государства», представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.
Доказательством
изложенного тезиса является то, что
применительно к форме
Форма
государства, т.е. устройство государственной
власти, ее организация, в содержательном
отношении выступает в разных
аспектах. Во-первых, это определенный
порядок образования и
Актуальность выбранной темы очевидна. Ведь сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос государства, его природе и роли в общественной жизни.
Целью
данного курсового проекта
- форму правления;
- форму устройства;
- форму политического режима;
- раскрыть понятие и признаки формы государства;
- рассмотреть
все принципы формы государства, которые
определяют основания, порядок
и пределы формы государства.
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
Форма государства - это способ образования, организации и осуществления государственной власти.1
Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.
Категория "форма государства" является одной из самых важных и емких понятий государствоведения. Она констатирует совокупность определенного круга общих признаков и взаимосвязей, что характеризуют государство как общественный феномен. Наиболее значащие признаки государств, что в своей совокупности раскрывают самые важные характеристики форм государства, объединяются в такие группы:
- признаки, которые характеризуют порядок организации и взаимодействия вышестоящих органов государственных властей и управление. Совокупность этих признаков называется формой государственного правления.
- признаки, которые характеризуют территориальный строй государства и соответствующую организацию государственных органов, прежде всего соотношение государства как целого с ее составными частями. Эта совокупность признаков раскрывает форму государственного устройства.
- признаки, которые раскрывают формы и методы осуществления государственной власти. Совокупность этой группы признаков характеризует государственно - правовой режим.
Первые
попытки классифицировать формы
государства относятся к
- количество тех, кто правит (один, несколько, много);
- в чьих интересах (кого, скольких) осуществляется правление - был критерием распределения форм государства на: правильные (правление осуществляется в интересах всех) и неправильные (правление осуществляется в интересах только тех, кто правит). Правильными формами были: монархия, аристократия и полития, неправильными - тирания, олигархия, демократия.2
В новое время вопрос о форме государства связан, прежде всего, с именем Ш.Монтескье, что под формой государства понимал те факторы, которые определяют методы осуществления государственных властей. На этой основе он определял такие конкретные формы государства:
- республика как форма государства, в которой организацию и осуществление государственных властей определяют такие качества, как добросовестность и равенство;
- монархия (основа власти - честь);
- деспотия (основа власти - страх).
Следовательно, под формой государства Монтескье фактически понимал лишь то, что в современной науке называется государственным (политическим) режимом.
Ж.-Ж.
Руссо понимал форму
- монархию - форму государства, в которой власть осуществляет одно лицо;
- аристократию - в которой власть осуществляет небольшая группа лиц;
-демократию - в которой власть осуществляют все члены общества.
По всей видимости, беря за основу определения форм государства признак организации высших органов государства, Ж.-Ж. Руссо как форму государства разглядывал ту категорию, что в современном правоведении называется формой правления.3
В настоящее время особенности
каждого конкретного типа
В частности, форма государства всегда имеет самую непосредственную связь с сущностью и содержанием государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания. Исходя из этого, можно сказать, что каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, и его форма. Изучить государство с точки зрения его формы - значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Форма государства не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономических, социально - политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась.4
История многих стран учит, что во времена жестоких социально - политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, главным образом относится к его форме.
Серьёзное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с не государственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью, и другими организациями) В различных странах, государственные формы имеют свои особенности характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. 5