Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является детальное рассмотрение всех элементов формы государственного устройства:
- форму правления;
- форму устройства;
- форму политического режима;
- раскрыть понятие и признаки формы государства;
- рассмотреть все принципы формы государства, которые определяют основания, порядок и пределы формы государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие формы и структуры государства……………..………….…..5
1.1 Понятие формы государства………………………...……………..…....… 5
1.2 Форма правления и государственное устройство…………………............9
1.3 Понятие и типология политических режимов…………….………...........22
Глава 2. Форма Российского государства……………….……………………..27
2.1 Форма правления в России………………………………….…………….27
2.2 Форма государственного устройства России…………………..…...…...30
2.3 Политический режим Российского государства……...……………..…..35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………….…...……...43

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

     Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.     

     Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

     Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

     Наиболее  характерные черты президентской  республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность  правительства перед президентом,  а не перед парламентом;

- более  широкие, чем в парламентарной  республике, полномочия главы государства. 

     Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

     Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием.

     Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

     В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

    Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольности парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.

    Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской  республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму.

     В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами  не существует. Их сближают общие задачи и цели. Отсюда следует, что форма  правления существует двух видов:

 а) республиканская, которая подразделяется на:

  - парламентскую;

  - президентскую;

  - смешанную.

 б)  монархическая, которая  подразделяется на:

  - абсолютную;

  - ограниченную;

  - теократическую;

  - конституционную:  дуалистическую и парламентскую.  

     Форма государственного устройства - это  способ территориальной организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

    Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.

     Термин  «государственное устройство» в  политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова - как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего  государства (социально - экономической и политической основе государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).

     В узком смысле слова - для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

     При характеристике государственного устройства как одной из форм государства имеется ввиду второе (узкое значение этого термина). Таким образом, формы государственного устройства - это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой. С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарное (единое государственное образование), федерации (союзы, относительно самостоятельных, в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и тому подобное), конфедерации (государственно - правовые объединения, союзы суверенных государств).

     Унитарное (единое, от. лат. «unus» - «один») государство  отличается полным политическим единством, оно не делимо. Отдельные административно - территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

     Федерация соединенное, союзное (от. лат «fedus» - «союз») государство. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причём сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств - членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую систему. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально - политических причин. Федерацией по своему государственному устройству является и Россия. В составе Российской Федерации в настоящее время насчитывается 89 субъектов, в их числе 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения - Москва, Санкт Петербург, 1 автономная область - Еврейская автономная область и 10 автономных округов. Все субъекты Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, по национальному и этническому составу и другим параметрам.

     Конституция России также закрепляет, что каждый субъект Федерации республика «имеет свою конституцию и законодательство». Что же касается всех остальных субъектов Российской Федерации, то каждый из них имеет «свой устав и законодательство».

     Федеративное  устройство России основывается на таких  принципах, как принцип государственной целостности, принцип единства государственной власти, принцип разграничения предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

     Менее распространённой в мире по сравнению  с унитарным государством и федерацией является конфедерация.

     Конфедерация  представляет собой объединение  или союз государств, при котором  государство, образующее конфедерацию полностью сохраняет свою самостоятельность, имеют свои собственные органы законодательной, исполнительной власти и другие органы.

     Одни  учёные считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а союз, сообщество, объединение каких - либо организаций, в том числе и различных государств. Примерами таких организаций являются ООН, НАТО и другие.

     Конфедерация  нередко рассматривается как  промежуточное звено на пути движения государств к федерации. В настоящее время конфедерацией в формально - юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией.

     Можно сделать вывод, что государственное  устройство бывает двух основных видов:

- унитарное;

- федеративное.

1.3 Понятие и типология политических режимов

 

   Понятие “политический режим” есть одним  из общепринятых в современной политологии. Эта научная категория, которая  характеризует способы, формы, способы  и методы реализации политической власти, оказывает содействие адекватной оценке сущности государства, поскольку в границах одной формы правления на различных этапах ее развития политическое жизнь может существенно видоизменяться по характеру и содержанию. Общество и государство могут быть открытыми, закрытыми, промежуточными; демократическими, тоталитарными и авторитарными; военизированными, гражданскими и смешанными; клерикальными, теократическими и пр. Все это обуславливает существенные отличия во взаимоотношениях между личностью, обществом и государством в различных странах, которые и сказываются на своеобразности политического режима. Политический режим теснее и более непосредственно  связан с сущностью государства, чем другие ее формы.

     Таким образом, политический режим - система  способов и методов осуществления политических властей; модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и население.

-Любой политический режим определяется тремя основными факторами: процедурами и способами организации властных институтов и непосредственным осуществлением власти;

-стилем принятия общественно-политических решений;

 -взаимоотношениями между политической властью  и гражданами.

  В более конкретном понимании понятия  “политический режим” охватывает: порядок формирования представительских  учреждений; положение и условия деятельности политических партий; правовой статус личности, права и обязанности граждан; порядок функционирования карательных и правоохранительных органов; соотношение и регламентацию разрешенного и запрещенного.

     Любой политический режим зависит от таких факторов: соотношение политических сил в общественном организме;  лица общенационального лидера и качества правящей элиты; исторической и социокультурных традиций; политической культуры населения. Чтобы отдать себе отчет сущность политического режима, надлежит помнить, что он создается спонтанно, вследствие общих усилий многих субъектов политического процесса, и не может быть установленный конституциями или другими законами.

      Существует  много классификаций политических режимов. Зачастую употребляется трехчленная классификация их на тоталитарные, авторитарные и демократические, причем любая классификация является условной, т.к. “чистых” и завершенных политических режимов в политической практике не существует.

     Исходя  из трехчленной классификации, проанализируем содержание и характерные особенности каждого из политических режимов - тоталитаризма, авторитаризма и демократии.

      Тоталитаризм - это своеобразный способ организации  общества, который  характеризуется  всесторонним и всеобъемлющим контролем властей над обществом, покорением общественной системы государства, коллективными целями, всеобщей идеологией.

      “Тоталитаризм”  как общий термин был внедрен Б. Муссолини для характеристики фашистского движения в Италии и для отмежевания его от нацистского движения в Германии. Теория тоталитаризма сложилась в 3О-40-х гг. с появлением фашизма и его разновидностей. В понятийном  обозначении тоталитаризм - это режим, который осуществляет тотальный (всеобъемлющий) контроль над населением, опираясь на систематическое использование насилия или на его угрозу.

Информация о работе Формы государства