Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования дать всестороннюю характеристику формы государства.
Цель определяет задачи исследования:
рассмотреть понятие, сущность и виды формы государства;
выявить факторы, влияющие на выбор и установление формы государства;
дать развернутую характеристику элементов формы государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 4
2. ФАКТОРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА 7
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 10
3.1.Формы правления государства и их характеристика 10
3.2. Форма государственного устройства 19
3.3. Политический режим государства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

формы государства.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

 

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ПОНЯТИЕ,  СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 4

2. ФАКТОРЫ  УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА 7

3.ХАРАКТЕРИСТИКА  ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 10

3.1.Формы  правления государства и их  характеристика 10

3.2. Форма государственного устройства 19

3.3. Политический режим государства 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования определяется большой ролью формы  государства в государственной  политико-правовой жизни любого государства.

Государство постоянно находится  в процессе развития и совершенствования. Соответственно, вместе с государством происходит преобразование и совершенствование  не только его содержания, но и формы.

Проблемам форм государства  было посвящено множество научных  работ. В частности, таких авторов, как Авдееев А.Д., Венгеров А.Б.,              Ильин И.А., Керимов Д.А., Медушевский А., Осипян Б.А., Петров В.С., Хропанюк В.Н., Зазнаев О.И., Чиркин В. Е. и других.

Между тем проблема формирования и функционирования форм государства  приобрела на сегодняшний день не только теоретическое, но и практическое значение.

От того как организована и как реализуется государственная  власть  зависит эффективность  государственного руководства, действенность  управления,  престиж и стабильность правительства,  состояние законности и правопорядка в стране и многое другое.

Цель настоящего исследования дать всестороннюю характеристику формы  государства.

Цель определяет задачи исследования:

  • рассмотреть понятие, сущность и виды формы государства;
  • выявить факторы, влияющие на выбор и установление формы государства;
  • дать развернутую характеристику элементов формы государства.

 

 

1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВА

 

Форма государства  представляет собой структуру, определенную модель внутреннего устройства государства, включающую его территориальную  организацию, принципы, способы образования  и взаимодействия органов государственной  власти, а также методы осуществления  власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет  отличить одно государство от другого.

Государство постоянно находится  в процессе развития и совершенствования. Соответственно, вместе с государством происходит преобразование и совершенствование  не только его содержания, но и формы. По верному замечанию Д.А. Керимова, «преобразование сущности и изменение  содержания его деятельности государства  обычно влекут за собой соответствующие  изменение в его форме»1.

Трансформация формы государства, способствует изменению и его  содержания и наоборот – изменение  содержательных характеристик государства, приводит к изменению форм государства.

По мнению А.Д. Авдеева  в политико-правовых вопросах, касающихся организации публичной власти в  государстве, форма и содержание выступают не просто как внутренняя и внешняя составляющая политической организации общества, а как две  субстанции, оказывающие друг на друга  непосредственное (перманентное) влияние  и воздействие. При этом нельзя с  определенной долей уверенности  говорить о том, что из них является первопричиной изменчивости правовой природы государства.

Форма государства и сущность государства воздействуют друг на друга  в равной степени. В этом и проявляется  неразрывная связь формы и  содержания государства.

Различают монократическую, поликратическую и сегментарную формы государства.

Монократическая форма государства может иметь следующие разновидности:

- теократическая монократия, существующая в странах мусульманского  фундаментализма (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ);

- экстремистская (фашистская) монократия (в прошлом фашистская  Германия и Италия, диктатура  Франко в Испании, режим красных  кхмеров в Камбодже);

- милитаристская монократия, когда государственная власть  принадлежит военному совету, а  фактически - его руководителю (Ирак  при Саддаме Хусейне, в настоящее  время (Мьянма, Фиджи);

- монократия тоталитарного  социализма (СССР до 1953 г., КНДР).

Поликратическая форма государства характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (глава государства, правительство, парламент, суды, органы конституционного контроля), определённой децентрализацией управления территориями, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярным проведением выборов, поисками компромиссов и консенсуса, гарантией прав граждан.

Поликратическая форма государства  может иметь следующие разновидности:

Традиционная поликратия, которая окончательно сложилась  в большинстве демократических  стран после Второй мировой войны (Франция, США, Япония, Австралия, Норвегия);

Постсоциалистическая поликратия, сложившаяся после распада социалистического  блока (Венгрия, Польша, Чехия, Болгария).

Промежуточная форма (сегментарая) существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице - президенте (Египет, Индонезия, Венесуэла) или монархе (Иордания, Марокко). Сегментарная форма государства может иметь следующие разновидности:

- сравнительно либеральная  форма (Венесуэла, Парагвай, Иордания);

- более авторитарная форма  (Нигерия, Сенегал, Марокко).

 

 

2. ФАКТОРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

 

На форму государства  оказывают влияние различные  факторы:

- территориальные размеры  страны;

- национальный состав;

- уровень жизни населения;

- менталитет населения;

- исторические традиции  и др.

Так, например, небольшие  по территории государства обычно являются унитарными.

«Многонациональный состав населения, - писал И.А. Ильин, предъявляет  к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным  гражданским войнам»2. Сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные распри Южной Осетии и Абхазии с Грузией и их, в конечном счете, автономия от Грузии подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему.3.

Форма государства зависит  от конкретно-исторических условий  его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают  сущность, исторический тип государства. Так, ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция - требование молодой буржуазии, монархия - уступка феодалам.

Серьезное влияние на форму  государства оказывает культурный уровень народа, характер религиозных  мировоззрений, природные условия  проживания, зарубежный опыт, субъективные факторы и т.д.

Многие исследователи  формы государства обоснованно  полагают, что именно внутренняя составляющая государства во многом определяет внешнюю  форму государства. В частности, по мнению Б.А. Осипяна, «в основе разнообразных  типов и форм государства и  их разновидностей лежат определенные религиозные и идеологические мировоззрения  тех или иных народов в конкретные времена, в конкретных пространствах  и жизненных обстоятельствах.... Поэтому  традиционная религия как надсознательная  внутренняя конституция каждого  народа может играть и в действительности играет довольно заметную роль в установлении той или иной формы его государственного правления»4. Так, «все правомерные и неправомерные типы государства можно условно подразделить на монархии и парламентские республики, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие им разновидности»5.

По убеждению русского мыслителя И.А. Ильина,  «нелепо  вводить в стране государственную  форму не считаясь с уровнем и  навыками народного правосознания»6.

Отечественные дореволюционные  ученые не раз подчеркивали сложность, некую противоречивость, самобытность российского менталитета и основанного  на нем правосознания, которые оказывают  непосредственное воздействие на отечественную  форму государственного управления, а та, в свою очередь, на форму  государственно-территориального устройства.

С этим, например, связано  такое российское явление, как патернализм - тип руководства, при котором руководители обеспечивают удовлетворение потребностей подчиненных взамен их лояльности и послушания; осуществляется покровительство, «отеческая власть» индивида над другим, считающимся слабым индивидом или группой7. Подобный тип управления, на наш взгляд, находит свое выражение в формировании органов публичной власти, распределении полномочий между ними, их взаимоотношении между собой, юридической безответственности перед российском народом.

В результате анализа указанных  особенностей российской государственности, в частности, евразийцы приходили  к выводу об особой роли субъективного  фактора в эволюции российской государственности, настаивали на том, «что Россия не может  быть управляема иначе, как при помощи: организованного и сплоченного  правящего слоя»8. Таким образом, по мнению евразийцев, в условиях раскола общества, обширной территории российское государство может быть управляемо только при наличии сильной вертикали власти, при централизации властных полномочий, что и имеет место в современной действительности.

Таким образом, на форму государства  оказывают влияние множество  факторов (национальный состав населения, историческое развитие, природно-климатические  условия, географическое положение, уровень  развития политических отношений и  т.д.). Определяющее значение имеет ментальность и правосознание народа. Так, в  частности, А. Солженицын отмечал, что  «в такой необъятной стране, как  наша, никогда не добиться процветания  без сочетания действий централизованной власти и общественных сил. Если мы не научимся брать в свои руки и  деятельно обеспечивать близкие, жизненные  наши нужды, не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах»9.

 

 

3.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВА

 

3.1.Формы правления  государства и их характеристика

 

Форма государственного правления  представляет собой способ организации  и взаимоотношений высших органов  государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти, а также статусом главы государства10.

Формы правления различаются  в зависимости от того, принадлежит  ли верховная власть в государстве  одному лицу, которое одновременно является символом государства, или  же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы  и т.д.). В связи с этим все  государства по форме правления  делятся на монархии и республики. При этом их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Следует иметь в виду, что форма  правления государства  наиболее часто подвержена изменчивости. Так, еще в Древнем Риме республика чередовалась с монархией. Формы  правления, «как и содержание и даже сущность государств, изменчивы, менее  стабильны, более интенсивны в своих  видоизменениях»11.

Однако не стоит забывать о том, что в ходе корреляции формы  правления следует учитывать  как ее совместимость с иными  элементами формы государства, так  и ее гармонию с содержанием последнего.

Так, изменение формы государственного правления вследствие воздействия  экономических, политических, социальных, идеологических и иных факторов влечет за собой коренные преобразования сущности государства. В этом случае форма правления обретает некоторые новые черты и особенности12. Так, конституционное закрепление республиканской формы правления вместо монархической в 1946 г. определило дальнейшее развитие Италии. В Непале в 2008 г. выборы в Конституционное собрание положили конец 240 годам монархии в этом гималайском королевстве.

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением13.

Основными признаками классической монархической формы правления  являются:

- существование единоличного  главы государства, пользующегося  своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

- наследственный порядок  преемственности верховной власти;

- представительство государства  монарха по своему усмотрению;

- юридическая безответственность  монарха14.

Монархии бывают двух видов: неограниченной (абсолютной) и ограниченной (конституционной).

Абсолютная монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

К наиболее существенным признакам  абсолютной монархии относятся:

Информация о работе Формы государства