Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:59, курсовая работа
Цель настоящего исследования дать всестороннюю характеристику формы государства.
Цель определяет задачи исследования:
рассмотреть понятие, сущность и виды формы государства;
выявить факторы, влияющие на выбор и установление формы государства;
дать развернутую характеристику элементов формы государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 4
2. ФАКТОРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА 7
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 10
3.1.Формы правления государства и их характеристика 10
3.2. Форма государственного устройства 19
3.3. Политический режим государства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФОРМЫ
2. ФАКТОРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА 7
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 10
3.1.Формы правления государства и их характеристика 10
3.2.
Форма государственного
3.3.
Политический режим государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется большой ролью формы государства в государственной политико-правовой жизни любого государства.
Государство постоянно находится в процессе развития и совершенствования. Соответственно, вместе с государством происходит преобразование и совершенствование не только его содержания, но и формы.
Проблемам форм государства было посвящено множество научных работ. В частности, таких авторов, как Авдееев А.Д., Венгеров А.Б., Ильин И.А., Керимов Д.А., Медушевский А., Осипян Б.А., Петров В.С., Хропанюк В.Н., Зазнаев О.И., Чиркин В. Е. и других.
Между тем проблема формирования и функционирования форм государства приобрела на сегодняшний день не только теоретическое, но и практическое значение.
От того как организована
и как реализуется
Цель настоящего исследования дать всестороннюю характеристику формы государства.
Цель определяет задачи исследования:
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
Форма государства представляет собой структуру, определенную модель внутреннего устройства государства, включающую его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.
Государство постоянно находится в процессе развития и совершенствования. Соответственно, вместе с государством происходит преобразование и совершенствование не только его содержания, но и формы. По верному замечанию Д.А. Керимова, «преобразование сущности и изменение содержания его деятельности государства обычно влекут за собой соответствующие изменение в его форме»1.
Трансформация формы государства, способствует изменению и его содержания и наоборот – изменение содержательных характеристик государства, приводит к изменению форм государства.
По мнению А.Д. Авдеева в политико-правовых вопросах, касающихся организации публичной власти в государстве, форма и содержание выступают не просто как внутренняя и внешняя составляющая политической организации общества, а как две субстанции, оказывающие друг на друга непосредственное (перманентное) влияние и воздействие. При этом нельзя с определенной долей уверенности говорить о том, что из них является первопричиной изменчивости правовой природы государства.
Форма государства и сущность государства воздействуют друг на друга в равной степени. В этом и проявляется неразрывная связь формы и содержания государства.
Различают монократическую, поликратическую и сегментарную формы государства.
Монократическая форма государства может иметь следующие разновидности:
- теократическая монократия,
существующая в странах
- экстремистская (фашистская)
монократия (в прошлом фашистская
Германия и Италия, диктатура
Франко в Испании, режим
- милитаристская монократия,
когда государственная власть
принадлежит военному совету, а
фактически - его руководителю (Ирак
при Саддаме Хусейне, в
- монократия тоталитарного социализма (СССР до 1953 г., КНДР).
Поликратическая форма государства характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (глава государства, правительство, парламент, суды, органы конституционного контроля), определённой децентрализацией управления территориями, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярным проведением выборов, поисками компромиссов и консенсуса, гарантией прав граждан.
Поликратическая форма государства
может иметь следующие
Традиционная поликратия, которая окончательно сложилась в большинстве демократических стран после Второй мировой войны (Франция, США, Япония, Австралия, Норвегия);
Постсоциалистическая
Промежуточная форма (сегментарая) существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице - президенте (Египет, Индонезия, Венесуэла) или монархе (Иордания, Марокко). Сегментарная форма государства может иметь следующие разновидности:
- сравнительно либеральная форма (Венесуэла, Парагвай, Иордания);
- более авторитарная форма (Нигерия, Сенегал, Марокко).
2. ФАКТОРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
На форму государства оказывают влияние различные факторы:
- территориальные размеры страны;
- национальный состав;
- уровень жизни населения;
- менталитет населения;
- исторические традиции и др.
Так, например, небольшие по территории государства обычно являются унитарными.
«Многонациональный состав населения, - писал И.А. Ильин, предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам»2. Сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные распри Южной Осетии и Абхазии с Грузией и их, в конечном счете, автономия от Грузии подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему.3.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция - требование молодой буржуазии, монархия - уступка феодалам.
Серьезное влияние на форму
государства оказывает
Многие исследователи
формы государства обоснованно
полагают, что именно внутренняя составляющая
государства во многом определяет внешнюю
форму государства. В частности,
по мнению Б.А. Осипяна, «в основе разнообразных
типов и форм государства и
их разновидностей лежат определенные
религиозные и идеологические мировоззрения
тех или иных народов в конкретные
времена, в конкретных пространствах
и жизненных обстоятельствах...
По убеждению русского мыслителя И.А. Ильина, «нелепо вводить в стране государственную форму не считаясь с уровнем и навыками народного правосознания»6.
Отечественные дореволюционные
ученые не раз подчеркивали сложность,
некую противоречивость, самобытность
российского менталитета и
С этим, например, связано такое российское явление, как патернализм - тип руководства, при котором руководители обеспечивают удовлетворение потребностей подчиненных взамен их лояльности и послушания; осуществляется покровительство, «отеческая власть» индивида над другим, считающимся слабым индивидом или группой7. Подобный тип управления, на наш взгляд, находит свое выражение в формировании органов публичной власти, распределении полномочий между ними, их взаимоотношении между собой, юридической безответственности перед российском народом.
В результате анализа указанных особенностей российской государственности, в частности, евразийцы приходили к выводу об особой роли субъективного фактора в эволюции российской государственности, настаивали на том, «что Россия не может быть управляема иначе, как при помощи: организованного и сплоченного правящего слоя»8. Таким образом, по мнению евразийцев, в условиях раскола общества, обширной территории российское государство может быть управляемо только при наличии сильной вертикали власти, при централизации властных полномочий, что и имеет место в современной действительности.
Таким образом, на форму государства оказывают влияние множество факторов (национальный состав населения, историческое развитие, природно-климатические условия, географическое положение, уровень развития политических отношений и т.д.). Определяющее значение имеет ментальность и правосознание народа. Так, в частности, А. Солженицын отмечал, что «в такой необъятной стране, как наша, никогда не добиться процветания без сочетания действий централизованной власти и общественных сил. Если мы не научимся брать в свои руки и деятельно обеспечивать близкие, жизненные наши нужды, не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах»9.
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ
3.1.Формы правления
государства и их
Форма государственного правления представляет собой способ организации и взаимоотношений высших органов государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти, а также статусом главы государства10.
Формы правления различаются
в зависимости от того, принадлежит
ли верховная власть в государстве
одному лицу, которое одновременно
является символом государства, или
же она осуществляется при помощи
различных демократических
Следует иметь в виду, что форма правления государства наиболее часто подвержена изменчивости. Так, еще в Древнем Риме республика чередовалась с монархией. Формы правления, «как и содержание и даже сущность государств, изменчивы, менее стабильны, более интенсивны в своих видоизменениях»11.
Однако не стоит забывать о том, что в ходе корреляции формы правления следует учитывать как ее совместимость с иными элементами формы государства, так и ее гармонию с содержанием последнего.
Так, изменение формы
Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением13.
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
- существование единоличного
главы государства,
- наследственный порядок
преемственности верховной
- представительство государства монарха по своему усмотрению;
- юридическая
Монархии бывают двух видов: неограниченной (абсолютной) и ограниченной (конституционной).
Абсолютная монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
К наиболее существенным признакам абсолютной монархии относятся: