Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:59, курсовая работа
Цель настоящего исследования дать всестороннюю характеристику формы государства.
Цель определяет задачи исследования:
рассмотреть понятие, сущность и виды формы государства;
выявить факторы, влияющие на выбор и установление формы государства;
дать развернутую характеристику элементов формы государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 4
2. ФАКТОРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА 7
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 10
3.1.Формы правления государства и их характеристика 10
3.2. Форма государственного устройства 19
3.3. Политический режим государства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Различия в правовом положении
территориальных образований
Несмотря на объективную обусловленность, правовая асимметрия территориальных образований в составе государства - весьма неоднозначное явление24, сопряженное с известными рисками. В частности, следует признать наличие хотя и нечетких, но все же реальных пределов такой асимметрии (которые, безусловно, будут различными в разных странах в разные исторические периоды и в разных ситуациях), за которыми становится ощутимой опасность дезинтеграции государства. И поскольку асимметричность территориального устройства ассоциируется с угрозами сепаратизма и сецессии, в юридической и политологической литературе она чаще всего оценивается негативно25. В то же время определенные угрозы государственному единству можно усмотреть и в излишнем стремлении к полной правовой симметрии регионов многонационального, поликонфессионального, лингвистически и (или) культурно неоднородного государства.
3.3.Политический режим государства
Важнейшим элементом формы государства является государственно-правовой (политический) режим. Традиционно политический режим понимается как система методов, способов и средств осуществления политической власти26. Любые изменения, происходящие в сущности государства, прежде всего, отражаются на его режиме, последний же влияет на форму правления и форму государственного устройства.
На Западе понимание политического режима довольно сильно отличается от российской модели. Во-первых, часто "режим" смешивают с формой правления и государственным строем, т.е. режим связывается с распределением властных полномочий в рамках разделения властей. Соответственно выделяются режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества властей (парламентская республика)27. А во-вторых, политический режим многими зарубежными авторами изучается как совокупность связей между обществом и государством, фактически включая в рамки режима те отношения, которые с правом связаны опосредованно (отношения власти и подчинения, групп влияния и проч.).
Если говорить о классификации политических режимов, то их, как принято среди юристов, существует великое множество. Выделяют такие режимы, как либеральный, консервативный, прогрессивный, реакционный, теократический, светский, традиционный, мобилизационный, радикальный, тиранический, диктаторский, конституционный, автономный, контрреформистский, террористический, репрессивный и др.28 Но представляется правильным выделять по большому счету только три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Хотя равным образом возможно деление и на два типа режимов: авторитарный и демократический, рассматривая тоталитарный режим как крайнюю степень авторитаризма.
Основные черты
Гущин В. говорит о том, что в основе демократического политического режима лежит принцип диалектики, при котором «да» никогда не может представлять собой полного утверждения, а «нет» – отрицания. Демократия – это феномен, который всегда оставляет простор для выбора, место для альтернативы. Он, по мнению автора, хорош для переходных этапов в развитии государственности, однако содержит в себе зачатки самоуничтожения29.
Тоталитарный режим, в отличие от демократического, характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. К его основным чертам относятся: стремление государства к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни; господство одной партии; формальный (декларативный) характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие гарантий их реализации; полное отстранение общества от политической власти; формирование государственной власти бюрократическими способами, по закрытым от общества каналам; недоступность власти контролю со стороны народа; отсутствие плюрализма и т.д.
Одним из видов тоталитарного режима является авторитарный режим, который можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Авторитарный режим, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой – жестче, антинароднее, чем демократический.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что в отдельно взятом государстве политический режим не выстраивается в «чистом виде», характерным ля того, или иного вида режима. Существует лишь совокупность признаков, позволяющих относить сложившийся государственного правовой режим к той или иной разновидности. Так, например, политические режимы постсоветского региона, при всем этнографическом и идеологическом разнообразии, объединяет одна общая характеристика – их нестабильность.
Стремительный характер перемен
конца ХХ - начала XXI вв. породил типичный
для революций феномен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все сказанное позволяет сделать следующие выводы.
Форма государства представляет собой модель внутреннего устройства государства, включающую его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.
На форму государства оказывают влияние множество факторов (национальный состав населения, историческое развитие, природно-климатические условия, географическое положение, уровень развития политических отношений и т.д.). Определяющее значение имеет ментальность и правосознание народа.
Составными элементами формы
государства являются форма правления,
государственно-
Форма государственного правления представляет собой способ организации и взаимоотношений высших органов государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти, а также статусом главы государства. В настоящее время «классические» виды форм монархического и республиканского правления эволюционируют под влиянием различного рода факторов, создаются смешанные и «гибридные» формы современной государственности. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой.
При этом форма правления как элемент формы государства влияет, дополняет и зависит от формы государственного устройства и политического режима, что и предопределяет рассмотрение их в неразрывном единстве. Не принижая значимость территориальной организации публичной власти и политического режима, именно форма правления является определяющей при организации власти любого государства.
Форма правления и политический режим позволяют со всей очевидностью определить концентрацию властных полномочий, степень их централизации как по горизонтали, так и по вертикали. Сосредоточение власти в том или ном органе (органах) накладывает определенный отпечаток на форму политико-территориального устройства государства. Однако жесткой привязки формы правления к двум другим элементам формы государства не существует.
Вместе с тем, гармоничное
комбинирование формы правления, государственно-
При этом любые реформы
политического и
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: учеб. пособие. 2-е изд. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2005. С.588.
2 Ильин И.А. О государственной форме. // Советское государство и право. №11, 1991. С.136.
3 Там же. С.138.
4 Осипян Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. 2009. №1. С. 33.
5 Там же. С.25.
6 Ильин И.А. Почему мы верим в России: сочинения. М.: Эксмо, 2006. С.31.
7 Милов Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Менталитет и аграрное развитие России (ХIХ–ХХ вв.): материалы междунар. конф. М.,1996. С.22.
8 Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2003. С.167.
9 Солженицын А.И. Что нам по силам // Аргументы и факты. 2008. №5.
10 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. М.: Юриспруденция, 2009. С.169.
11 Там же. С.588-589.
12 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. М.: Юриспруденция, 2009. С.169. С.589.
13 Морозова Л. А. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2009. С. 192.
14 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С.31.
15 Медушевский А. Конституционная монархия в Европе, Японии и России //Общественные науки и современность. 1994. № 6. С.71.
16 Все страны мира / Авт.-сост. М.В. Адамчик. – Минск: Харвест, 2008.
17 Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 4.
18 Цит. по: Петров В.С. О понятии формы государства. М.: Проспект, 2010. С.83.
19 Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001.
20 Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001.
21 Петров В.С. О понятии формы государства. М.: Проспект, 2010. С.85.
22 Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М: Изд. гр. НОРМА–ИНФРА-М, 1999. С.180.
23 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. М., 1961. С. 170.
24 Курнышев В.В., Болтенкова Л.Ф. Концепция снижения правовой асимметрии в развитии субъектов Российской Федерации // Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Новосибирск, 2000. С. 426–433.
25 Керимов А.Д. Форма государственного устройства Российской Федерации // Гражданин и право. 2001. № 12. С. 16–18.
26 Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №6. С. 14.
27 Шереметьева В.А. "Государственный режим": проблемы теории и типологии // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 2. С. 8.