Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 13:55, реферат
Цель: изучить одну из тем теории государства и права - «формы
государства»
Задачи:
1) раскрыть понятие “форма государства”
2) рассмотреть особенности правления
3) рассмотреть влияние политического режима на формирование государства
Введение........................................................................................................3
1. Формы государства…………………………………………………….…..4
2. Формы территориально- государственного устройства…………….…..5
2.1 Унитарное государство…………………………………………….…...6
2.2 Федеративное государство…………………………………………..…7
2.3 Конфедеративное государство……………………………………..…..8
3. Политический режим………………………………………………….…....9
3.1 Демократический режим……………………………………..……...…10
3.2 Тоталитарный режим…………………………………………….……..11
3.3 Авторитарный режим……………………………………………..…....12
4. Форма государственного правления……………………………………...14
4.1 Монархия……………………………………………………………..…15
4.2 Республика……………………………………………………………....17
Заключение………………………………………………………………..….20
Список литературы…………………………………………………….....…21
Содержание
Введение......................
1. Формы государства…………………………………
2. Формы территориально- государственного устройства…………….…..5
2.1 Унитарное государство…………………………………………….…
2.2 Федеративное государство………………
2.3 Конфедеративное государство……………………………………..…..
3. Политический режим………………………………
3.1 Демократический режим……………………………………..……...…10
3.2 Тоталитарный режим………………………………
3.3 Авторитарный режим………………………………
4. Форма государственного правления……………………………………...14
4.1 Монархия…………………………………………………………
4.2 Республика……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Форма государства представляет собой устройство государства в самом широком смысле этого слова.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическо-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Поэтому проблема формы государства имеет и весьма существенный политический аспект.
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".
В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как государство.
Цель: изучить одну из тем теории государства и права - «формы
государства»
Задачи:
1) раскрыть понятие “форма государства”
2) рассмотреть особенности правления
3) рассмотреть влияние
политического режима на
1. Формы государства
Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.
Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.
Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:
1. особенности исторического развития государства;
2. исторические традиции;
3. различные политико-правовые идеи;
4. национальный состав населения;
5. внешние факторы (международное положение и т. д.).
Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного
государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её
результаты.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
2. Формы территориально- государственного устройства
Форма государственного устройства – это национальное и административно- территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составными частями его, между центральными и местными органами и государственной властью. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства1.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит
внутренняя структура
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
- как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются каждой нации, проживающей на территории данного государства;
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные, конфедеративные.
2.1. Унитарное государство
Унитарное государство - это единое цельное государственное
образование, состоящее из
административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны
высшие исполнительные, представительные и судебные и
судебные органы, которые осуществляют верховное руководство
соответствующими органами;
- на территории унитарного государства действует одна конституция,
единая система законодательства, одно гражданство;
- составные части унитарного государства (области, департаменты,
округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
- унитарное государство, на территории которого проживают
небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми
осуществляется центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция,
Турция, Япония, Финляндия.
2.2 Федеративное государство
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее
самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
(США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
2.3 Конфедеративное государство
Каждому государству присуща определенная форма политического устройства, а для объеденного общими целями союза суверенных государств характерна конфедеративная форма управления. В истории встречаются примеры таких союзов, которые образовывали конфедерацию для внешних и внутриполитических целей. Чаще всего страны конфедерации создавались для решения следующих вопросов: армия, транспорт, внешняя политика, система коммуникации. Конфедерация считается достаточно слабой формой управления и имеет непродолжительный срок существования. Итогом деятельности конфедеративного государства может быть его преобразование в федерацию или прекращение существования после достижения поставленных целей. Неустойчивость конфедерации объясняется тем, что каждый из ее субъектов по своему желанию может расторгнуть договор о членстве в данном объединении. Яркий пример конфедерации - это США, страна, созданная в результате союза независимых штатов, а впоследствии преобразованная в федерацию. Зачастую конфедерацию представляют как переходный этап к образованию нового независимого государства. Конфедеративное государство имеет свои специфические черты, которые характеризуют его как особую форму правления. Членами конфедерации являются независимые страны, у которых сохраняются их элементы государства, в том числе законодательная, исполнительная, судебная власти. Не меняется денежная система, армия остается прежней, сохраняется деятельность налоговых органов. Конфедеративное государство - это некая противоположность федерации, и ее участники могут быть членами одной или нескольких конфедераций единовременно. Государственная система управления характеризуется наличием бюджета, конфедеративное государство формирует его из установленных взносов, которые обязаны выплачивать все страны, входящие в этот союз.
3. Политический режим
Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократически и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо
«наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм2.
Тимократия и олигархия были историей преодолены (первая -
полностью, вторая - частично), а демократический и тоталитарный
режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное толкование отличается от платоновского. Государствоведческая мысль ХХ века противопоставляет демократию как политическую форму, обеспечивающую прогресс, тоталитаризму как воплощению политической реакции, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения «наилучшего государства». Правда, тирания (платоновский эквивалент современного тоталитарного режима), в этой градации занимает последнее место и потому страдает наибольшей вырожденностью.
Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков. «Наилучшее
государство» - идеал, отличающийся стабильностью. Тимократия
отличается от него прежде всего элементом нестабильности: некогда
единый патриархальный класс расщепляется под воздействием
собственнических интересов и конкуренции. «Скопление золота в
кладовых у частных лиц губит тимократию, - говорил Платон, - они
прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого
перетолковывают законы, мало считаясь с ними». Возникает
конфликт между добродетелью и богатством. «Когда устанавливаются
порядки, по которым к власти не допускаются те, у кого нет
определенного имущественного ценза, побеждает олигархия, держащаяся на вооруженной силе или запугивании», т.е. посредством политического насилия, как сказали бы мы сегодня. Возникновение олигархии создает предпосылки для начала гражданской войны между олигархиями и беднейшими слоями. Социальная междоусобица, если в ней побеждают бедняки, приводит к демократии, в результате чего противники уничтожаются или изгоняются, остальные уравниваются в гражданском состоянии и возможностях занимать государственные должности.