Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 13:55, реферат

Описание работы

Цель: изучить одну из тем теории государства и права - «формы
государства»
Задачи:
1) раскрыть понятие “форма государства”
2) рассмотреть особенности правления
3) рассмотреть влияние политического режима на формирование государства

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
1. Формы государства…………………………………………………….…..4
2. Формы территориально- государственного устройства…………….…..5
2.1 Унитарное государство…………………………………………….…...6
2.2 Федеративное государство…………………………………………..…7
2.3 Конфедеративное государство……………………………………..…..8
3. Политический режим………………………………………………….…....9
3.1 Демократический режим……………………………………..……...…10
3.2 Тоталитарный режим…………………………………………….……..11
3.3 Авторитарный режим……………………………………………..…....12
4. Форма государственного правления……………………………………...14
4.1 Монархия……………………………………………………………..…15
4.2 Республика……………………………………………………………....17
Заключение………………………………………………………………..….20
Список литературы…………………………………………………….....…21

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 40.90 Кб (Скачать файл)

Устанавливается   «царство    свободы»    и    как    следствие    этого   -

беззаконие.   Реакцией   на   истолкованную   таким    образом    демократию

является    тирания    -    незаконная    власть    одного.    Сравнение

платоновской    концепции    политических     режимов     (государств)     с

современным  государствоведением  свидетельствует,  что  в  ней   содержится в  зародыше  практически  все  элементы  политической  мысли,  при   помощи которых   и   сегодня   формируются   политические   теории:     типология политических  режимов  (государств),  их  историческая   последовательность, закономерность  их  смены,  формы  перехода  от  одного  типа   государства к  другому (например, революция,  гражданская  война),  и   даже   указание на  источники  исторических  изменений,  среди  которых  Платон   обозначает и  то,  что  позднее  марксисты  назвали  классовой  борьбой.

По моему мнению основу политического режима составляют следующие 3 типа:

    . Демократический

    . Тоталитарный

    . Авторитарный

3.1 Демократический режим

Демократический режим (народовластие) – основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только провозглашением, оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве избираются.

Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. "Силовые" структуры находятся под демократическим контролем общества, их деятельность регламентируется законом.

Так же характерно господство закона во всех сферах общественной жизни, гласность, свобода слова средств массовой информации, осуществление принципа разделения властей. Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм:

1) население участвует в формировании  и осуществлении государственной  власти посредством прямой демократии, без политических посредников, которая  проводится в жизнь через институты  прямого народовластия

(референдумы, выборы на основе  всеобщего избирательного права, митинги, демонстрации).

2) представительной (осуществляется  власть представителями народа - депутатами, другими выборными органами  исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы  различных классов, социальных групп, слоев, политических партий). 

3.2 Тоталитарный режим

Для политического режима  тоталитарного  типа характерно насильственное   навязывание   населению общественных  порядков, чьи   модели разработаны   на  основе единой идеологии.  Господство  этих  порядков  достигается     посредством монопольного  тоталитарного   контроля   над  политикой,    экономикой, культурой  и бытом. Идеологическое  и  организационное    единство  обеспечивается  политическим господством Партии, возглавляемой   Вождем.

 Она  подчиняет себе  государство. В  ее  руках  находятся  средства  массовой   информации,  печать. В методах  управления преобладает политическое  и  физическое  насилие,  полицейский  и  жандармский   террор.

        Подобные  свойства, казалось  бы,  исключают   возможность

ненасильственной   смены  тоталитарной   власти.   Однако,   как   показал

опыт  Чехословакии,  Венгрии,  во многом  Польши  и,  быть   может,  СССР, тоталитарный   политический   режим  способен  к  самоизменениям   с постепенным  и  относительно  мирным  переходом   к   посттоталитарному,   а затем,  по-видимому,  и  к  демократическому. Во всяком   случае   такого

рода   переход  успешно  осуществлен  в  Испании,  Греции,  Чили,

отказавшихся  от  фашистских  режимов  и  выбравших   демократический   путь  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как "компромисс" между тоталитарным (абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти) и демократическим политическими режимами. В авторитарном режиме политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, при этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией). Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. Управление осуществляется централизованно. В случае отклонения людей от "генеральной линии" применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко применяются внесудебные методы принуждения людей.

 Авторитарные  политические режимы  появляются  в  истории  тогда, когда власти  намерены  приступить  к коренным реформам общественного   строя  и  осуществить  «революцию сверху» (например, переход  в Испании от фашистского строя к демократическому   в   последний   период   правления    Каудильо    Франко, начатая   в   СССР   в   1985  г.   перестройка   происходили   в   условиях авторитарных  режимов).

 

 

 

 

 

 

4. Форма государственного  правления

Прежде всего, надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в обществе. Форма государственного управления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношений с населением. К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или Президент), законодательный орган, правительство. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

В настоящее время отечественная теория государства и права может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие  органы государства и каково их строение;

- какой принцип лежит  в основе взаимоотношений между  высшими и другими государственными  органами;

- как стоятся отношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

- в какой мере высшие  органы государства позволяют  обеспечивать права и свободы  гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.

 

4.1 Монархия

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
  • наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • представительство государства монарха по своему усмотрению;
  • юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на:

  • абсолютную
  • ограниченную (парламентскую)
  • дуалистическую
  • теократическую
  • парламентскую

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существует сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

 

 

 

4.2 Республика

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

  • парламентарные
  • президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.

Информация о работе Формы государства