Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

При этом традиционно большое внимание уделяется вопросам, касающимся форм государства, т.к. необходимо понять, каким образом эта власть (в первую очередь верховная) организуется и почему является территориальной. Нельзя не заметить здесь разнообразия форм государства. Уже в Древнем мире философы предпринимали попытки выделить общие, характерные черты таких форм и классифицировать их.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .…...……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства ...………4
1.2 Унитарное государство …...…………………………………….5
1.3 Федерация………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ: МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
2.1 Форма государственного правления………………………….12
2.2 Монархия……………………………………………………….13
2.3 Республиканская форма правления…………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...19

Файлы: 1 файл

1 уст.docx

— 44.22 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ .…...……………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

1.1 Понятие и виды форм  государственного устройства ...………4

1.2 Унитарное государство …...…………………………………….5

1.3 Федерация………………………………………………………..7

 ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ: МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ

2.1 Форма государственного  правления………………………….12

2.2 Монархия……………………………………………………….13

2.3 Республиканская форма  правления…………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «государство» является сложным политико-правовым явлением. В научной литературе и по сей  день даются самые разнообразные  его дефиниции. Однако, для большинства  определений характерно наличие  общих признаков, характеризующих  государство как политико-территориальную организацию публичной власти в обществе.

При этом традиционно большое  внимание уделяется вопросам, касающимся форм государства, т.к. необходимо понять, каким образом эта власть (в  первую очередь верховная) организуется и почему является территориальной. Нельзя не заметить здесь разнообразия форм государства. Уже в Древнем  мире философы предпринимали попытки  выделить общие, характерные черты  таких форм и классифицировать их.

Актуальными данные вопросы  остаются и в настоящее время. Так, в современном государствоведении не разрешена проблема определения формы государств, которые юридически относятся к монархиям или республикам, но фактически таковыми не являются. Чаще всего подобные отклонения от изначальных форм связаны с воздействием идеологии, подчиняющей себе и формирование и функционирование всех органов государства. Возможно и чистое существование идеократических государств, например, Ватикан. 

Возникновение суррогатных  форм возможно ещѐ и в силу объективных  причин унификации государственных  моделей как средства демократизации. Так, современные парламентские  монархии предоставляют своим подданными ничуть не меньше прав и свобод, чем  республики.

 

ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

1.1 Понятие и виды форм  государственного устройства

 

Являясь одним из аспектов формы государства, государственное  устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами государства. Форма государственного устройства выражает основания, принцип и особенности территориального структурирования власти, её распределения между центральными и местными субъектами государственной власти, государственно-правового статуса всех этих субъектов, правового порядка их взаимоотношений и т.д.

Таким образом, форма государственного устройства представляет собой способ территориальной (и национально-территориальной) организации государства и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

Соответственно мировой  конституционной практике известны три основные формы государственного устройства:

1)   унитарное государство (единые государственные образования);

2) федерация (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.);

3) конфедерация (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

В данной главе будут подробно рассмотрены две из них – унитарное  государство и федерация.

 

1.2 Унитарное государство

 

Унитарное государство –  единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Иными словами, принцип унитарного государство исключает существование  внутри него отдельных государственных  образований.

Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas – единство) является самой простой и преобладающей формой государственного устройства. К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

Для унитарной формы государственного устройства характерно наличие следующих основных признаков:

Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные, судебные органы, которые осуществляют верховное руководство местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом  государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального  собрания и Сената.

Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит  президенту; высшую судебную власть в  государстве осуществляет Кассационный суд.

Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует  единая денежная система, проводятся обязательная для всех административно-территориальных  единиц общая налоговая и кредитная  политика.

В-третьих, составные части  унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным  суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных  органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов  и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в  унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной, самостоятельностью.

По степени их зависимости  от центральных органов унитарное  государственное устройство может  быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство  централизованным, если во главе местных  органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Так, в Финляндии  местное самоуправление возглавляется  губернатором, который назначается  президентом. В децентрализованных унитарных государствах (Королевство Испания) местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные системы  унитарного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации (Япония).

В-четвертых, унитарные государства могут иметь внутри себя автономию. Автономия (гр. autonomia – сам + закон) – право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства.

Если в государстве, образованном одним многочисленным народом или  народами, есть территория с компактно  проживающим на ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена большая  самостоятельность в решении  вопросов местного значения путем передачи ее органам власти части полномочий вышестоящих органов. Эти меры принимаются для защиты этнической целостности и создания больших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа.

Иногда выделяют:

    • государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым);
    • государство со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями));
    • государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

 

1.3 Федерация

 

Более сложной формой государственного устройства является федерация - сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

В отличие от унитарной  формы государственного устройства федерация сложна и многолика  и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до настоящего времени  является достаточно распространенной формой государственного устройства. Примерами федеративных государств являются Россия, США, Канада, Германия и ряд других стран.

В качестве субъектов федерации могут выступать:

— административно-территориальные  образования (в России это области  и края плюс 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург);

— национально-государственные  образования (в России это все виды автономий: автономные области, автономные республики, автономные округа).

В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верховной власти) в федерации выступают:

— народ в целом:

— субъекты федерации.

Поэтому парламент федеративного  государства всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства от населения  в целом, верхняя – по принципу представительства от субъектов  федерации.

Однако наличие двухпалатного  парламента не всегда свидетельствует  о существовании федеративного  государства. Так, например, в Великобритании, которая обычно рассматривается  как пример унитарного государства, парламент состоит из двух палат. При этом если нижняя палата формируется  по принципу представительства от населения, то в верхнюю палату входят три  категории граждан: наследственные пэры, пожизненные пэры и высшие иерархи англиканской церкви. Понятно, что состав верхней палаты и само ее существование в структуре  английского парламента являются, скорее, данью исторической и культурной традиции страны, стремлением сохранить  и подчеркнуть аристократический  характер ее государственной власти.

Из сказанного следует, что  наличие 2-х палатного парламента нельзя рассматривать в качестве основного признака федерации.

В качестве основных признаков  федерации выделяют:

1. Распределение полномочий  между центром и субъектами федерации и его закрепление в конституции государства.

Другими словами, определить однозначно, является ли государство  федеративным, можно, только взяв в  руки конституцию данного государства. В конституции федеративного государства выделяется три круга полномочий:

— компетенция центральных  органов;

— компетенция субъектов  федерации;

— область совместной компетенции.

2. В некоторых федерациях  субъекты обладают правом принятия  собственной конституции, имеют  свои высшие законодательные,  исполнительные и судебные органы.

Кроме этого:

1. Субъекты федерации  не обладают индивидуальным государственным суверенитетом (они являются соучастниками общегосударственного суверенитета).

2. Субъекты федерации  не обладают правом одностороннего  выхода из состава федерации  (поскольку выход одного или  нескольких субъектов из состава  федерации приводит к изменению  границ данного государства, а  вопрос об изменении границ  федеративного государства отнесен  по его конституции к ведению  центральных органов).

3. Центральные органы  федерации имеют право вмешиваться  во внутренние дела субъектов  федерации.

Федерации далеко не одинаковы  и обладают теми или иными существенными особенностями по путям своего возникновения, по своей структуре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами и т.д. Совокупность таких своеобразных черт, не обязательных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет выделить различные виды, формы или модели федераций, классифицировать их.

По своей структуре  федерации подразделяются – на симметричные и ассиметричные.

Симметричная федерация  означает однородность и равноправие  составляющих федерацию субъектов. Обычно, симметричные федерации возникают «снизу», на основе союза государств. Асимметрия может приобретать в федерациях различные формы: наряду с субъектами федерации могут присутствовать другие территориальные образования (примеры: провинции и территории в Канаде, штаты и ассоциированное государство – Пуэрто-Рико – в США) или же федерация включает только субъекты, однако они имеют разные статусы и пользуются разными правами (пример: Российская Федерация). В некоторых федерациях имеются федеральные владения, как правило, это небольшие прибрежные территории или острова без стабильного населения. Иногда в федерациях элементами особого статуса пользуются резервации для коренного населения (они находятся в составе штатов, но их положение регулируется федеральным законодательством). Такие резервации есть в США, Австралии.

Каждая симметричная и  асимметричная федерация имеет  свои достоинства и недостатки. В  принципе можно говорить о том, что  симметричная федерация более стабильна, в ней отсутствует борьба за выравнивание статусов субъектов. Однако асимметрия может как раз давать адекватный ответ на объективно существующие различия между субъектами, она опирается  на социально-экономические, исторические, культурные, этнические и иные различия между территориями государства.

По способу образования субъектов  федерации выделяют три вида федеративных государств:

1) территориальная федерация;

2) национальная федерация;

Информация о работе Формы государственного устройства