Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа
При этом традиционно большое внимание уделяется вопросам, касающимся форм государства, т.к. необходимо понять, каким образом эта власть (в первую очередь верховная) организуется и почему является территориальной. Нельзя не заметить здесь разнообразия форм государства. Уже в Древнем мире философы предпринимали попытки выделить общие, характерные черты таких форм и классифицировать их.
ВВЕДЕНИЕ .…...……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства ...………4
1.2 Унитарное государство …...…………………………………….5
1.3 Федерация………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ: МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
2.1 Форма государственного правления………………………….12
2.2 Монархия……………………………………………………….13
2.3 Республиканская форма правления…………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .…...……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства ...………4
1.2 Унитарное государство …...…………………………………….5
1.3 Федерация………………………………………………………
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ: МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
2.1 Форма государственного правления………………………….12
2.2 Монархия……………………………………………………….
2.3 Республиканская форма правления…………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...19
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «государство» является
сложным политико-правовым явлением.
В научной литературе и по сей
день даются самые разнообразные
его дефиниции. Однако, для большинства
определений характерно наличие
общих признаков, характеризующих
государство как политико-
При этом традиционно большое внимание уделяется вопросам, касающимся форм государства, т.к. необходимо понять, каким образом эта власть (в первую очередь верховная) организуется и почему является территориальной. Нельзя не заметить здесь разнообразия форм государства. Уже в Древнем мире философы предпринимали попытки выделить общие, характерные черты таких форм и классифицировать их.
Актуальными данные вопросы остаются и в настоящее время. Так, в современном государствоведении не разрешена проблема определения формы государств, которые юридически относятся к монархиям или республикам, но фактически таковыми не являются. Чаще всего подобные отклонения от изначальных форм связаны с воздействием идеологии, подчиняющей себе и формирование и функционирование всех органов государства. Возможно и чистое существование идеократических государств, например, Ватикан.
Возникновение суррогатных форм возможно ещѐ и в силу объективных причин унификации государственных моделей как средства демократизации. Так, современные парламентские монархии предоставляют своим подданными ничуть не меньше прав и свобод, чем республики.
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства
Являясь одним из аспектов формы государства, государственное устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами государства. Форма государственного устройства выражает основания, принцип и особенности территориального структурирования власти, её распределения между центральными и местными субъектами государственной власти, государственно-правового статуса всех этих субъектов, правового порядка их взаимоотношений и т.д.
Таким образом, форма государственного устройства представляет собой способ территориальной (и национально-территориальной) организации государства и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.
Соответственно мировой конституционной практике известны три основные формы государственного устройства:
1) унитарное государство (единые государственные образования);
2) федерация (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.);
3) конфедерация (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).
В данной главе будут подробно рассмотрены две из них – унитарное государство и федерация.
1.2 Унитарное государство
Унитарное государство –
единое политически однородное образование,
состоящее из административно-
Иными словами, принцип унитарного
государство исключает
Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas – единство) является самой простой и преобладающей формой государственного устройства. К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.
Для унитарной формы государственного устройства характерно наличие следующих основных признаков:
Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные, судебные органы, которые осуществляют верховное руководство местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената.
Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осуществляет Кассационный суд.
Во-вторых, на территории унитарного
государства действует одна конституция,
единая система законодательства, одно
гражданство. В нем функционирует
единая денежная система, проводятся обязательная
для всех административно-
В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной, самостоятельностью.
По степени их зависимости
от центральных органов унитарное
государственное устройство может
быть централизованным и децентрализованным.
Принято считать государство
централизованным, если во главе местных
органов государственной власти
стоят назначенные из центра чиновники,
которым подчинены местные
Имеются и смешанные системы
унитарного государственного устройства,
в которых присутствуют признаки
централизации и
В-четвертых, унитарные государства могут иметь внутри себя автономию. Автономия (гр. autonomia – сам + закон) – право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства.
Если в государстве, образованном одним многочисленным народом или народами, есть территория с компактно проживающим на ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена большая самостоятельность в решении вопросов местного значения путем передачи ее органам власти части полномочий вышестоящих органов. Эти меры принимаются для защиты этнической целостности и создания больших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа.
Иногда выделяют:
1.3 Федерация
Более сложной формой государственного устройства является федерация - сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
В отличие от унитарной формы государственного устройства федерация сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства. Примерами федеративных государств являются Россия, США, Канада, Германия и ряд других стран.
В качестве субъектов федерации могут выступать:
— административно-
— национально-государственные образования (в России это все виды автономий: автономные области, автономные республики, автономные округа).
В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верховной власти) в федерации выступают:
— народ в целом:
— субъекты федерации.
Поэтому парламент федеративного государства всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства от населения в целом, верхняя – по принципу представительства от субъектов федерации.
Однако наличие двухпалатного
парламента не всегда свидетельствует
о существовании федеративного
государства. Так, например, в Великобритании,
которая обычно рассматривается
как пример унитарного государства,
парламент состоит из двух палат.
При этом если нижняя палата формируется
по принципу представительства от населения,
то в верхнюю палату входят три
категории граждан: наследственные
пэры, пожизненные пэры и высшие
иерархи англиканской церкви. Понятно,
что состав верхней палаты и само
ее существование в структуре
английского парламента являются, скорее,
данью исторической и культурной
традиции страны, стремлением сохранить
и подчеркнуть
Из сказанного следует, что наличие 2-х палатного парламента нельзя рассматривать в качестве основного признака федерации.
В качестве основных признаков федерации выделяют:
1. Распределение полномочий между центром и субъектами федерации и его закрепление в конституции государства.
Другими словами, определить
однозначно, является ли государство
федеративным, можно, только взяв в
руки конституцию данного
— компетенция центральных органов;
— компетенция субъектов федерации;
— область совместной компетенции.
2. В некоторых федерациях
субъекты обладают правом
Кроме этого:
1. Субъекты федерации не обладают индивидуальным государственным суверенитетом (они являются соучастниками общегосударственного суверенитета).
2. Субъекты федерации
не обладают правом
3. Центральные органы
федерации имеют право
Федерации далеко не одинаковы и обладают теми или иными существенными особенностями по путям своего возникновения, по своей структуре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами и т.д. Совокупность таких своеобразных черт, не обязательных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет выделить различные виды, формы или модели федераций, классифицировать их.
По своей структуре федерации подразделяются – на симметричные и ассиметричные.
Симметричная федерация означает однородность и равноправие составляющих федерацию субъектов. Обычно, симметричные федерации возникают «снизу», на основе союза государств. Асимметрия может приобретать в федерациях различные формы: наряду с субъектами федерации могут присутствовать другие территориальные образования (примеры: провинции и территории в Канаде, штаты и ассоциированное государство – Пуэрто-Рико – в США) или же федерация включает только субъекты, однако они имеют разные статусы и пользуются разными правами (пример: Российская Федерация). В некоторых федерациях имеются федеральные владения, как правило, это небольшие прибрежные территории или острова без стабильного населения. Иногда в федерациях элементами особого статуса пользуются резервации для коренного населения (они находятся в составе штатов, но их положение регулируется федеральным законодательством). Такие резервации есть в США, Австралии.
Каждая симметричная и асимметричная федерация имеет свои достоинства и недостатки. В принципе можно говорить о том, что симметричная федерация более стабильна, в ней отсутствует борьба за выравнивание статусов субъектов. Однако асимметрия может как раз давать адекватный ответ на объективно существующие различия между субъектами, она опирается на социально-экономические, исторические, культурные, этнические и иные различия между территориями государства.
По способу образования
1) территориальная федерация;
2) национальная федерация;