Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа
При этом традиционно большое внимание уделяется вопросам, касающимся форм государства, т.к. необходимо понять, каким образом эта власть (в первую очередь верховная) организуется и почему является территориальной. Нельзя не заметить здесь разнообразия форм государства. Уже в Древнем мире философы предпринимали попытки выделить общие, характерные черты таких форм и классифицировать их.
ВВЕДЕНИЕ .…...……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства ...………4
1.2 Унитарное государство …...…………………………………….5
1.3 Федерация………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ: МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
2.1 Форма государственного правления………………………….12
2.2 Монархия……………………………………………………….13
2.3 Республиканская форма правления…………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...19
3) смешанная.
При формировании территориальных федераций используется территориальный географический метод (например, США, Германия), в национальных – по национальному признаку. В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
По способу образования
1) договорные (возникают в результате
объединения ранее независимых
государств в одно, для чего
подписывается договор об
2) конституционные (возникают на
базе ранее существовавшего
Различаются федерации также и по характеру взаимоотношений между федерацией и субъектами – на централизованные (Аргентина, Индия) и децентрализованные (Швейцария, США).
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ: МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
2.1 Форма государственного правления
Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние, как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия.
Вопрос классификации форм правления волновал людей еще в древности. Философы выдвигали множество различных, зачастую противоречивых, концепций по форме правления.
Так, Платон в своем диалоге «Политик» выделяет семь форм правления. Наиболее лучшая – «образцовое государство», правитель которого руководствуется истинным знанием. Далее идут три формы правления – монархия, власть немногих и власть большинства – каждая из которых по признаку наличия или отсутствия законности делятся на два вида: царская власть и тирания, аристократия и олигархия, демократия с законами и без.
Аристотель в основу разделения форм правления положил критерий числа властвующих (один, немногие, большинство). Отсюда выделялись монархия, аристократия и полития – «правильные формы», где правители во главу угла ставят общую пользу. Они, в свою очередь, могут вырождаться в «неправильные», используемые правителями для достижения личных целей: тиранию, олигархию и охлократию.
Цицерон также выделял
три простые формы правления
по числу правящих: царскую власть,
власть оптиматов (аристократию) и народную
власть, признавая возможность
В настоящее время выделяют две основные формы правления: монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
2.2 Монархия
Монархия (гр. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке наследования престола. Титул монарха может звучать по-разному: царь, король, император, султан, шах, герцог и т.д. Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др).
Основными признаками классической формы правления являются:
В современном мире сохраняются два исторических типа монархии – абсолютная и конституционная.
Абсолютная (неограниченная)
монархия – разновидность монархической
формы правления, характеризующаяся
юридическим и фактическим
Конституционная монархия –
особая разновидность монархической
формы правления, при которой
власть монарха ограничена конституцией,
имеется выборный законодательный
орган – парламент и
2.3 Республиканская форма правления
Республика (лат. res – дело, publica – народ) – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.
Современной республике присущи следующие признаки:
Выделяют три вида современных республик: парламентские, президентские и полупрезидентские (смешанные). Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.
Президентская республика характеризуется, в первую очередь, соединением в одном лице главы государства и главы правительства (в качестве основных полномочий можно ещѐ указать статус главнокомандующего армией). При этом глава государства избирается непосредственно населением путем прямых (страны Латинской Америки) либо косвенных (США) выборов.
Правительство ответственно не перед парламентом, а перед президентом, который его формирует и возглавляет. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент не может распустить парламент.
Парламент может влиять на действия президента через принятие законов, утверждение бюджета и институт импичмента, а президент наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа. Характерной чертой президентской республики является чѐткая реализация принципа разделения властей. Вместе с тем перечисленные выше полномочия одной ветви по отношению к другой являют собой систему «сдержек и противовесов» - действенный механизм гармонизации функционирования властей, позволяющий избежать произвола со стороны исполнительной власти.
Президентская республика обеспечивает большую стабильность власти, чем парламентская республика (отсутствие частой смены парламента), однако она может оказаться менее гибкой в кризисных условиях.
Классическим примером президентской республики являются США.
Парламентская республика отличается
ведущей ролью парламента в отправлении
власти. Правительство не представляет
собой самостоятельной и
Важное место в парламентской
республике занимает глава правительства
– фактический глава
В парламентской республике очень трудно достигнуть политической стабильности, зачастую парламент распускается досрочно из-за распада коалиций. Потому реализация этой формы даѐт наилучшие результаты в государствах со сформировавшейся партийной системой и высокой культурой населения.
Современные парламентские республики представлены такими государствами как Болгария, Венгрия, Германия, Индия, Италия, Польша.
Республика смешанная (полупрезидентская) - разновидность республиканской формы правления, при которой сочетаются элементы президентской республики с элементами парламентской республики. Президент (глава государства), как правило, избирается на всеобщих выборах и наделен юридически и фактически значительными полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Глава государства имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству). Классическим примером смешанной республики является Франция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ понятий «форма государственного правления» и «форму государственного устройства» как элементов формы государства показал, что несмотря на долгую историю изучения данных явлений, все еще нет единого мнения по многим вопросам начиная от понятий и сущностных признаков, и заканчивая классификацией и вопросами практического определения формы того или иного государства. Особенно актуальна проблема разграничения различных форм государства, особенно это касается форм правления. Сужение границ между формами, отсутствие тех или иных форм «в чистом виде» - вот характерная черта настоящего времени. По итогам работы можно сформулировать следующие выводы:
I. Форма правления – элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, правовой статус и порядок образования еѐ органов, их взаимоотношения между собой и с населением.
II. Различают основные формы правления:
1. монархия – форма
правления, при которой
2. республика – форма
правления, при которой
III. Форма административно-
IV. Различают основные
формы государственного
1. простые (унитарные);
2. сложные (федеративные).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ