Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:55, курсовая работа
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие формы государства……………………………………………....5
2. Формы государственного устройства: их виды, признаки…………….....7
А) Унитарная форма государственного устройства………………………....8
Б) Федеративная форма государственного устройства………………….....12
В) Конфедеративная форма государственного устройства.
Понятие и признаки конфедерации………………………………………19
3.Российское государство как федерация, принципы ее построения….......21
Заключение…………………………………………………………………….24
Задание………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………...28
3.Российское государство как федерация, принципы ее построения
Российская
Федерация характеризуется
Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила конституция. Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. В ст. 1 основного закона записано: “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации… Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
Глава 3 Конституции «Федеративное устройство» раскрывает эти основополагающие принципы федеративного устройства Российского государства, закрепляет базовые механизмы взаимодействия федеральных органов власти и государственных органов власти субъектов Федерации. Как показала пятилетняя практика становления и развития федеративных отношений, эти принципы и большинство механизмов в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства.
Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.
Российской Федерации, как и любая другая федерация, является не союзным государством, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства - республики не могут заключать с ней межгосударственные договора на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и ее субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации».
Сегодня этот договор, не противоречащей Конституции Российской Федерации, наряду с ней лежит в основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий как Федерацией, так и ее субъектами. Они позволяют повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.
В
настоящее время Российская Федерация
имеет в своем составе три
вида субъектов - государства в составе
Российской Федерации, преобразованные,
как правило, из бывших автономных республик;
государственно-территориальные образования
- края, области и города федерального
значения, бывшие прежде наиболее крупными
административно-
Заключение
В результате проведённого исследования форм государственного устройства можно сделать вывод, что они характеризует государство с точки зрения ее территориального раздела и соответствующей организации государственных органов.
Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, но, однако, в последние годы начала складываться форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников». Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).
Принцип
федерализма жизненно важен для
интеграции Российского государства,
отличающегося не только своими масштабами,
но и многообразием регионов. Уже в процессе
перехода от прежней жестко централизованной
экономики к рыночным хозяйственным отношениям
быстро выявилась необходимость многих
специфических форм и методов такого перехода.
Федерализм призван стать твердой гарантией
исторически сложившегося государственного
единства России на основе общероссийского
согласия. В многонациональной России
федерализм способствует, с одной стороны,
реализации общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов,
росту национального самосознания, а с
другой стороны, сочетанию их интересов
с интересами всего общества. Особо следует
подчеркнуть роль принципа федерализма
в решении проблем, связанных с закреплением
и осуществлением прав человека и гражданина.
Задание
1. Дайте определение закона и назовите виды законов в РФ
Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Виды законов в РФ:
2. В нормативных актах найдите:
а) статью, в которой содержатся две нормы или более;
б) альтернативную санкцию.
а) Ст. 204 Уголовного Кодекса РФ «Коммерческий подкуп» содержит одновременно норму о незаконной передаче взятки и незаконном получении взятки должностными лицами коммерческих и иных негосударственных организаций
б)
Норма, описанная в части 1 статьи 109 Уголовного
кодекса РФ «Причинение смерти по неосторожности»,
содержит альтернативную санкцию, так
как она предусматривает вынесение наказания
в виде ограничения свободы на срок до
двух лет или лишения свободы на тот же
срок.
Список использованной литературы: