Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа
Цель работы – анализ форм государственного устройства.
Задачи работы:
Определение сущности понятия «форма государства».
Выявление причин разнообразия форм государства.
Характеристика форм государственного устройства.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Характеристика формы государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
I.I. Сущность понятия «форма государства»
I.II. Причины разнообразия форм государства
II. Формы государственного устройства
II.I. Унитарная форма государственного устройства
II.I.I. Понятие и характеристика Унитарного государства
II.I.II. Унитарное государство
II.II. Федеративная форма государственного устройства
II.II.I. Понятие и характеристика Федеративного государства (деление федерации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
II.II.II. Федеративное государство
II.III. Конфедеративная форма государственного устройства
II.III.I. Понятие и характеристика Конфедерации
II.III.II. Конфедерация
Заключение
Литература
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Характеристика формы государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
I.I. Сущность понятия «форма государства»
I.II. Причины разнообразия форм государства
II. Формы государственного устройства
II.I. Унитарная форма государственного устройства
II.I.I. Понятие и характеристика Унитарного государства
II.I.II. Унитарное государство
II.II. Федеративная форма государственного устройства
II.II.I. Понятие и характеристика Федеративного государства (деление федерации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
II.II.II. Федеративное государство
II.III. Конфедеративная форма государственного устройства
II.III.I. Понятие и характеристика Конфедерации
II.III.II. Конфедерация
Заключение
Литература
Введение
В Конституционном (Государственном) праве, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.
Подход к этой проблеме
был различным на разных этапах развития
общества, на разных этапах развития теории
государства и права как юридич
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что изучение формы государственного устройства показывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Теоретическая значимость работы вытекает из обоснования того, что как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Практическая целесообразность работы определяется возможностью определения «положительных и отрицательных» сторон той или иной формы государства в соотношении их к нашей стране.
Для написания курсовой работы использовались труды С. Клименко, Ф. Кистяковского, Б. Крылова, М. Марченко, А. Чичерина и других авторов, которые занимались разработкой проблем форм государственного регулирования.
Цель работы – анализ форм государственного устройства.
Задачи работы:
I. Характеристика формы государства
I.I. Сущность понятия «форма государства»
Форма государственного устройства
представляет собой внутреннее деление
государства на составные части
– административно-
Другими словами под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории «форма государственного устройства» находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.1
В современной юридической и политической литературе, как известно, обычно выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация. Данные формы более подробно будут рассмотрены во второй главе. Здесь же хотелось остановиться на особых форм государственного устройства, которые выделились в конце XIX – начале XX вв. в отдельные виды - так называемые инкорпорация и сюзеренитет.
Характеризуя последние одновременно как формы государственного устройства и формы соединения государств, Ф. Кистяковский писал, что в соединениях государств – обычных явлениях политической жизни, суть которых заключается в объединении их между собою «юридической связью, так что в некоторых областях правовой жизни эти государства выступают, как одно целое», – инкорпорация и сюзеренитет занимают особое место.2
Инкорпорация представляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер».3
В то же время сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена).
Соотнося сюзеренитет с государственно-правовой практикой, следует заметить, во-первых, что это явление выступает скорее как межгосударственное (международное), чем внутригосударственное, а во-вторых, что оно выступает как дань средневековой истории, но не современности.
По своему происхождению и назначению сюзеренитет имел двоякий характер:
В отличие от сюзеренитета, который является данью прошлого, инкорпорацию можно рассматривать и как явление настоящее. Показательным примером в этом отношении может служить «воссоединение» по форме, а поглощение, по сути, и содержанию в 1990-е годы Германской Демократической Республики (ГДР) Федеративной Республикой Германии (ФРГ).
Из приведенных форм государства становится очевидным, что устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.5
Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов: формы государственного (политического) режима, формы государственного правления и формы государственного устройства. Последнее и является предметом нашего исследования.
I.II. Причины разнообразия форм государства
Среди главных причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:
II. Формы государственного устройства
Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории «форма государственного устройства» находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.
Исторически сложилось три «классических» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т.д.).
II.I. Унитарная форма государственного устройства
II.I.I. Понятие и характеристика Унитарного государства
Унитарное государство
– форма государственного устройства,
при котором территория государства, в
отличие от федерации не имеет в своем
составе федеративных единиц, а подразделяется
на административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
II.I.II. Унитарное государство
В подавляющем большинстве
современных унитарных
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция – четыре.
Современные тенденции в развитии
политико-административного
Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры, и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на: децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных
государствах существует конституционное
распределение полномочий между
центральной властью и
Например, согласно ст. 117
Конституции Итальянской