Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ форм государственного устройства.
Задачи работы:
Определение сущности понятия «форма государства».
Выявление причин разнообразия форм государства.
Характеристика форм государственного устройства.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Характеристика формы государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
I.I. Сущность понятия «форма государства»
I.II. Причины разнообразия форм государства
II. Формы государственного устройства
II.I. Унитарная форма государственного устройства
II.I.I. Понятие и характеристика Унитарного государства
II.I.II. Унитарное государство
II.II. Федеративная форма государственного устройства
II.II.I. Понятие и характеристика Федеративного государства (деление федерации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
II.II.II. Федеративное государство
II.III. Конфедеративная форма государственного устройства
II.III.I. Понятие и характеристика Конфедерации
II.III.II. Конфедерация
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Формы государственного устройства.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

По вышеуказанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может передать областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.

Областям гарантируется  финансовая автономия, но запрещается  чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и  иным занятиям граждан.

Каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и общины, будучи автономными единицами, в рамках установленных законами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями (т.е. там нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями администраторы).

Относительно децентрализованными  унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

Например, Конституция  Республики Болгарии 1991 года устанавливает: «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования». Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию), Конституция характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня – областей, то это – административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий назначается Советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль.

Наконец, централизованные унитарные государства – это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.

Унитарное государство  можно рассмотреть на примере  Франции:

Франция – унитарное государство, и проблема  сосуществования государственных и местных интересов решается на основе принципов деконцентрации и децентрализации. Особенность построения власти и самоуправления Франции заключается в том, что одна и та же территория (департамент, регион или коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) является и государственным административным округом, возглавляемым префектом, и территориальным самоуправляющимся коллективом, наделенным собственной компетенцией и возглавляемым собственными выборными органами.

Децентрализация основана на соблюдении двух условий. Во-первых, на признании и законодательном закреплении факта существования интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном закреплении независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти.

Местные органы власти и  управления не входят в государственную  вертикаль и в рамках установленной  законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов. За каждым территориальным самоуправляющимся коллективом закреплен "представитель государства". Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности.

Территориально-самоуправляющие коллективы:

  • регион одновременно осуществляет функции государственного уровня управления – административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона. Префект региона – высшее должностное лицо региона, подчиненное правительству и президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Префекты обязаны быть лояльными к государству, поскольку являются политическими служащими.
  • коммуна – естественное объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями, уполномоченными осуществлять компетенцию, доверенную законом Франции. Коммуна – юридическое лицо. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун.

Важнейшими атрибутами коммуны являются название, территория и население. Изменение названия происходит по установленной процедуре  и вступает в силу после издания  правительством специального декрета. Территориальные границы коммун, численность населения устанавливаются декретом и имеют большое значение для коммуны: в соответствии с численностью государство фиксирует размеры дотаций, нормы для выборов муниципальных советников и другие моменты.

Вопросы, входящие в компетенцию коммуны, перечислить довольно сложно, поскольку отсутствует четкое определение понятия «местные дела» и государство само решает, что относится к этой категории.

Функции, выполняемые  государством:

  1. Источники финансирования. Финансовые источники деятельности местных властей имеют разное значение в зависимости от уровня системы разделения властей во Франции.
  2. Контрольные функции. Контроль со стороны государственной администрации является важнейшим элементом децентрализации власти: передача территориальным коллективам функций, исполняемых ранее централизованно, переподчинение органов исполнительной власти местным выборным органам, плохо подготовленным к реализации управленческих задач, - все это вызвало необходимость активного присутствия государства на всех уровнях системы разделения властей.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное  государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

Однако существуют и  исключения из этого правила. Это  приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

II.II. Федеративная форма государственного устройства 

II.II.I. Понятие и характеристика Федеративного государства (деление федерации)

Федеративное государство (федерация) – форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

  • территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;
  • верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
  • субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
  • существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
  • основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Всего федеративных государств – двадцать два. В Европе – это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия; в Азии – это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке – это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании – это Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия. Необходимо отметить, что Канада и Швейцария официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. Официальное же название  дань традиции.

Федерации можно  классифицировать в зависимости  от того, какое значение в них  играет национальный фактор. Так одни федерации построены по национальному  признаку, другие – на национально-территориальной основе, третьи  на чисто территориальном принципе.

Из существующих сейчас в мире федераций на этнической основе построены только две: Бельгия  и Югославия. Большинство же федераций  мира основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации  государственной власти. Правда, некоторые субъекты этих федераций включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить, как национально-территориальные.

Все другие федеративные государства созданы на территориальной  основе. Это, как правило, страны с многонациональным населением, либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.

Итак,  в зависимости  от признаков построения федераций  их можно подразделить на: территориальные (союзное государство), национальные (союз государств) и территориально-национальные.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

  • центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза – международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.;
  • субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
  • конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
  • управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальная  федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие  многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

  • субъекты федерации – национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;
  • национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;
  • все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;
  • высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
  • в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

Информация о работе Формы государственного устройства