Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:00, контрольная работа
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами. По формам правления все государства разделяют на две больших группы: монархии и республики. История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.
Введение…………………………………………………………….………………….....3
I.Форма государственного правления …………….……………………………………4
1.Понятие и структура формы государства………………………………………...…..4
2.Понятие и виды формы правления. ………………………………..………………....6
II.Типичные формы правления…………………………………………………..……...7
1.Монархия: понятие, признаки и виды………………………………………………...7
2.Республика: понятие, признаки и виды……………………………………………...10
III.Формы государственного устройства………..……………………………………..11
1.Унитарное государство……………..…………………………………………………12
2.Федеративное государство……….…………………………………………………...12
3.Конфедерация………………….………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………..……14
Список использованной литературы…………………………………………………15
Общие черты монархической формы правления.
Во главе государства
находится монарх, который пользуется
своей властью по наследству,
хотя возможны варианты, когда
начало той или иной
В руках монарха
Монарх находится во главе
исполнительной власти, от его
имени творится правосудие, ему
принадлежит право помилования.
Классификация монархий.
При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной – при посредстве или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха.
Аристотель в классификации
монархий исходил из
В дуалистических монархиях (Пруссия. Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента.
В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например, помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т.д.). Складывается положение, известное по формуле: «царствует, но не управляет».
Монархия в сегодняшнем мире.
Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления не следует спешить «списывать» как безнадежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жизненных потенций. В ноябре 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх – «отец нации», он стоит над политическими страстями, не принадлежит ни к какой партии, а главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх – символ единства нации и стабильного правового порядка. Разумеется, при этом нужно помнить о том. что монархия это, по выражению философа И.А.Ильина, «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы и т.д.4 , ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или неподготовленное соответствующим образом лиц.
2.Республика: понятие, признаки и виды.
В отличии от монархии, при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica est res populi», - подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа».5 Республика (от латинского – «государственные, общественные дела») – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
Классификация республик.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия) – совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству. а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия или недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министр. Официально главой государства является президент, который избирается либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
В современном цивилизованном
обществе принципиальных
III.Формы государственного устройства
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.
По форме государственного устройства государства делят на:
Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).
1.Унитарное государство
Унитарное(
от лат. «унус» – один) - простое,
единое государство, части
В настоящее время четко
Унитарное
государство отличается полным политическим
единством. Оно неделимо, каждая из составных
частей единого государства обладает
одинаковыми правами и представительством
в органах государства. Достоинство унитарного
государства в том, что оно простое, располагает
всей полнотой верховной власти.
2.Федеративное государство
Федерация (от
лат. «федус» – союз ) – сложное
союзное государство, части
Федерации могут быть
Признаки федерации.
1.Территория федерации не
2. Субъект федерации,
как правило, наделяется
3. Для федерации характерны
наличие двойного гражданства,
двухпалатная структура
3.Конфедерация
Имеющая место конфедерация (от
лат. «конфедерацио» –
Различают следующие виды конфедераций:
Заключение
Форма правления - это категория
показывает, как образуются высшие
органы, что они собой представляют,
на каких началах