Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:00, контрольная работа

Описание работы

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами. По формам правления все государства разделяют на две больших группы: монархии и республики. История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………………….....3
I.Форма государственного правления …………….……………………………………4
1.Понятие и структура формы государства………………………………………...…..4
2.Понятие и виды формы правления. ………………………………..………………....6
II.Типичные формы правления…………………………………………………..……...7
1.Монархия: понятие, признаки и виды………………………………………………...7
2.Республика: понятие, признаки и виды……………………………………………...10
III.Формы государственного устройства………..……………………………………..11
1.Унитарное государство……………..…………………………………………………12
2.Федеративное государство……….…………………………………………………...12
3.Конфедерация………………….………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………..……14
Список использованной литературы…………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 51.07 Кб (Скачать файл)

Общие черты монархической  формы правления.

     Во главе государства  находится монарх, который пользуется  своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда  начало той или иной монархической  династии кладут выборы (дом Романовых  в России). Монарх приобретает  власть по принципу крови, наследуя  ее по собственному праву («милостью  божией», как обыкновенно указывается  в его титуле, или в случае  избрания – «милостью божией  и волей народа»). Монарх не  несет никакой юридической ответственности  за свои политические действия  – в «Утвержденной Грамоте» 1613 г. на Михаила Романова возлагалась  «ответственность в своих делах  перед единым небесным царем».3         

 В руках монарха сосредоточена  вся полнота верховной государственной  власти, монарх выступает источником  всякого права. Только с его  волеизъявления те или иные  постановления могут приобретать  силу закона.         

 Монарх находится во главе  исполнительной власти, от его  имени творится правосудие, ему  принадлежит право помилования.  На международной арене, в сношениях  с другими государствами монарх  единолично представляет свое  государство. Монарх пользуется  титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное  содержание из государственной  казны, имеет право на особую  охрану.

Классификация монархий.

    При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной – при посредстве или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха.       

 Аристотель в классификации  монархий исходил из психологических  оснований – монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную» -тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует интересы личные, корыстные, правит по произволу. Сегодня различные виды монархий выделяются исходя из юридических оснований. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную, в которой монарх делит власть с парламентом.        

 В дуалистических монархиях (Пруссия. Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента.        

 В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например, помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т.д.). Складывается положение, известное по формуле: «царствует, но не управляет».

Монархия в сегодняшнем  мире.

     Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления не следует спешить «списывать» как безнадежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жизненных потенций. В ноябре 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх – «отец нации», он стоит над политическими страстями, не принадлежит ни к какой партии, а главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх – символ единства нации и стабильного правового порядка. Разумеется, при этом нужно помнить о том. что монархия это, по выражению философа И.А.Ильина, «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы и т.д.4 , ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или неподготовленное соответствующим образом лиц.

 

2.Республика: понятие, признаки  и виды.

    В отличии от монархии, при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica est res populi»,  - подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа».Республика (от латинского – «государственные, общественные дела») – это форма правления, при которой глава государства является  выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

  • выборность власти;
  • срочность (ограниченность по времени);
  • зависимость от воли избирателей.

Классификация республик.

     В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия) – совместно президент и парламент.           

 В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является  главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству. а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.         

 В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент  может путем голосования выразить вотум доверия или недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министр. Официально главой государства является  президент, который избирается либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.       

 Характерной чертой  смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является  двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.           

 В современном цивилизованном  обществе принципиальных различий  между указанными видами республик,  т.е. между парламентарной, президентской  и смешанной формой правления  не существует. Их сближают общие  задачи и цели обеспечения  наиболее оптимальной организации  общественной жизни, гарантированного  свободного развития личности, надежной  охраны ее прав и разнообразных интересов.6 

III.Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы  государственного устройства (империи, протектораты).

 

1.Унитарное государство

 
           Унитарное(  от лат. «унус» – один) - простое,  единое государство, части которого  являются  административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система), как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными – Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными – Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в  ведение центральными органами вопросы. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс  демократизации в организации и  осуществлении государственной  власти. 
 
         Унитарное государство отличается полным политическим единством. Оно неделимо, каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

2.Федеративное государство

      Федерация (от  лат. «федус» – союз ) – сложное  союзное государство, части которого  являются государственными образованиями  и обладают в той или иной  мере государственным суверенитетом  и другими признаками государственности;  в нем наряду с  высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют и высшие органы и законодательства субъектов федерации, как, например,  в Германии, Индии, Мексике, Канаде.    

 Федерации могут быть построены  по территориальному (США), либо национально-территориальному  принципу (РоссияФедерации строятся  на основе распределения функций  между ее субъектами и центром,  зафиксированного в союзной конституции,  которая может быть изменена  лишь с согласия субъектов  федерации. При этом одна часть  полномочий является исключительной  компетенцией союзных органов,  другая субъектов федерации, третья  – совместной компетенцией союза  и его членов.

 

Признаки федерации. 

1.Территория федерации не представляет  единого целого в политико-административном  отношении. Правда, во многих федерациях  ее субъекты не обладают правом  выхода (право сецессии) из союза.

    2. Субъект федерации,  как правило, наделяется учредительной  властью, т.е. ему предоставляется  право принятия собственной конституции,  в пределах установленной компетенции  издание законодательных актов,  иметь собственную правовую и  судебную систему.

     3. Для федерации характерны  наличие двойного гражданства,  двухпалатная структура парламента (бикамерализм).7

 

3.Конфедерация

 
              Имеющая место конфедерация (от  лат. «конфедерацио» – сообщество) не относится к форме государственного  устройства, а является  формой объединения суверенных государств, координирующих свою деятельность по каким-то вопросам. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848)  трансформировалась в федерацию). 

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

 

 

Заключение

    Форма правления -  это категория  показывает, как образуются высшие  органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.  Форма правления также свидетельствует,  участвует ли население в формировании  высших органов государства, т.  е. демократическим или недемократическим  способом они образованы. Недемократическим  путем формируются, например, высшие  органы государства при наследственной  монархии. Таким образом, форма  правления раскрывает способ  организации верховной государственной  власти, порядок образования ее  органов, их взаимодействия между  собой и с населением, степень  участия населения в их формировании.

Информация о работе Формы государственного устройства