Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:42, курсовая работа
Существуют две основные формы государственного политико-территориального устройства: унитарная и федеративная.
Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства - субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, не что иное, как «государство».
Введение
Проблемы
формы государственного устройства
возникли после того, как увеличившиеся
размеры территории государства,
далеко вышедшей за рамки города
с окрестностями, потребовали создания
специальных органов и учреждений
для управления периферией. В период
абсолютизма центральная власть
в лице монарха определяла
административно-
По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых территориальных единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, процесс объединения государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.
Административно-
Самоуправляющиеся
территориальные единицы обладают
самостоятельностью в рамках
конституции. Решения органов публичной
власти или населения этих единиц, принятые
в пределах установленных конституцией
или законом автономных прав, не могут
быть отменены органами государства или
органами публичной власти более крупной
единицы.
1 Виды форм государственного
устройства
Существуют две основные формы государственного политико-территориального устройства: унитарная и федеративная.
Главное
различие между обеими формами
заключается в том, что при
унитарной форме территория
государства состоит из политико-административных
Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами принимают свои конституции или равнозначные им акты.
Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае, акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств - субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия.
Европейский
союз несет в себе черты не только
конфедеративные, но даже уже
и федеративные, поскольку некоторые
акты органов Союза имеют прямое
действие на территориях государств-членов.
Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство. В состав же США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных государств, то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными территориальными единицами высшего уровня.
Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациональные группы, которым предоставлена национально- территориальная автономия.
Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации.
Крайне
редко можно в конституциях встретить
норму, определяющую минимальное
число жителей, необходимое
для образования территориальной единицы.
Так, часть вторая ст. 5 Конституции
Исламской Федеративной Республики
Коморских островов 1978 года в редакции
1982 года устанавливает, что община
может быть образована при наличии
не менее 100 жителей (в первоначальной
редакции этот минимум составлял
пять жителей)1.
Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица, а во Франции - судебный округ и избирательный округ по выборам генерального совета департамента. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Канаде, Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации. Имеющие у нас хождение переводы таких названий часто не основываются на едином принципе: применительно к Италии мы говорим об областях, а применительно к Франции - о регионах, хотя очевидно, что это - одно и то же. Точно так же применительно к Великобритании мы говорим об общине, а к Франции - о регионах. Несомненно, однако, что община (коммуна) - всегда самоуправляющаяся единица, равно как и город (за исключением не которых столичных городов), тогда как другие единицы могут и не иметь самоуправления (например, болгарские области, германские правительственные и административные округа).
2 Унитарное государство
Унитарное
государство – это единое государство,
состоящее не из государственных образований
(штатов и т.д.),хотя в его составе могут
быть и отдельные автономные государственные
образования, а из административно-
Унитарные
государства состоят из политико-административных
или административных
территориальных единиц, статус
которых регулируется главным
образом актами текущего законодательства
центральной власти. В унитарных
государствах действует, как
правило, единая система законодательства,
единая система государственной
администрации, единая судебная
система. Если же какой-то части
страны предоставлена национально-территориальная
автономия, то здесь могут быть
особенности: например, общегосударственные
законы, затрагивающие сферу
законодательной автономии
такой государствоподобной единицы,
на ее территории не действуют,
по крайней мере, без ее согласия. В
подавляющем большинстве
современных унитарных государств
основное территориальное деление
является политико-административным.
Наряду с ним во многих
странах имеются административно-
Число
ступеней политико-административного
деления зависит от численности
населения и размеров территории
страны, однако, зависимость эта
не жесткая: иногда в менее
крупных странах число ступеней
большее, чем в более крупных. Скажем,
если Великобритания имеет три
уровня территориального деления,
то Франция - четыре.
Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.
Во многих
странах процессы урбанизации
привели к возникновению обширных
городских агломераций, однако,
как правило, они не преобразовались
в единые территориальные структуры
и не имеют общих органов
публичной власти; создаются координационные
органы. Все чаще городские и
сельские общины создают союзы
(синдикаты) с общими органами,
которым передаются некоторые
полномочия общин и средства,
необходимые для их реализации.
Некоторые
конституции стали отражать
и регулировать эти процессы.
Например, в Конституции штата
Минас Жераис (Бразилия) 1989
года регионализации специально
посвящен раздел VII части III (ст. 41 - 51)2. Согласно этим
положениям, штат будет принимать административные
меры, чтобы объединять планирование,
организацию и осуществление
публичных функций, представляющих
общий интерес, в районах
интенсивной урбанизации. Он
должен содействовать сокращению
межрегиональных различий посредством
формирования региональных
и секторальных планов, программ
и проектов, направленных
на развитие территориальных
коллективов в единый
геоэкономический и социальный
комплекс, включению муниципий
со скудными ресурсами
в интенсивное региональное
социально-экономическое развитие.
Штат должен учредить столичный регион и городские агломерации путем объединения сопредельных муниципий с целью выравнивания развития населенных местностей, охватываемых региональной единицей. Городская агломерация должна охватывать не менее 300 тыс. жителей и не менее трех муниципий. Кроме того, по инициативе муниципий должны учреждаться микрорегионы для решения проблем местного населения (административное и коммунальное обслуживание, дорожное строительство и пр.) при техническом содействии штата. Наконец, предусмотрено учреждение штатом регионов развития - автаркических (т.е. самообеспечивающихся) территорий для планирования и ориентации публичных функций и услуг в интересах общего развития на благо населения соответствующего геоэкономического и социального комплекса.
В положении
ст. 289 колумбийской Конституции3, согласно
которому департаменты и
муниципии, расположенные в
пограничных зонах, должны
непосредственно взаимодействовать
с пограничными единицами
соответствующего уровня сопредельной
страны в реализации программ
кооперации и интеграции, направленных
на обеспечение общего, совместного
развития, общественного обслуживания
и сохранения окружающей среды.