Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:08, доклад
Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая.
Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, таких как импичмент, объявление амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должностных лиц государства. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности – управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, хотя они осуществляют и другие виды государственной деятельности: представительскую деятельность РФ в иностранных государствах, различные формы участия в законотворческой деятельности, разработке доктрин внешней и внутренней политики.
Видовые специализированные
формы государственной
Функциональные формы
государственной деятельности, содержанием
которых являются специфические
функции различных
Организацию всех вышеназванных
видов государственной
Государственное управление
как основная, определяющая форма
реализации исполнительной власти и
вид государственной
Второй признак
Третьим признаком государственного
управления является исполнительно-распорядительный
характер этого вида государственной
деятельности. Этот признак отражает
особенности исполнительской
Органы государственного
управления исполняют требования законов
и других общих предписаний
2. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов.
Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
В различных периодах истории
форма правления имела
Таким образом, форма правления показывает:
как создаются высшие органы власти в государстве,
их структуру,
какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,
в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.
3. Форма государственного устройства
— способ территориальной организации
государства или государств, образующих
союз. Она представляет собой внутреннее
деление государства на составные части
— административно-
Унитарное государство
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:
на территории унитарного
государства существуют административно-
• в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.
• в унитарном государстве
на всей территории силу имеет одна
конституция и система
• в сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят
центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.
• существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.
Унитарные государства очень
различны между собой, их можно разделить
на простые и сложные в зависимости от
наличия в их составе автономий. В составе
простых унитарных государств нет автономий.
Сложные унитарные образования имеют
в своем составе как минимум одну автономию.
По определению, «автономия (от греч. „autonomia“
— самоуправление, независимость) в государственном
смысле — это учет национальных (этнических),
культурных, исторических, географических,
бытовых и иных особенностей в государственном
строительстве». При предоставлении территории
нередко учитывается этнический признак,
в этом случае автономия реализует право
народа на самоопределение. Также унитарные
государства делятся на централизованные,
относительно децентрализованные, децентрализованные.
Это деление основывается на зависимости
административно-
Унитарное государство - состоит из штатов, областей районов и тд, которые называются административно - территориальными единицами. Они не имеют правительства, но имеют органы местного самоуправления. Примерами государств с такой формой организации территории служат Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония.
Федерация
Федерация — это устойчивый
союз государств, самостоятельных в
пределах распределения между ними
и центром компетенций, имеющих
собственные законодательные, исполнительные
и судебные органы и, как правило,
конституцию, а часто и двойное
гражданство. Такое устройство объясняется
различием в этническом составе
населения государства, историческими
процессами и географическим положением.
По своему устройству федерации очень
различны, но существует ряд характерных
признаков для большинства федераций.
Федерация — это единое союзное государство,
состоящее как минимум из двух единиц,
в некоторых случаях за ними признается
статус относительно самостоятельных
государств. Эти составные государственные
образования называются субъектами федерации.
Ими могут являться штаты, республики,
кантоны, земли, провинции и др. Субъекты
федерации частично обладают государственным
суверенитетом, частично делегируют его
центральным органам федерации, в их границах
существует свое административно-
• Система высших органов
государственной власти представлена
как на федеральном (федеральные
органы), так и на региональном уровне
(органы субъектов федерации). При
этом федеральные органы осуществляют
властные полномочия на территории всего
государства, в то время как органы
субъекта федерации имеют силу только
в границах субъекта. В этой связи
встает вопрос о разделении полномочий
и предметов ведения между
федеральными и региональными органами,
это разграничение проводится по
конституции государства или, если
это не обозначено в конституции,
по федеральному договору. Но здесь
тоже существуют свои особенности: в
некоторых государствах, таких как
Бразилия, Мексика, Канада, в нормативно-правовом
акте говорится лишь об исключительных
компетенциях федерального центра и
исключительных компетенциях субъектов
федерации. В других странах, например,
в ФРГ, России, Индии, в документе
не только разграничивается исключительная
компетенция федеральных и
• Территория государства
состоит из территории всех его субъектов.
Исключения возможны лишь в случае,
если в состав входят не только субъекты,
но и такие территориальные
• В федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных органов не могут противоречить общегосударственным законам.
• Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона.
• Иногда, наравне с общефедеральным гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций:
1) В зависимости от основы,
на которой была создана
2) Федерации строятся на
разных принципах, в связи с
этим существуют национальные, территориальные
и национально-территориальные
3) Сегодня все чаще федерации
разделяют на симметричные и асимметричные.
При данной классификации учитывается
правовое положение субъектов, однородности
административно-