Формы государственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:08, доклад

Описание работы

Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая.

Файлы: 1 файл

теория гос и права.docx

— 28.68 Кб (Скачать файл)

Все виды государственной  деятельности по их месту в системе  реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно  разделить на три группы.Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, таких как импичмент, объявление амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должностных лиц государства. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности – управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, хотя они осуществляют и другие виды государственной деятельности: представительскую деятельность РФ в иностранных государствах, различные формы участия в законотворческой деятельности, разработке доктрин внешней и внутренней политики.

Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых  ветвей государственной власти. К  ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной  палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов  Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной  деятельности также предусмотрены  в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.

Функциональные формы  государственной деятельности, содержанием  которых являются специфические  функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную  деятельность, а также многочисленные и разнообразные специальные  исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в  установленных сферах ведения.

Организацию всех вышеназванных  видов государственной деятельности сопровождает, обеспечивает или обслуживает  организационная управленческая деятельность, что усложняет полное определение  предмета административного права, рассматриваемого в следующей главе.

Государственное управление как основная, определяющая форма  реализации исполнительной власти и  вид государственной деятельности имеет ряд признаков. Главный  из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной  деятельности. Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных  органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов  руководителей субъектов Федерации, указов Президента РФ.

Второй признак государственного управления – его непрерывный  и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного  производства и потребления в  самом широком смысле этого слова. Все другие виды государственной  деятельности, связанные с реализацией  законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной  власти, носят прерывистый характер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой.

Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной  деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний  законов и актов президентской  власти.

Органы государственного управления исполняют требования законов  и других общих предписаний президентской  и правительственной власти через  систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, которые выражаются в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских  действиях. Они исполняют законы, распоряжаясь.

2. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов.

 

Форму правления не следует  путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают  форму государства.

 

В различных периодах истории  форма правления имела различный  смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом  замещается должность главы государства  — в порядке наследования или  путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному  обществу, сопровождавшегося ослаблением  власти монархов, появлением и укреплением  народного представительства, формы  правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства  в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно  уравновешиваются их полномочия, —  словом, как устроено разделение властей.

 

Таким образом, форма правления  показывает:

как создаются высшие органы власти в государстве,

их структуру,

какие принципы лежат в  основе взаимодействия между государственными органами,

как строятся взаимоотношения  между верховной властью и  рядовыми гражданами страны,

в какой мере организация  органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  граждан.

 

При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.

3. Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают четыре основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное, империя и конфедеративное.

Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:

на территории унитарного государства существуют административно-территориальные  единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

• в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет  силу никакая другая система высших органов.

• в унитарном государстве  на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.

• в сфере международных  отношений координацию действий унитарного государства проводят

центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.

• существует единое гражданство, действующее на территории всего  государства.

Унитарные государства очень  различны между собой, их можно разделить  на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. По определению, «автономия (от греч. „autonomia“ — самоуправление, независимость) в государственном смысле — это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти. В централизованных государствах эта зависимость очень высока. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих административно-территориальных единицах местное самоуправление. В относительно децентрализованных унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью органов местного самоуправления, который проводится с помощью чиновников, назначаемых центральной властью.

Унитарное государство - состоит  из штатов, областей районов и тд, которые называются административно - территориальными единицами. Они не имеют правительства, но имеют органы местного самоуправления. Примерами государств с такой формой организации территории служат Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония.

Федерация

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в  пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих  собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное  гражданство. Такое устройство объясняется  различием в этническом составе  населения государства, историческими  процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация — это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии.

• Система высших органов  государственной власти представлена как на федеральном (федеральные  органы), так и на региональном уровне (органы субъектов федерации). При  этом федеральные органы осуществляют властные полномочия на территории всего  государства, в то время как органы субъекта федерации имеют силу только в границах субъекта. В этой связи  встает вопрос о разделении полномочий и предметов ведения между  федеральными и региональными органами, это разграничение проводится по конституции государства или, если это не обозначено в конституции, по федеральному договору. Но здесь  тоже существуют свои особенности: в  некоторых государствах, таких как  Бразилия, Мексика, Канада, в нормативно-правовом акте говорится лишь об исключительных компетенциях федерального центра и  исключительных компетенциях субъектов  федерации. В других странах, например, в ФРГ, России, Индии, в документе  не только разграничивается исключительная компетенция федеральных и региональных органов, но обозначаются вопросы совместной компетенции субъектов и центра.

• Территория государства  состоит из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие территориальные образования, как федеральные округа, владения, территории и т. д.

• В федеративном государстве  наряду с общефедеральными нормативно-правовыми  актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных  органов не могут противоречить  общегосударственным законам.

• Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона.

• Иногда, наравне с общефедеральным  гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций:

1) В зависимости от основы, на которой была создана федерации,  можно выделить союзные, то  есть основанные на союзе, и  автономные федерации (основаны  на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Примером таких федераций могут являться СССР, Эфиопия и так далее. В автономных федерациях суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Такими федерациями являются США, Швейцария. Федерации такого типа во многом схожи с унитарными государствами, где административно-территориальным единицам представляется политическая автономия.

2) Федерации строятся на  разных принципах, в связи с  этим существуют национальные, территориальные  и национально-территориальные федерации.  Национальные федерации строятся  по этническому принципу, население  субъектов национальной федерации  отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации  возникает как право нации  на самоопределение. Сегодня такими  федерациями являются Бельгия  и Эфиопия, в прошлом к ним  относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных федераций  находится разделение территории  на субъекты. Население государства  в этом случае этнически однородно,  появление таких федераций обусловлено  с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером  таких федераций могут являться  США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.

3) Сегодня все чаще федерации  разделяют на симметричные и асимметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц. Симметричные государства включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Примером таких федераций являются Бразилия, Мексика, Аргентина. Асимметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются на три группы: -помимо субъектов федерации, существуют еще и другие территориальные образования, ими могут быть федеральные округа или территории, владения. Такими федерациями являются США, Австралия, Индия. -федерация состоит из субъектов, но они не являются однородными. Прекрасным примером в данном случае может служить РФ, которая состоит из республик, краев, автономных округов и областей, городов федерального значения. -в третью группу входят федерации, которые состоят из однородных субъектов, но у них разное правовое положение в составе федерации. Иногда асимметрию такого рода называют «скрытой асимметрией». Примером такой федерации может являться Германия.

Информация о работе Формы государственной деятельности