Формы государственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:08, доклад

Описание работы

Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая.

Файлы: 1 файл

теория гос и права.docx

— 28.68 Кб (Скачать файл)

Термины «федерализм», «федерация», «федерализация» тесно переплетены  между собой, отражая разные аспекты  одного понятия. Они произошли от латинского слова feodus, что означает согласие, то есть подразумевается, что люди строят свои отношения на основе взаимных обязательств. Эти термины основаны на идее добровольного соглашения, выступающего необходимой предпосылкой прочности гражданских институтов. Существует точка зрения, что "политический федерализм вырос фактически из «федеральной теологии», зародившейся в недрах католического социального учения (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами — прежде всего пуританами и кальвинистами — на Североамериканский континент. Федерализм — это одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; политическое движение за федеративное устройство. Федерация (фр. federation, от позднелат. federatio — объединение, союз) — государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств. Федерализация — конституционная реформа, направленная на переход от унитарного государственного устройства к федеративному. В последнее время наиболее ярким примером федерализации была Бельгия. Фактически федерализация была и в Российской Федерации. Сегодня все больше проявляется тенденция к разделению понятий федерализм и федерация. Это обуславливается тем, что необходимо различать федерацию как реально существующую форму политико-территориальной организации государства с федералистскими идеями, взглядами, теориями, устремлениями, доктринами. Также необходимо различать государства, в которых уже сложилось федеральное устройство, и государства, в которых оно только проходит период становления, федеративные черты только проявляются. Федерализм включает в себя идеи, взгляды, теории, устремления, доктрины, реальные действия, направленные на создание, развитие и функционирование федеративного государства. Суть федерации состоит в разделении и соотношении власти, которая сосредоточена в руках федеральных органов и органов ее субъектов. То, как в государстве разделены и соотносятся компетенции, имеет огромное значение, как теоретическое, так и практическое. Из этого следует, что понятие «федерализм» шире понятия «федерация». Федерализация в свою очередь — это поворотный пункт, при котором государство окончательно оформляется в качестве федерации.

Конфедерация

Конфедерация — форма  объединения государств, при котором  образующие этот союз государства полностью  сохраняют свою независимость, имеют  собственные высшие и местные  органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения  общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). На современной политической карте конфедерацией можно обозначить Европейский Союз ввиду отсутствия границ между независимыми государствами, входящими в его состав, и наличием централизованного аппарата управления. Т.е. Конфедерация – союз государств, сохраняющих свою полную независимость.Отношения между членами конфедерации симметричны, то есть, в соответствии с законом они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае с США и Швейцарией, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации - единого государства

4. Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим —  это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной  системы, способов голосования и  принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в  западной литературе еще в XIX веке, а  в широкий научный оборот вошел  во второй половине XX века. Исследователи  насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом  понимается совокупность элементов  идеологического, институционального и социологического порядка, которые  способствуют формированию политического  управления данной страны на известный  период[1].

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов.

В узком смысле слова под  политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приемов и  методов осуществления государственной  власти. Такое отождествление может  быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически  полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах  народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.

авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в  том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей  авторитетам и властям.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм означает, что  государство вмешивается во все  сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной  идеологии, характеризуется крайним  центризмом, волюнтаризмом, культом  личности правящего вождя. Опирается  только на политическую силу (чаще всего  — военную), оппозиция не допускается  или преследуется, насилие носит  характер террора, зачастую допускается  геноцид.

Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

— тотальный государственный  контроль над обществом;

— всеобщая монополизация  и централизация власти в руках  господствующего меньшинства;

— система жесткого полицейского террористического контроля над  всеми гражданами;

— политизация (в плане  пропаганды) всей жизни;

— господство единственной правящей массовой партии, которая  является ядром политической системы  тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с  государством;

— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

— унификация и регламентация  политической, общественной и духовной жизни;

— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

 

— ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном  виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства  и катастрофическом снижении роли государственной  власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для  периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также  анархия представляется как форма  общественного устройства, но не как  некое промежуточное состояние  в момент перехода от одного политического  режима к иному.

 

Политический режим, соответствующий  принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны.

5.Правовое государство  - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Основные признаки правового  государства 

Правовое государство  как определенная теоретическая  концепция и соответствующая  практика имеет долгую историю. Сам термин "правовое государство" прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века (в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

Верховенство (господство, приоритет) права 

В правовом государстве праву  подчиняются не только граждане и  организации, но и само государство, деятельность государственных органов  основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать  основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости)

Верховенство закона

Законы, (правовые акты, принимаемые  в установленном порядке законодательным  органом или непосредственно  народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе  права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут  противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. (Кроме  того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической  силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное  государство).

Разделение властей 

Разделение властей - распределение  компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными  ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается  сосредоточение всех полномочий или  большей их части в ведении  единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь  произвол и беззаконие. Организация  и деятельность государственной  власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут  сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система  сдержек и противовесов". Для  правового государства особое значение имеет сильная и независимая  судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

Права и свободы человека

Широкие права и свободы  человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

Взаимная ответственность  гражданина и государства 

Взаимная ответственность  гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные  органы и должностные лица несут  юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина


Информация о работе Формы государственной деятельности