Формы государтсвенного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Значение данной темы состоит в том, что политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов американской конституции и основателей государства (США) Дж. Мэдисон, - то не требовалось бы никакого правительства». Политика прежде всего, подразумевает государство, его внешнюю и внутреннюю политику. Люди смотрят телевизор, читают газеты, а значит так или иначе участвуют в жизни своего государства и человеку совсем не безразлично кто и управляет этим государством, как в нем власть.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Форма государственного правления – элемент формы государства
1.2. Соотношение типа и формы государства
1.3. Форма правления в России
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ – ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
2.1. Неограниченная монархия
2.2. Ограниченная монархия
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
3.1. Парламентская республика
3.2. Президентская республика
3.3. Смешанная форма
3.4. Советская республика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом формы правления.docx

— 95.20 Кб (Скачать файл)

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII — начале XX веков. С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства — монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами10.

Социальной опорой абсолютизма  является дворянство. Обоснованием абсолютизма  стал тезис о божественном происхождении  верховной власти. Возвеличиванию персоны  государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.

На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся  с сепаратизмом т.е. стремление отделиться, обособиться, феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн11.

В той или иной степени  черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и  Людовика XIV Бурбонов (1610—1715).

В Англии пик абсолютизма  пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558—1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах12.

Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило  формироваться классу предпринимателей.

В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных  княжеств.

Особенности абсолютизма  в различных странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции, и особенно в Англии влияние  буржуазных элементов на политику было значительно больше, чем в Германии, Австрии и России. Характерным  явлением для Европы второй половины XVIII века стал просвещенный абсолютизм, тесно связанный с идеями и  практикой эпохи Просвещения. В  целом абсолютистская система управления усиливала ощущение государственной  общности у представителей различных сословий и социальных групп, способствуя тем самым формированию нации.

По мере развития и усиления капитализма в европейских странах  принципы существования абсолютной монархии, которая притормаживала устаревшие феодальные порядки и сословное неравенство, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

Главной предпосылкой развития абсолютизма является  зарождение и развитие новых буржуазных отношений. Европейская промышленность вступила в эпоху технического перевооружения (появляется механическое дутье в металлургии, совершенствуется ткацкий станок, возникает книгопечатание и т.д.). Мелкое производство сменяется более крупным, возникают мануфактуры, а значит, и техническое разделение труда (XVI век).

По мере накопления капиталов  предпринимательская верхушка городов  складывается в класс буржуазии. Получают развитие банки и общегосударственные  ярмарки, товарно-денежные отношения  играют все более значительную роль в экономической жизни.

По мере роста богатств, сосредоточенных в руках буржуазии, возрастало ее значение в феодальном обществе. Одновременно падает значение дворянства, в первую очередь из-за того, что сельское хозяйство, обремененное феодальными путами, оставалось на низком уровне и значительно отставало от промышленности. В связи с падением стоимости денег (т. н. революцией цен) уплата крестьянами твердо фиксированного чинша стала приносить дворянам меньше дохода. Взамен они отбирают у крестьян общинные земли, поощряют государство к увеличению налогов, чтобы воспользоваться ими через посредство всякого рода должностей, не требующих труда и не связанных с обязанностями. Падает и политическое значение дворянства, поскольку управление, законодательство, суд, армия сосредоточиваются в администрации короля.

Монархия продолжает оставаться дворянской, но уже не может существовать без опоры на буржуазию и, особенно без тех денег, которые она  ей приносит в виде налогов и пошлин. Экономическая политика монархии не исключает уже поощрения промышленности и торговли.

Всем этим определяется своеобразие  эпохи. Дворянство, уступая буржуазии  в богатстве, с тем большей  энергией держится за свои привилегии. Буржуазия, богатая и образованная, тяготится феодальными порядками, недовольная своим политическим положением, но еще не готова взять  власть в свои руки.

Устанавливается весьма своеобразное для классового общества равновесие сил двух господствующих классов - буржуазии  и феодального дворянства. Воспользовавшись этим, государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам  и тем самым возрастает в своем  значении.

Таким образом, абсолютная монархия возникает в переходные периоды, кода старые феодальные сословия приходят в упадок, и возникает класс  буржуазии и когда ни одна из борющихся  сторон не взяла еще верх над другой13.

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической  формы правления, характеризующуюся  юридическим и фактическим сосредоточением  всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.

 

Принцип абсолютизма тесно  связан с тремя  историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом.

Большому государству  свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна  монархия с бюрократией. Франция  в качестве бюрократического государства  была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического  абсолютизма.

Абсолютная монархия связана  с антихристианскими тенденциями  эпохи Возрождения. Существовал  так называемый «просвещенный абсолютизм», который означает лишь одно: на троне  сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.

В эпоху Просвещения существовал  принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах  дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.

Абсолютная монархия - характеризуется  сосредоточением всей полноты государственной  власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в  руках короля; созданием большой  профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.

Одновременно со складыванием феодальной государственности шел  процесс становления феодального  права. Можно выделить следующие  характерные черты феодального  права14.

Во-первых, основное место  в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение.

Во-вторых, феодальное право  в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство  различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал  человек в обществе.

В-третьих, в феодальном праве  не было привычного для нас деления  на отрасли права. Существовало деление  на ленное право, церковное право, городское  право и т.д., что объясняется  его сословным принципом.

В-четвертых, огромное влияние  на феодальное право оказали церковные  нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных  обычаях.

Еще одной особенностью является то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени  разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической  технике оно в значительной степени  уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права15.

Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие:

1) римское право давало  готовые формулы для юридического  выражения производственных отношений  развивающегося товарного хозяйства;

2) короли, находя в римском  праве государственно-правовые положения,  обосновывающие их претензии  на абсолютную и неограниченную  власть, использовали их в борьбе  с церковью и феодальными сеньорами16.

В историко-социологическом  отношении абсолютная монархия определялась как выражение политического  господства «класса феодалов», консолидировавшегося в своей социальной общности параллельно  с изживанием институтов и учреждений сословно-представительной (в других вариациях - сословной) монархии. Отражая, как форма государственной организации общества, не только узко классовые интересы, но в целом потребности общественного развития этапа позднего феодализма, абсолютизм выражал и интересы формирующейся буржуазии. Тем самым историческая роль абсолютной монархии полагалась меняющейся: прогрессивно-централизованном этапе своего становления и на этапе кризиса феодализма и начинающейся борьбы буржуазии за свой новый классовый статус17.

Таким образом, можно сделать  вывод о том что неограниченная монархия - это разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. Также неограниченная монархия подразделяется на деспотическую, абсолютистскую и самодержавную. Абсолютная монархия - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.

 

2.2. Ограниченная монархия

 

Ограниченная монархия –  это разновидность монархической  формы правления, в которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами. В зависимости от политико-правового  статуса ограниченная монархия подразделяется на конституционную, дуалистическую и  коллегиальную.

В государствах конституционной  монархии (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция и др.) наблюдается развитое разделение властей при признании  принципа верховенства законодательного органа над исполнительным. Политическая жизнь страны выражается в том, что  правительство, которое обычно назначается  монархом, должно пользоваться доверием депутатов. Поэтому государь вынужден назначать главой кабинета министров  лидера партии или коалиции политических сил, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест.

Монарх при данной форме  правления «царствует, но не правит». Право «вето» в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, венценосец на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, государь лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие на него акты обычно подготавливаются центральным исполнительных  органом государства и скрепляются его главой или соответствующими министрами, для придания им юридической силы. Тем самым правительство в целом или соответствующий министр, принимает на себя ответственность за подписанный акт монарха, потому что сам государь не может привлекаться к административной, уголовной и иным видам юридической ответственности (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть не прав»)18, так как государь – «источник справедливости и чести»19. Несмотря на отсутствие у главы конституционной монархии реальных властных полномочий, в силу общего престижа данного института венценосец зачастую оказывает определенное влияние на политический процесс. В 1983 году, например, в Малайзии даже разразился конституционный кризис в связи с категорическим отказом Верховного правителя подписать законопроект, вносивший изменения в 22 статьи Конституции Малайзии 1963 года. Эти изменения, в частности, ущемляли роль главы государства и других наследственных правителей (руководителей субъектов малазийской федерации – штатов) в законодательном процессе, обязывали их подписывать поступившие из федерального парламента или из законодательной ассамблеи штата законопроекты в течение 15 дней (вместо 30 дней, ранее предусмотренных конституцией). Кроме того, право объявления чрезвычайного положения было передано премьер-министру20.

Информация о работе Формы государтсвенного правления