Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа
Значение данной темы состоит в том, что политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов американской конституции и основателей государства (США) Дж. Мэдисон, - то не требовалось бы никакого правительства». Политика прежде всего, подразумевает государство, его внешнюю и внутреннюю политику. Люди смотрят телевизор, читают газеты, а значит так или иначе участвуют в жизни своего государства и человеку совсем не безразлично кто и управляет этим государством, как в нем власть.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Форма государственного правления – элемент формы государства
1.2. Соотношение типа и формы государства
1.3. Форма правления в России
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ – ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
2.1. Неограниченная монархия
2.2. Ограниченная монархия
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
3.1. Парламентская республика
3.2. Президентская республика
3.3. Смешанная форма
3.4. Советская республика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава правительства это может быть премьер-министр, председатель совета министров, канцлер и он назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, которое основанное на началах правовой законности36. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность. Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы.
В современных посттоталитарных
государствах большую роль играет и
власть главы государства, как правило,
президента. Ее не всегда можно отнести
к исполнительной или законодательной
власти. Это подчас самостоятельная
власть, вытекающая из статуса главы
государства как гаранта
Рассмотрим
пример парламентской
Ныне действующая Конституция принята референдумом 14 апреля 1999 г. и вступила в силу с 1 января 2000 г. Она не внесла радикальных изменений в государственное устройство страны, а лишь объединила накопившиеся многочисленные поправки к прежней Конституции 1874 г. в новый текст и внесены некоторые новые положения, как правило, пользующиеся широкой поддержкой среди населения. Так, в обновленный Основной закон вошли статьи, закрепляющие права детей, молодежи, право на забастовку.
По форме правления Швейцария - парламентская республика оригинального типа. Политический режим - демократический. Законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное собрание, которое состоит из 2 палат - Национального совета и Совета кантонов. В Национальный совет входят 200 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. В Совете кантонов заседают 46 депутатов (по 2 от кантонов и по 1 от полукантонов); часть их избирается местными парламентами, часть назначается правительствами кантонов. Срок полномочий членов Совета кантонов - от 3 до 4 лет. Конституция устанавливает, что очередные сессии парламента проводятся 1 раз в год. Они созываются федеральным правительством. По требованию правительства, депутатов парламента или нескольких кантонов могут быть созваны чрезвычайные сессии.
Помимо законодательной
деятельности "по всем вопросам,
относящимся к ведению
Высшую исполнительную
власть осуществляет
Определенные полномочия
возложены на Федеральный
совет в сфере
Парламентская республика в России сейчас невозможна. Для этого нужны сильный парламент и мощные партии, а их и в помине нет. При парламентской республике страной правит депутатское большинство. Глава правительства, премьер-министр, – лишь первый среди равных. Он вынужден учитывать мнение своих товарищей по партии, потому что (как правило) занимает пост председателя правящей партии. Если он не будет слушать, что ему говорят депутаты от его фракции, а тем более министры, то его быстро вынудят покинуть должность сначала лидера партии, а потом – и главы правительства. Этот механизм работает во всех парламентских республиках. Поэтому так мало покушений на убийство премьер-министров. Для российских экспертов парламентская республика является большим соблазном, потому что может помочь разрешить противоречия в тандеме Путин – Медведев. Можно сказать что, Россия становится парламентской республикой, Медведев сохраняет президентский пост и получает номинальную власть, Путин остается главой правительства, но с реальными полномочиями, и все довольны.
Однако стоит заметить, что Россия пока не готова к парламентскому правлению. Для того, чтобы возникла парламентская республика, необходим мощный парламент, наделенный значительными властными полномочиями. Наша же Государственная Дума вместе с Советом Федерации – лишь тень настоящего парламента. Результатом слабости парламента является слабость партий. Российские партии привыкли, что они не имеют реальной власти, и давно смирились с судьбой. Люди, которые решают «реальные вопросы», идут в администрацию президента и правительство, а не на Охотный ряд. Поэтому, если внезапно ввести парламентскую республику, нас, скорее всего, ждет смена партий и меняющих друг друга правительств. Именно так получилось на Украине после «оранжевой революции», когда кабинеты министров менялись чуть ли не ежегодно, а политики заключали самые невозможные союзы. Например, председатель Социалистической партии Мороз (она считалась «оранжевой») заключил договор с Януковичем и делегировал своих представителей в возглавляемое последним правительство.
Для того, чтобы ввести в стране парламентскую республику, требуется переходный период лет в 10, чтобы партии научились «правилам игры» и поняли, как работает избирательный механизм.
И, главное, надо, чтобы в
стране возник сильный избиратель.
Что это значит? Это значит, что
гражданин приходит к урне для
голосования с ясным пониманием
своих интересов и четко
Так что вряд ли получится решить проблемы, введя парламентскую республику. Нужен переходный период и хотя бы две-три избирательных кампании в полновластную Думу для того, чтобы механизм заработал. В этот период обойтись без сильного президента никак нельзя.
. Так что если «парламентскую республику» и сделают на скорую руку, она мало изменит наш режим, похожий на ГДР39.
Из приведенных примеров нетрудно отметить, что форма правления государством - республика – является лишь «точкой отправления». Если же посмотреть объективно, то становится ясно, что каждое государство является особенным, с индивидуальными тонкостями всего государственного устройства. В основном эти особенности являются исторически-сложившимися.
3.2. Президентская республика
Президентская республика характеризуется
значительной ролью президента в
системе государственных
Отличительные черты президентской республики:
Президентская республика как одна из форм государственного правления имеет ряд достоинств, которые нельзя не учитывать:
- во-первых, она в принципе создает особенно благоприятные условия и предпосылки для реализации принципа разделения властей;
-во-вторых, всенародно избранный президент олицетворяет единство страны, выступает символом единства нации и т.д;
-в-третьих, эта форма позволяет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенациональных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны;