Формы и методы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей является одним из важнейших оснований устройства и функционирования государственного механизма огромного числа стран. При этом большинство специалистов сходятся в том, что признание значимости данного принципа отнюдь не является констатацией факта его абсолютной, буквальной реализации на практике и отрицанием единства упорядоченной власти.

Содержание работы

Введение..............................................................................................3

Глава 1. Понятие и сущность форм государственного
управления. Организационные и правовые
формы управления...........................................................5

Глава 2. Понятие и сущность методов государственного
управления........................................................................15

Глава 3. Акты государственного управления...........................20

Заключение........................................................................................25

Библиография...................................................................................27

Файлы: 1 файл

Формы и методы государственного управления.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Местные исполнительные органы - местная администрация, как органы государственного управления на местах осуществляют руководство во всех сферах жизни общества.

В соответствии с Законом  “О местных представительных и исполнительных органах в Республике Казахстан” от 10 декабря 1993 года с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 2 мая 1995 года, систему органов исполнительной власти на местах составляют: акимы, управления, отделы, комиссии и другие подразделения и службы. Как уже говорилось, местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан.

Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента  и правительства Республики (п.3 ст. 87 Конституции РК). Число заместителей акима, система отделов. Управлений и других подразделений определяются в соответствии со схемой управления областью, районом, городом, утверждаемой соответствующим маслихатом по представлению акима. Аким местной администрации и его заместители. А также руководители отделов. Управлений и других служб администрации не могут быть депутатами маслихата любого уровня.

Акимы областей, городов республиканского значения назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются вышестоящими по отношению к ним акимами. (п.4 ст. 87 Конституции РК).

В своей деятельности акимы подконтрольны и подотчетны вышестоящим акимам и Президенту.

Таким образом, в государственном управлении проявляется положительная, организующая и творческая деятельность органов исполнительной власти по руководству экономикой, финансами, культурой, наукой, образованием, здравоохранением, охраной общественного порядка.

Государственное управление организует и сплачивает людей, осуществляя общее и отраслевое управление, воплощенное соответственно в деятельности органов исполнительной власти общей компетенции (Правительства РК, акиматов и т.д.) и деятельности органов отраслевого управления (министерств, ведомств и т.д.).

 

 

 

Глава 2. Понятие и сущность методов государственного

                 управления

В последние годы в Казахстане резко упал интерес к управлению в его широком значении, касается ли это государственного управления в целом или отраслей и сфер, управления производством, аппарата управления. Особенно критически воспринимается идея государственного управления как противостоящая якобы новой роли государства в условиях формирования рыночной экономики.4 Но происходит изменение функций управления и методов государственного регулирования и оно является, безусловно, полезным. Ни одно государство не отказывается о рычагов управления и регулирования, дело в их умелом использовании.5

Для государственного управления и регулирования характерны в современных условиях следующие методы:

а) общенормативное регулирование  в отличие от индивидуально-распорядительного и регулирования прошлых лет. Управление на основе и во исполнение закона приходит на смену командному и оперативному воздействию;

б) применение способов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;

в) введение лицензирования субъектов и их деятельности;

г) определение порядка осуществления видов хозяйственной деятельности;

д) налогообложение;

е) введение стандартизации продукции, работ и услуг;

ж) поддержка и стимулирование предпринимательства;

з) осуществление надзорных функций.

В административном, финансовом законодательстве закрепляют правовые режимы осуществления этих и подобных им функций.

В качестве иллюстрации  основных методов государственного управления и применения их на практике можно привести Положение о Министерстве сельского хозяйства РК, утвержденное 10 мая 1995 года. В котором, указано, что Минсельхоз является центральным органом государственного управления сельским хозяйством РК и подчиняется непосредственно Правительству. В целях проведения единой государственной аграрной политики, направленной на обеспечение населения продуктами питания, а промышленности - сырьем, увеличение экспортных возможностей аграрного сектора в условиях развивающихся рыночных отношений Министерство:

    • обеспечивает разработку приоритетных  государственных (национальных) программ развития отраслей сельского хозяйства и участие в их реализации;
    • подготовку проектов, законодательных актов и нормативных документов по аграрным вопросам;
    • содействие разгосударствлению и приватизации, а также демонополизации в агропромышленном комплексе (АПК);
    • развитие разнообразных форм хозяйствования и пр.

Управление сегодня связано с работой профессионального персонала. Поэтому столь важно регулирование государственной службы и борьба с бюрократизмом и коррупцией.

Управление есть целенаправленное воздействие, рассчитанное на получение результатов. Такая ориентация крайне необходима.6 Управлению присущь и такой элемент, как контроль. Его назначение - быть гарантией целостности и мощи государства. Сегодня наша страна переживает момент когда вырабатывается новый курс развития, но усилия и действия по его реализации далеко неэффективны. Нарастающий сепаратизм и местничество, с одной стороны, дурные традиции “командовать сверху” - с другой, усугубляют эти тенденции. А как результат - ослабевание государственности.

Среди мощных средств в преодолении этих кризисных явлений и укреплении государства, находится контроль. Однако, сразу же подчеркнем, что государственный контроль не является атрибутом какого-либо одного политического режима. Он всегда присущ любому государству, стремящемуся обеспечить реализацию политики, законов и иных актов, охрану государственных интересов.

В нашей стране контроль рассматривается как одна из функций государства. Он призван:

во-первых,  выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного а всей системы органов государства;

во-вторых, можно сформировать вполне стройную, динамичную, неутяжеленную систему государственного контроля, охватывающую все его виды;

в-третьих,  необходимо придать контролю демократический гласный характер, сделать участие в нем доступным для общественности;

в-четвертых, государственный контроль должен быть не самодовлеющим институтом, а средством эффективного решения государственных, экономических, социальных и иных задач;

в-пятых, добиться высокого уровня качества контроля можно с помощью правового контроля, основанного на законодательстве, исключающего произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.

Таким образом, государственный контроль станет эффективным, если в его системе будут трудиться высококвалифицированные специалисты и он будет обладать мощной правовой основой.

Кроме того, вышеупомянутые формы и методы государственного управления будут более совершенными, если будут основаны на глубоком и систематическом изучении ситуации. В этой связи, следует указать, что сегодняшнее государственное управление нуждается не только в совершенных методах контроля, но и в улучшении деятельности по использованию полной и достоверной статистической и тематической информации .7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Акты государственного управления

Государственная, в том числе и исполнительная власть не может реализовываться сама по себе, она всегда должна воплотиться в конкретных действиях, которые представляют собой различные формы государственного управления. Содержание исполнительной власти, которым являются ее права и обязанности по государственному управлению, не может не получить внешнее выражение в действиях органов исполнительной власти, должностных лиц. Однако эти действия могут быть различными по характеру. С правовой точки зрения интерес представляют только такие действия, которые влекут определенные последствия. Эти действия воплощаются в государственно-управленческих формах:  правовых актах управления и административно-правовых договорах.

Под правовым актом управления теория права понимает - основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.

Правовой акт управления обладает определенными признаками. Так, во-первых,  он является подзаконным актом. Во-вторых, он опирается на властные полномочия органов государственного управления, а потому предстает  в виде одностороннего юридически властного волеизъявления, а точнее - носит императивный и общеобязательный характер, определяет правила должного поведения людей. В-третьих, он издается только полномочным органом государственного управления и от имени государства, а потому носит официальный характер. В-четвертых, правовой акт управления оформляется установленным способом. Так по форме оформления они могут быть письменные, устные или могут быть выражены в форме конклюдентных действий (например, жест инспектора ГАИ).

Современная теория административного права наделила административные органы управления широким спектром правовых актов. Основанием для классификации являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все правовые акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные акты управления устанавливают правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному органу это чаще всего регулируется Положением об этом органе.

Индивидуальные акты применения могут издавать органы исполнительной власти различного уровня. Они являются юридическими фактами направленными на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений, носят правоприменительный характер, издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц и решают конкретные административные дела (например приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания и т.д.).

Смешанные акты управления - это такие акты, в которых переплетаются нормы и индивидуальные установления.

Каждый вид органа исполнительной власти издает акт определенного вида. Правительство в рамках своей деятельности правомочно принимать постановления, распоряжения. Руководители центральных органов управления - приказы, постановления и инструкции.

Органы местного государственного управления для реализации своих полномочий издают нормативные акты, обязательные для исполнения на соответствующей территории. Так акимы принимают, согласно ст. 88 Конституции решения и постановления. При этом на уровне административно-территориальной единицы воспроизведена ситуация, характеризующая отношения между высшими органами государственной власти: проекты финансовых решений маслихатов должны быть одобрены соответствующим акимом. Отмена не соответствующих Конституции и законодательству Республики Казахстан решений маслихатов и акимов осуществляется в судебном порядке. Кроме этого, акты акимов могут отменятся Президентом, Правительством, либо вышестоящим акимом.

В сфере государственного управления действует презумпция действительности правовых актов управления, то есть правовой акт предполагается юридически сильным до того момента пока он не будет отменен в установленном законом порядке.

Кроме того, для того, чтобы правовой акт полноправно выполнял свою функцию регулирования общественных отношений он должен удовлетворять следующим требованиям.

  1. Он должен быть законным:

а)  соответствовать Конституции РК, законам и другим актам;

б) должен быть издан в пределах компетенции органа, его издавшего;

в) не должен нарушить законодательно закрепленные права и законные интересы граждан и организаций.

  1. Правовой акт управления должен быть принят в установленном законом порядке.
  2. Правовой акт управления должен быть принят в установленной законом форме.

Если правовой акт не удовлетворяет перечисленным требованиям он должен быть отменен.

Итак, мы рассмотрели основные формы волеизъявления государственных управленческих органов и пришли к выводу, что государственный аппарат обладает широким спектром правовых форм управления. Однако в своей деятельности исполнительные органы не всегда правомерно используют их. Так нередко акимы принимают правовые акты, выходящие за пределы их компетенции. А отменить такой акт, от которого страдает в первую очередь рядовой гражданин, к сожалению, бывает значительно труднее, чем принять. Так, например, акимом Астаны принято постановление, запрещающее бесплатный проезд в общественном транспорте работникам внутренних дел. По сути данный нормативный акт противоречит Закону “Об органах внутренних дел”. Однако, несмотря ни на что он продолжает действовать и по настоящее время.

Информация о работе Формы и методы государственного управления