Формы и способы реализации права. Применение правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает анализ существующих форм и способов реализации права, их специфики и сферы применения. Определение и отличие применение права от остальных форм реализации права. Определение стадий правоприменительного процесса. Понятие правоприменительного акта и определение его видов. Для достижения настоящей цели были поставлены следующие задачи:
изучение понятия, признаков и особенностей реализации права;
изучение существующих форм реализации права и их специфики;
изучение понятия применения права;
определение отличий применения права от других форм реализации норм права;
изучение стадий правоприменительного процесса;
изучение понятия правоприменительного акта и определение его видов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
Глава 1. Понятие и формы реализации права ………………..
1.1.Понятие и назначение реализации права ………………….
1.2.Формы реализации права …………………………………..
Глава 2. Применение права как особая форма его реализации
2.1. Применение права: понятие и отличие от остальных форм реализации права
2.2. Стадии правоприменительного процесса …………………..
2.3. Правоприменительный акт: понятие и виды ………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа .doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Выступая в качестве средства индивидуально-правового  регулирования, применение права служит тем основанием (юридическим фактом), с которым нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений между гражданами, организациями, объединениями граждан и государством. Например, на основании судебного решения возникает право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (ГПК ст.262 п.1 п.п.6). Необходимость в правоприменении проявляется всякий раз, когда без организующих действий государственных органов такие правоотношения не могут возникнуть. Без такого индивидуального регулятора в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели и задачи общего нормативного регулирования, а значит, не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан. Правоприменение обеспечивает, обслуживает реализацию права, и в этом состоит его основное предназначение в механизме действия права.23

Применение права носит  индивидуально-правовой характер. Правоприменение, т.е. конкретизация права применительно  к конкретному случаю – подведение частного случая, факта под общую  норму права. В этом смысле правоприменение  выступает своего рода проводником перевода общих нормативных требований закона в фактическое поведение субъектов в тех случаях, когда субъекты по каким-либо причинам не могут (или не хотят) осуществить предоставленные им законом субъективные права и юридические обязанности. Правоприменение связывает общую абстрактную норму права с персонально определённым субъектом, конкретно определёнными фактами и обстоятельствами, благодаря чему закон получает мощный импульс к реализации.

Применение права всегда связано с вынесением специального решения (акта применения) в специально установленной форме. Например, обязательными являются требования к содержанию решения суда (ГПК ст.198); требования, предъявляемые к форме свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439, Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 14 октября 2004г. N 09-0-10/4080@ об использовании бланков свидетельства, применяемых при регистрации и учёте физических и юридических лиц,).

Верно подмечено, что  там, где нет решения, выраженного  в специальном правовом акте, там  нет и применения права.

Применение права осуществляется в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Применение права имеет чётко очерченные законом сферы распространения. Как вид государственной деятельности, правоприменение может иметь место только в тех случаях, которые прямо оговорены законом. Например, принятие судом решения (Конституция РФ Гл.7 ст.120 п.2).

Это исключает произвольное, по своему усмотрению, «вклинивание» применения права в процесс реализации права. На практике подобное имеет довольно широкое распространение и всегда связано с ущемлением прав и законных интересов граждан и их объединений. Придание правоприменительной деятельности специфической юридической формы имеет важное значение. Так, правоприменительная деятельность судебных органов может осуществляться только в форме правосудия, а в зависимости от рассматриваемых дел – в форме гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства (П.3 ст.1 Федерального Конституционного Закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ).

Юридическая деятельность невозможна без такого рода процессуальных форм. Это распространяется на все виды применения права.

Таким образом, применение права – это властно-организующая деятельность компетентных органов  и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических  норм.

2.2. Стадии правоприменительного  процесса

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий — стадий.

1. Установление фактических  обстоятельств дела. Применение  юридических норм, как уже отмечалось, направлено на обеспечение их  реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.

Установление фактических  обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Чтобы установить объективную истину по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости.

Важно также иметь  в виду, что правоприменительными органами исследуются не абсолютно  все факты, характерные для данного  случая, а только те, которые имеют  непосредственное отношение к решению  юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами.

2. Выбор и анализ  нормы права, подлежащей применению  к исследуемым фактическим обстоятельствам.  После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму — значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела.

Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. Более того, необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда она соответствует предписаниям актов вышестоящих органов.

Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

действует ли норма в  тот момент, когда на ее основе нужно  решить конкретное депо;

действует ли она на той  территории, где это депо должно быть разрешено;

распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении  которых она должна быть применена.

3. Вынесение решения  компетентным органом и доведение  этого решения до заинтересованных  лиц и организаций.

Это завершающая и  основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным -лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается — начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

2.3. Правоприменительный акт: понятие и виды

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует  принятое решение, придает ему официальное  значение и властный характер.

Акт применения нормы  права — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

Основные признаки, характеризующие акты применения норм права:

акт применения нормы  права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение дня всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим;

акт применения — это  индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются;

правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен;

акты применения норм права издаются установленной законом  форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов.

К примеру, акты, принимаемые  правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

вводную часть, в которой  указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

описательную часть, где  излагаются фактические обстоятельства дела;

мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения;

резолютивную часть, в  которой излагается содержание решения.

Каждый правоприменительный  акт имеет строго определенные наименования: приговор, приказ, постановление, распоряжение.

Классификация актов  применения норм права производится по различным основаниям. В зависимости  от субъектов, применяющих нормы  права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:

акты представительных органов государственной власти;

акты исполнительных органов государственной власти;

акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);

акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.).

В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых  к ним норм права правоприменительные  акты подразделяются:

— на регулятивные, которые  устанавливают конкретные юридические  права и обязанности в связи  с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

— на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством  реализации предписания правовых норм.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономические, политические и социальные изменения в современном российском обществе актуализируют вопросы воплощения нормативных правовых предписаний в жизнь. Учитывая возросшую гражданско-правовую активность граждан нашей страны, желание наиболее полно использовать свои права и обязанности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, вопрос об эффективном применении норм права становится исключительно важным направлением как научных исследований, так и практики.

В обществе созрело  понимание того, что укрепление правовой основы одинаково зависит как от разработки проблем правотворчества, так и от правореализации и правоприменения. Отмечая необходимость формирования уважения к порядку в стране и эффективного правоприменения, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев среди основных направлений внутренней политики государства называет радикальное изменение ситуации в правоприменении: улучшение работы судебной системы, обеспечение ее подлинной независимости от исполнительной и законодательной власти, обеспечение справедливой и равной доступности правосудия для всех. Важным, как отмечает Д.А. Медведев, являются также искоренение практики решений «по звонку» или «за деньги», разработка системы мер, направленных на возмещение гражданам и организациям потерь от «неправосудных» решений, дальнейшая гуманизация правосудия, развитие процедур досудебного и внесудебного порядка разрешения споров25. Понятно, что сбои при исполнении законов, отказ от их применения или неправильное применение не позволяют в полной мере эффективно решать задачи современного общества. Следует также отметить, что в настоящее время не завершено полностью формирование правового поля деятельности участников гражданского оборота. Сложность вопроса заключается еще и в том, что законодательство постоянно обновляется, отсутствует единство в правоприменительной практике. Таким образом, исходя из понимания важности улучшения работы по применению норм права, интерес к данной проблеме вполне закономерен и актуальность дальнейшего ее изучения возрастает.

Информация о работе Формы и способы реализации права. Применение правовых норм