Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:55, курсовая работа
Цель работы – проанализировать сущность государственной власти. На основании цели поставлены следующие задачи:
проанализировать определения государственной власти, раскрыть ее структуру;
изучить формы, способы и методы осуществления государственной власти;
проанализировать виды государственной власти.
Введение 4
Глава 1. Государственная власть и её свойства_____________________7
1.1 Понятие государственной власти_____________________________7
1.2 Признаки государственной власти и принципы организации и деятельности государственного аппарата _____________________________11
1.3 Элементы государственной власти___________________________14
Глава 2. Формы осуществления государственной власти___________18
2.1 Формы государства_______________________________________18
2.2 Формы государственного устройства________________________21
2.3. Легитимность и легальность власти_________________________26
2.4. Единство и разделение властей_____________________________30
Заключение 34
Список источников и литературы 36
Таким образом, смысл каждого государства сведен к тому, чтобы реализовывать власть в обществе. Под властью понимается реальная возможность провести в жизнь свою волю, подчинить своей воле волю иных субъектов. То есть, сущность государства состоит в том, что государство есть организация власти в обществе.
Понятия «государственная власть», а также «государство» наиболее часто отождествляются, не проводя между ними никакого различия. Однако данные понятия стоит различать, так как за ними кроятся хоть и взаимосвязанные, но все же различные явления.
Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.
Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.
Существует несколько
признаков государственной
1) Государственная власть
выступает как официальный
2) Государственная власть
обладает верховенством в
3) Регулируя отношения
различных классов, социальных
и иных групп, государственная
власть выполняет арбитражную
роль в обществе, хотя при этом,
прежде всего, защищает
4) В отличие от политической,
государственная власть в
5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти5.
В федеративном государстве
государственной властью
Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения - территориального коллектива в границах той или иной административно - территориальной единицы (округа, района и т.д.).
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются руководящие абстрактные положения, на основе которых формируются и функционируют государственные органы.
К ним относятся:
· принцип законности - принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;
· принцип эффективности - обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;
· принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;
· принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов;
· принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;
· принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;
· принцип национального равноправия, требующий равного доступа к замещению вакантных должностей в госаппарате людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;
· принцип централизма, отражающий иерархичность структуры государственного аппарата, вертикального или горизонтального подчинения;
· принцип федерализма,
который выражает единство государственной
власти в федеративной стране при
разграничении предметов
· принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;
· принцип разделения властей, в соответствии с которым различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление властью7.
1.3 Элементы государственной власти
Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.
Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.
Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти8.
Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.
Наконец, методы осуществления власти – это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода – метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловным навязыванием ему государственной воли.
Структуру государственной
власти можно рассматривать и
с других позиций. Например, с учетом
принципа разделения властей, который
нашел свое воплощение в практике многих современных
государств, в том числе и нашего, в структуре
государственной власти можно выделить
такие элементы (ветви), как законодательную
власть, исполнительную власть и судебную
власть. С учетом территориальной организации
государственной власти можно выделить
центральную (верховную) власть, которая
распространяет свое действие на всю территорию
страны, и местную власть, действие которой
ограничено территорией соответствующих
административно-
Структуру государственной власти можно охарактеризовать еще с одной стороны: с точки зрения ее внешнего оформления, внешней организации. Государственная власть как способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом всегда организационно оформлена и так или иначе выражена вовне. В этой связи возникает вопрос о механизме государственной власти, так как свое организационное выражение государственная власть находит именно в определенном механизме9.
В отечественной литературе механизм государственной власти, как правило, отождествляют либо с государственным аппаратом, либо с механизмом государства, либо с тем и другим сразу, поскольку между государственным аппаратом и механизмом государства нередко не проводят никакого различия. Чтобы в этом разобраться, проанализируем, что же представляют собой государственный аппарат и механизм государства и совпадают ли они с механизмом государственной власти.
Государственный аппарат наиболее часто определяется как совокупность либо система органов государства, при помощи которых исполняются задачи, а также функции государства. То есть, под государственным аппаратом понимаются взятые в единстве все органы государства, которые, исполняя собственные функции, обеспечивают выполнение функций государства в целом.
Таким образом, в структуре государственной власти, если рассматривать государственную власть в динамике, в действии, выделяют таки элементы, как: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства, а также методы осуществления власти.
Глава 2. Формы осуществления государственной власти
2.1 Формы государства
Форма государства - способ организации структуры государства, его органов; способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.
Понятие формы правления объясняет, из каких основных институтов складывается организация государственной власти, как они формируются и как они взаимодействуют друг с другом. По форме правления, прежде всего, различаются монархии и республики.
Монархия - такая форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу (королю, императору, царю, шаху, султану и т. п.). Монархия характеризуется тем, что верховная власть, как правило, является наследственной (в исключительных случаях - выборной), бессрочной (пожизненной) и безответственной перед населением (ответственной только перед Богом). Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда:
- династии могут меняться в результате захвата силы,
- известны выборные монархии, в которых судьбу короны решала аристократия. Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные полномочия, не несет законной политической ответственности за свою деятельность10.
Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные). В настоящее время конституционная монархия существует в таких государствах, как Арабские Эмираты, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Таиланд, Япония и др. В ограниченных монархиях верховную власть наряду с главой государства осуществляет какой-либо представительный орган. Конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные. В парламентарных монархиях правительство формируется партией, получившей Вов время выборов большинство в парламенте, или блоком партий, которые располагают большинством в парламенте. Главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатов. Власть монарха ограничена. В дуалистической монархии правительство формируется монархом, вне зависимости от партийного состава парламента.
Республика - такая форма правления, при которой верховная власть избирается на определённый срок. Представительный орган (парламент) именуется по-разному (конгресс, Сейм, Национальное собрание и т.д.)
В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т.д.). Признаки реальной республики - это выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти5.
Информация о работе Формы осуществления государственной власти