Формы осуществления государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать сущность государственной власти. На основании цели поставлены следующие задачи:
проанализировать определения государственной власти, раскрыть ее структуру;
изучить формы, способы и методы осуществления государственной власти;
проанализировать виды государственной власти.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Государственная власть и её свойства_____________________7
1.1 Понятие государственной власти_____________________________7
1.2 Признаки государственной власти и принципы организации и деятельности государственного аппарата _____________________________11
1.3 Элементы государственной власти___________________________14
Глава 2. Формы осуществления государственной власти___________18
2.1 Формы государства_______________________________________18
2.2 Формы государственного устройства________________________21
2.3. Легитимность и легальность власти_________________________26
2.4. Единство и разделение властей_____________________________30
Заключение 34
Список источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

государственная власть.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации.

Сущность власти заключается  в том, что это специфическое  отношение субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагает определенное взаимодействие между ними (власть можно одобрять, терпеть или сопротивляться ей), в рамках которого властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Власть, опирающаяся только на силу, по словам Б.Рассела, “голая власть”18.

Легитимность является базовым элементом существования и функционирования государственной  власти, а также закрепления её в обществе.

Все в жизни общества имеет  начало. Есть свое начало и у государственной власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев государственная власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением  власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом  законности, правомерности официальной  власти — это фундаментальная ее характеристика. Говоря о легитимности,  необходимо обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

    

                   

2.4. Единство  и разделение властей

 

 

Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.

Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность.  Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений  между ними с другой.

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.)19.

В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."

Сама по себе концепция  разделения властей призвана служить  целям демократии в государственном управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современных государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно  без их взаимозависимости и взаимодействия. Поэтому современная концепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение,  взаимный контроль и взаимодействие властей. Такая постановка вопроса все чаще находит свое отражение в нормах новых конституций, хотя в качестве общего принципа она почти негде не зафиксирована в четкой формулировке.

     Теория единства государственной власти и разделения властей предполагает, что государственная власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом и что не существует нескольких конкурирующих “государственных властей”. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во - вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей.

Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы (относительно самостоятельные и взаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебные ветви аппарата государственной власти как целого. В основе такого разделения труда лежит функциональная дифференцированность государственной власти.

Обычно эту функциональную дифференцированность объясняют как  разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что государственная власть функционально предназначена для законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия. Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами решают споры о праве.

  Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур XX в. По этой идеологии власть принадлежит одному коллективному субъекту - нации, народу, политически господствующему классу, “трудящимся” и т.п., и этот субъект ее ни с кем не делит (социальное единство власти). От имени этого народа власть осуществляется иерархической системой органов, в рамках которой может быть только разделение труда, но не разграничение компетенции (организационное единство власти). Имеется в виду, что в единой иерархической системе есть высший властный орган, получающий свои полномочия как бы непосредственно от народа, а все остальные органы получают свои полномочия от этого высшего органа, подотчетны ему и подконтрольны.

Разновидностью такой  идеологии являлась концепция системы  Советов, официально принятая в СССР. С точки зрения этой концепции “органами управления государственной власти” являются только Советы депутатов, вся полнота власти принадлежит системе Советов, включающей в себя верховный и местный Советы.

Все остальные органы, создаваемые  “Советской властью”, не считаются  органами государственной власти” и делятся на органы государственного управления, суды и прокуратуру.

Рассмотренная конструкция  отрицает ценность разделения властей  исходя из ложной посылки, что существует некая “власть народа”, которая сама по себе представляет абсолютное политическое благо.

 

Заключение

 

На основании проведенного анализа государства и государственной власти можно сделать следующие выводы:

В данной курсовой работе феномен  государственной власти рассматривался с разной высоты теоретического изучения, а именно:

- как особый  политический институт, организация,  осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти;

- как аппарат  государственной власти, совокупность  властных органов и должностных лиц и их отношения, связи между ними;

- как систему  государственных институтов, органов  законодательной, исполнительной и судебной власти.

Исследование природы  государственной власти показало, что  государственность должна оставаться основной ценностью гражданина России. С твердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений.

Успешное строительство  экономически развитого федеративного  государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти.

Смысл демократии не в том, что народ провозглашается источником власти, не в том, что органы государственной власти объявляют себя органами, через которые “народ осуществляет свою власть”, а в том, что все полноправные граждане (их объединения, организованные группы) формально в равной мере допускаются к формированию высших органов государственной власти и тем самым – к формированию государственной воли.

Смысл каждого государства сведен к тому, чтобы реализовывать власть в обществе. Под властью понимается реальная возможность провести в жизнь свою волю, подчинить своей воле волю иных субъектов. То есть, сущность государства состоит в том, что государство есть организация власти в обществе.

Понятия «государственная власть», а также «государство» наиболее часто отождествляются, не проводя между ними никакого различия. Однако данные понятия стоит различать, так как за ними кроятся хоть и взаимосвязанные, но все же различные явления.

Из всего вышесказанного могу сделать вывод, что на сегодняшний  день государственная власть не так развита и ещё не способна выполнить все задачи, обязанности и свойства которые возложила на нее Конституция РФ.

На сегодняшний день существует множество споров на тему государственной власти. Множество  учёных, юристов-теоретиков и практиков ведут бесконечные дискуссии на тему государственной власти, но каких-либо новых путей решения проблем не найдено. Данная тема в учебных изданиях разных авторов и учёных излагается по-разному. Из этого можно сделать вывод, что тема государственной власти ещё не полностью изучена.

В современном демократически ориентированном обществе необходимо добиться неуклонного исполнения законов  государства. Для этого требуется  чёткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Государственная власть позволяет чётко управлять страной, принимать законы и другие нормативные правовые акты, предназначенных для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международном уровне. Государственная власть также обеспечивает свободу и равноправие граждан.

Среди важные предпосылок  серьезного улучшения ункционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в нашей стране необходимо выделить следующие:

- повышение  эффективности законодательного  процесса;

- усиление результативности в реализации принятых законов;

- повышение  взаимодействия между различными  ветвями власти;

- совершенствование  законодательной техники и планирования;

- всестороннее  расширение связей между депутатами  и избирателями;

-дальнейшее  развитие и обновление всей законодательной базы Российского государства и общества.

В заключение хотелось бы выразить надежду о том, что законодательные  и представительные органы в нашей стране будут вносить  весомый вклад в развитие нашей страны, обеспечение достойной жизни наших сограждан и процветания нашего Отечества.

 

Список источников и литературы

Нормативные правовые  акты 

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 [Текст] // Российская газета. 1993.- № 237.- 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) [Текст] : офиц. текст на 30 ноября 1994 г. № 15-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 года) / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2002. - 541 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: офиц. текст от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 года) / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2000. – 568 с.
  4. Уголовный Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [Текст] // Рос. газ.– 2006 . – 13 июня.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [Текст] // Рос. газ. – 2001 . – 22 декабря.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ [Текст] // Рос. газ. – 1997 . – 16 января.

Информация о работе Формы осуществления государственной власти