Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:18, курсовая работа
В настоящее время, проблема укрепления государственности, централизации государства, усилении вертикали государственной власти, стоит наиболее остро. Однако осуществление государственного переустройства не должно происходить без совершенствования тесно связанных с государством таких государственно-правовых явлений, как общество, гражданское общество, личность, так как, в подобном случае, может повлечь за собой возврат к тоталитаризму. Поэтому и возникает проблема исследования данных категорий, форм их взаимодействия, необходимости в то же время их преобразования и правового обеспечения этих процессов.
Цель же данного исследования обнаруживает в себе нахождение причины постоянной сменяемости форм государственности, а следовательно и их недостатков. Полагаясь на приведённые факты мы проведём анализ этих причин и постараемся объяснить их следствия.
1.Форма государства дореволюционной России
1.1.оформление конституционной монархии и ее характеристика в российской империи начала 20 века
1.2.государственное устройство дореволюционной России. Отношения между органами центральной и местной власти
2.Советское государство и его форма.
2.1.Государственное устройство советской России. Характеристика местного управления.
2.2.Особенности формы правления советского государства.
3.Положения конституции 1993 года о форме российского государства.
3.1.Характеристика формы правления по конституции 1993 года.
3.2.Содержание принципов федеративного устройства Российской Федерации по конституции 1993 года.
Заключение.
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Дневное отделение
Кафедра отечественной истории государства и права
Курсовая работа
по дисциплине: «История отечественного государства и права»
на тему: «Формы правления и государственного устройства в России 20 века»
Работу выполнил: | Научный руководитель: |
Студент 1 курса МПФ ДО | Свинцова А.А. |
Сухов Артём |
|
Москва-2012
План:
Введение.
1.Форма государства дореволюционной России
1.1.оформление конституционной монархии и ее характеристика в российской империи начала 20 века
1.2.государственное устройство дореволюционной России. Отношения между органами центральной и местной власти
2.Советское государство и его форма.
2.1.Государственное устройство советской России. Характеристика местного управления.
2.2.Особенности формы правления советского государства.
3.Положения конституции 1993 года о форме российского государства.
3.1.Характеристика формы правления по конституции 1993 года.
3.2.Содержание принципов федеративного устройства Российской Федерации по конституции 1993 года.
Заключение.
Введение.
Российское государство – динамично в своём развитии. Происходит процесс смены не только политической направленности, но и трансформация способов управления обществом и элементами государственных структур. На протяжении 20 века такая трансформация происходила значительно чаще, поэтому в указанных условиях исследование эволюции и формы правления и устройства государства является одной из актуальных задач, с точки зрения современной методологии, стоящих перед историко-правовой наукой.
Вопрос о судьбе и роли российского государства – есть повсеместно обсуждаемый, а задача поиска наилучшей, оптимальной формы государства стоит в ряду доминирующих. Без анализа идей и концепций, уже сыгравших свою роль в истории государства, невозможно теоретически обосновать наиболее подходящую для России форму государства и правления.
Неопределённость идей в этой области заставляет обращаться к прошлому историческому опыту отечества. Все работы по препарированию прошлого России должны быть проведены с учётом современной ситуации ,сложившейся в русском обществе. Только при налаживании связи между историей и реальностью разработка проблематики окажет эффект и даст положительные результаты.
Обращение к анализу исторического опыта имеет большую значимость по причине того, что наша страна является фактически уникальной : пережившей за один век столь кардинальные изменения . Он дает нам ответ на вопрос о последствиях и выводах ,к которым пришло наше государство после такой «терапии».
В настоящее время, проблема укрепления государственности, централизации государства, усилении вертикали государственной власти, стоит наиболее остро. Однако осуществление государственного переустройства не должно происходить без совершенствования тесно связанных с государством таких государственно-правовых явлений, как общество, гражданское общество, личность, так как, в подобном случае, может повлечь за собой возврат к тоталитаризму. Поэтому и возникает проблема исследования данных категорий, форм их взаимодействия, необходимости в то же время их преобразования и правового обеспечения этих процессов.
Цель же данного исследования обнаруживает в себе нахождение причины постоянной сменяемости форм государственности, а следовательно и их недостатков. Полагаясь на приведённые факты мы проведём анализ этих причин и постараемся объяснить их следствия.
1.1ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА 20 ВЕКА
Как известно, революция 1905 года прекратила существования абсолютной монархии с неограниченной самодержавной властью и дала начало новой ,на тот период, в Российской империи форме правления.
Основными показателями ограничения явились: факт исключения слова «неограниченная» из формулировки определения императорской власти в основном законе Российской империи и создание представительных учреждений, вводившейся рядом государственный актов, начиная с манифеста 6 августа 1905 г, который гласит порядке избрания депутатов в государственную думу , и, заканчивая Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г.
Изначально государственная дума являлась законосовещательным органом, избрание в которую регулировалось строгим цензовым представительством. Впоследствии это положение было изменено Манифестом об усовершенствовании государственного порядка, в соответствии с которым государственной думой должны быть утверждены все издаваемые законы. Это изменение отражало приобретение государственной думой новых, расширяющих ее компетенцию ,полномочий.[1]
В связи с возникновением возможности народного представительства в стране образуется и легализуется множество политических партий с целью пролоббировать интересы и взгляды отдельных групп людей , и повлиять на текущую ситуацию в стране посредством предложения своих законодательных проектов в государственной думе.
20 февраля 1906 г. был издан акт об учреждении Государственной думы, определивший законный состав ,срок избрания и круг полномочий соответствующего органа .[2] Депутаты думы избирались на 5 лет ,не были подотчетны своим избирателям и могли быть отстранены высшим судебным органом-Сенатом. Сама дума могла легко быть распущена по инициативе императора.
Наряду с актом об учреждении Думы был реформирован уже действующий законосовещательный орган – Государственный совет. В соответствии с Положением о Государственном совете он становился верхней палатой законодательного парламента. Основная роль этого органа состояла в том ,чтобы утверждать выдвинутые и принятые Думой законопроекты для предоставление их на императорскую санкцию. Особенность формирования Государственного совета состояла в дроблении его на выборную и часть, состоявшую из членов « по высочайшему назначению». Избираемая часть состояла из представителей высших сословий и насчитывала 98 депутатов. Такое же количество ежегодно назначалось императором во вторую половину Совета из числа высших государственных сановников. Немаловажен тот факт ,что членом Государственной Думы и Государственного совета могло быть одно и то же лицо, ставящий под вопрос независимость одной палаты от другой.[3]
Ответ на вопрос о надобности создания нового основного закона страны лежит в противоречии старого Свода законом Российской империи с Манифестом 17 октября 1905 года. С осознанием невозможности сосуществования этих нормативных актов власть предполагала издать новый ,будущий Свод Основных Государственных Законов до созыва Государственной Думы с целью сохранить широкие полномочия ,приняв консервативную конституцию и не вводя парламентаризм. Об этом также говорит глава девятая «О законам» статья 86 : в соответствии с которой любой предложенный закон после одобрения обеих палат нуждался в утверждении его императором ,и статья 87 той же главы, которая гласит о том ,что в случае прекращения или перерыва в деятельности парламента «при чрезвычайных обстоятельствах» законопроекты обсуждались Советом министров и утверждались императором в форме указов.[4] Действие указа, однако, носило временный характер и подлежало утверждению в Думе и Совете в течение двух месяцев после восстановления их работы. Таким образом правительству предоставлялась возможность проводить свою политику через акты, имевших ,хоть и временную ,но фактическую силу закона.
Не смотря на основной закон ,несущий некий консерватизм в устройстве власти, в деятельности государственных органов все же просматривается появление системы сдержек и противовесов .В основном это проявлялось в публичном обсуждении законодательной властью действий исполнительной и истребовании ответов от последней. По итогам подобных ответов Дума выносила суждения. Также парламент мог оказывать влияние на императора с помощью возвращения к обсуждению вопроса, на которого было наложено право абсолютного вето. В дополнение, Дума и Государственный совет получали право принимать, отклонять или вносить поправки в законопроекты ,представленные правительством.
В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей, стремясь обеспечить компромисс между монархией , конституционализмом и новыми общественными силами.
Отдельным пунктом стоит выделить взаимоотношения высших органов власти во время Первой Мировой Войны. Они отмечаются крайними оппозиционными действиями как со стороны законодательной ,так и со стороны исполнительной власти, в связи со сложившимися противоречиями по разному поводу вопросам.
19 июля 1915 г после отказана правительством принять поддержку Государственной думы , последняя созывается и ,уже в августе, формирует « Прогрессивный блок» ,создаёт бюро блока и публикует программу, предлагавшую царю проведение ряда реформ . Среди них: полное обновление состава Совета министров , создание правительства общественного доверия, расширить свободу вероисповеданий и т.д. Правительство же, обеспокоенное оппозиционным действиями блока , в противовес этому добивается указа царя о роспуске нижней палаты парламента. В декабре 1916 правительство самыми изощренными способами вела борьбу с оппозиционной Думой: было прервано несколько заседаний ,была запрещена деятельность Земгора, организовывались аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в саботаже. В результате такого противоборства государем было подписано три указа: первый гласил о роспуске Думы и назначении новых выборов, второй- о роспуске Думы до окончания войны ,в третьем- о роспуске Думы на неопределенный срок.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том ,что монархия хоть и была конституционной и имела некоторые ограничения самодержавной императорской власти представительскими законодательными органами ,всё же имела в себе замкнутость решения всех вопросов государственного значения на носителе той самой власти. Иными словами ,была создана только видимость народного представительства в управлении делами государства с целью подавления народных волнений.
1.2ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ. ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ
До становления советской власти основными документами ,регулирующими порядок формирования местного самоуправления и его компетенцию ,являлись: измененное в 1890 года «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864, года и «Городовое положение» 16 июля 1870 года также исправленное в ходе контрреформ в 1892 года. В дополнение к этому, в 1906 и 1912 году это направление претерпело некоторые корректировки, выражавшие сдвиг отношений между местным и центральным управлениями в сторону первых.[5]
Положением 1864 года создавалась система губернских и уездных земских учреждений, которые должны были осуществлять реализацию определенного круга полномочий местного характера: заведование капиталами, имуществом и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщения; меры по обеспечению «народного продовольствия»…
Для формирования учреждений Законом предусматривалось создание трех избирательных курий: курия уездных землевладельцев, состоявшая преимущественно из дворян-помещиков, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных; городская курия, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера; сельская курия, в которой не был установлен имущественный ценз, но введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.
Аппарат земств состоял из распорядительных органов — губернских
и уездных земских собраний и исполнительных органов — уездных и губернских земских управ (в структуру последних входили постоянные канцелярии, разделяющиеся на отделы). Свои хозяйственные задачи земства решали на средства, собираемые с населения в виде специального налога.
Во главе собраний и управ стояли выборные председатели, которые кроме того, что руководили деятельностью земских учреждений, председательствовали от их имени в местных правительственных учреждениях (присутствиях по крестьянским делам). Председателями земских собраний были предводители дворянства.
Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоявший из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы — министром внутренних дел.
Информация о работе Формы правления и государственного устройства в России 20 века