Формы правления и государственного устройства в России 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, проблема укрепления государственности, централизации государства, усилении вертикали государственной власти, стоит наиболее остро. Однако осуществление государственного переустройства не должно происходить без совершенствования тесно связанных с государством таких государственно-правовых явлений, как общество, гражданское общество, личность, так как, в подобном случае, может повлечь за собой возврат к тоталитаризму. Поэтому и возникает проблема исследования данных категорий, форм их взаимодействия, необходимости в то же время их преобразования и правового обеспечения этих процессов.
Цель же данного исследования обнаруживает в себе нахождение причины постоянной сменяемости форм государственности, а следовательно и их недостатков. Полагаясь на приведённые факты мы проведём анализ этих причин и постараемся объяснить их следствия.

Содержание работы

1.Форма государства дореволюционной России
1.1.оформление конституционной монархии и ее характеристика в российской империи начала 20 века
1.2.государственное устройство дореволюционной России. Отношения между органами центральной и местной власти
2.Советское государство и его форма.
2.1.Государственное устройство советской России. Характеристика местного управления.
2.2.Особенности формы правления советского государства.
3.Положения конституции 1993 года о форме российского государства.
3.1.Характеристика формы правления по конституции 1993 года.
3.2.Содержание принципов федеративного устройства Российской Федерации по конституции 1993 года.
Заключение.

Файлы: 1 файл

ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА 20 ВЕКА.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)


ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Международно-правовой факультет

Дневное отделение

Кафедра отечественной истории государства и права

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «История отечественного государства и права»

на тему: «Формы правления и государственного устройства в России 20 века»

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Научный руководитель:

Студент 1 курса МПФ ДО

Свинцова А.А.

Сухов Артём

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2012


 

План:

Введение.

1.Форма государства дореволюционной  России

1.1.оформление конституционной монархии и ее характеристика в российской империи начала 20 века

1.2.государственное устройство дореволюционной России. Отношения между органами центральной и местной власти

2.Советское государство и его форма.

2.1.Государственное устройство советской России. Характеристика местного управления.

2.2.Особенности формы правления советского государства.

3.Положения конституции 1993 года о форме российского государства.

3.1.Характеристика формы правления по конституции 1993 года.

3.2.Содержание принципов федеративного устройства Российской Федерации по конституции 1993 года.

Заключение.
Введение.

Российское государство – динамично в своём развитии. Происходит процесс смены не только политической направленности, но и трансформация способов управления обществом и элементами государственных структур. На протяжении 20 века такая трансформация происходила значительно чаще, поэтому в указанных условиях исследование эволюции и формы правления и устройства государства является одной из актуальных задач, с точки зрения современной методологии, стоящих перед историко-правовой наукой.

Вопрос о судьбе и роли российского государства – есть повсеместно обсуждаемый, а задача поиска наилучшей, оптимальной формы государства  стоит в ряду доминирующих. Без анализа идей и концепций, уже сыгравших свою роль в истории государства, невозможно теоретически обосновать наиболее подходящую для России форму государства и правления.

Неопределённость идей  в этой области заставляет обращаться к прошлому историческому опыту отечества. Все работы по препарированию прошлого России должны быть проведены с учётом современной ситуации ,сложившейся в русском обществе. Только при налаживании связи между историей и реальностью разработка проблематики окажет эффект и даст положительные результаты.

Обращение к анализу исторического опыта имеет большую значимость по причине того, что наша страна является фактически уникальной : пережившей за один век столь кардинальные изменения . Он дает нам ответ на вопрос о последствиях и выводах ,к которым пришло наше государство после такой «терапии».

В настоящее время, проблема  укрепления государственности, централизации государства, усилении вертикали государственной власти, стоит наиболее остро. Однако осуществление государственного переустройства не должно происходить без совершенствования тесно связанных с государством таких государственно-правовых явлений, как общество, гражданское общество, личность, так как, в подобном случае, может повлечь за собой возврат к тоталитаризму. Поэтому и возникает проблема исследования данных категорий, форм их взаимодействия, необходимости в то же время их преобразования и правового обеспечения этих процессов.

Цель же данного исследования обнаруживает в себе нахождение причины постоянной сменяемости форм государственности, а следовательно и их недостатков. Полагаясь на приведённые факты мы проведём анализ этих причин и постараемся объяснить их следствия.
1.1ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА 20 ВЕКА

Как известно, революция 1905 года прекратила существования абсолютной монархии с неограниченной самодержавной властью и дала начало новой ,на тот период, в Российской империи форме правления.

Основными показателями ограничения явились: факт исключения слова «неограниченная» из формулировки определения императорской власти в основном законе Российской империи и создание представительных учреждений, вводившейся рядом государственный актов, начиная с манифеста 6 августа 1905 г, который гласит порядке избрания депутатов в государственную думу , и, заканчивая Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г.

Изначально государственная дума являлась законосовещательным органом, избрание в которую регулировалось строгим цензовым представительством. Впоследствии это положение было изменено Манифестом об усовершенствовании государственного порядка, в соответствии с которым государственной думой должны быть утверждены все издаваемые законы. Это изменение отражало приобретение государственной думой новых, расширяющих ее компетенцию ,полномочий.[1]

В связи с возникновением возможности народного представительства в стране образуется и легализуется множество политических партий с целью пролоббировать интересы и взгляды отдельных групп людей , и повлиять на текущую ситуацию в стране посредством предложения своих законодательных проектов в государственной думе.

20 февраля 1906 г. был издан акт об учреждении Государственной думы, определивший законный состав ,срок избрания и круг полномочий соответствующего органа .[2] Депутаты думы избирались на 5 лет ,не были подотчетны своим избирателям и могли быть отстранены высшим судебным органом-Сенатом. Сама дума могла легко быть распущена по инициативе императора.

Наряду с актом об учреждении Думы был реформирован уже действующий законосовещательный орган – Государственный совет. В соответствии с Положением о Государственном совете он становился верхней палатой законодательного парламента. Основная роль этого органа состояла в том ,чтобы утверждать выдвинутые и принятые Думой законопроекты для предоставление их на императорскую санкцию. Особенность формирования Государственного совета состояла в дроблении его на выборную и часть, состоявшую из членов « по высочайшему назначению». Избираемая часть состояла из представителей высших сословий и насчитывала 98 депутатов. Такое же количество ежегодно назначалось императором во вторую половину Совета из числа высших государственных сановников. Немаловажен тот факт ,что членом Государственной Думы и Государственного совета могло быть одно и то же лицо, ставящий под вопрос независимость одной палаты от другой.[3]

Ответ на вопрос о надобности создания нового основного закона страны лежит в противоречии старого Свода законом Российской империи с Манифестом 17 октября 1905 года. С осознанием невозможности сосуществования этих нормативных актов власть предполагала издать новый ,будущий Свод Основных Государственных Законов до созыва Государственной Думы с целью сохранить широкие полномочия ,приняв консервативную конституцию и не вводя парламентаризм.  Об этом также говорит глава девятая «О законам» статья 86 : в соответствии с которой любой предложенный закон после одобрения обеих палат нуждался в утверждении его императором ,и статья 87 той же главы, которая гласит о том ,что в случае прекращения или перерыва в деятельности парламента «при чрезвычайных обстоятельствах» законопроекты обсуждались Советом министров и утверждались императором в форме указов.[4] Действие указа, однако, носило временный характер и подлежало утверждению в Думе и Совете в течение двух месяцев после восстановления их работы. Таким образом правительству предоставлялась возможность проводить свою политику через акты, имевших ,хоть и временную ,но фактическую силу закона.

Не смотря на основной закон ,несущий некий консерватизм в устройстве власти, в деятельности государственных органов все же просматривается появление системы сдержек и противовесов .В основном это проявлялось в публичном обсуждении законодательной властью действий исполнительной  и истребовании ответов  от последней. По итогам подобных ответов Дума выносила суждения. Также парламент мог оказывать влияние на императора с помощью возвращения к обсуждению вопроса, на которого было наложено право абсолютного вето. В дополнение, Дума и Государственный совет получали право принимать, отклонять или вносить поправки в законопроекты ,представленные правительством.

В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей, стремясь обеспечить компромисс между монархией , конституционализмом и новыми общественными силами.

Отдельным пунктом стоит выделить взаимоотношения высших органов власти во время Первой Мировой Войны. Они отмечаются крайними оппозиционными действиями как со стороны законодательной ,так и со стороны исполнительной власти, в связи со сложившимися противоречиями по разному поводу вопросам.

19 июля 1915 г после отказана правительством принять поддержку Государственной думы  , последняя созывается и ,уже в августе, формирует « Прогрессивный блок» ,создаёт бюро блока и публикует программу, предлагавшую царю проведение ряда реформ . Среди них: полное обновление состава Совета министров , создание правительства общественного доверия, расширить свободу вероисповеданий и т.д. Правительство же, обеспокоенное оппозиционным действиями блока , в противовес этому добивается указа царя о роспуске нижней палаты парламента. В декабре 1916 правительство самыми изощренными способами вела борьбу с оппозиционной Думой: было прервано несколько заседаний ,была запрещена деятельность Земгора, организовывались аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в саботаже. В результате такого противоборства государем было подписано три указа: первый гласил о роспуске Думы и назначении новых выборов, второй- о роспуске Думы до окончания войны ,в третьем- о роспуске Думы на неопределенный срок.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том ,что монархия хоть и была конституционной и имела некоторые ограничения самодержавной императорской власти представительскими законодательными органами ,всё же имела в себе замкнутость решения всех вопросов государственного значения на носителе той самой власти. Иными словами ,была создана только видимость народного представительства в управлении делами государства с целью подавления народных волнений.

 

1.2ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ. ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ

 

До становления советской власти основными документами ,регулирующими порядок формирования местного самоуправления и его компетенцию ,являлись: измененное в 1890 года «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864, года и «Городовое положение» 16 июля 1870 года также исправленное в ходе контрреформ в 1892 года. В дополнение к этому, в 1906 и 1912 году это направление претерпело некоторые корректировки, выражавшие сдвиг отношений между местным и центральным управлениями в сторону первых.[5]

Положением 1864 года создавалась система губернских и уездных земских учреждений, которые должны были осуществлять реализацию определенного круга полномочий местного характера: заведование капиталами, имуществом и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщения; меры по обеспечению «народного продовольствия»…

Для формирования учреждений Законом предусматривалось создание трех избирательных курий: курия уездных землевладельцев, состоявшая преимущественно из дворян-помещиков, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных; городская курия, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера; сельская курия, в которой не был установлен имущественный ценз, но введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Аппарат земств состоял из распорядительных органов — губернских

и уездных земских собраний и исполнительных органов — уездных и губернских земских управ (в структуру последних входили постоянные канцелярии, разделяющиеся на отделы). Свои хозяйственные задачи земства решали на средства, собираемые с населения в виде специального налога.

Во главе собраний и управ стояли выборные председатели, которые кроме того, что руководили деятельностью земских учреждений, председательствовали от их имени в местных правительственных учреждениях (присутствиях по крестьянским делам). Председателями земских собраний были предводители дворянства.

Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоявший из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы — министром внутренних дел.

Информация о работе Формы правления и государственного устройства в России 20 века