Формы правления и государственного устройства в России 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, проблема укрепления государственности, централизации государства, усилении вертикали государственной власти, стоит наиболее остро. Однако осуществление государственного переустройства не должно происходить без совершенствования тесно связанных с государством таких государственно-правовых явлений, как общество, гражданское общество, личность, так как, в подобном случае, может повлечь за собой возврат к тоталитаризму. Поэтому и возникает проблема исследования данных категорий, форм их взаимодействия, необходимости в то же время их преобразования и правового обеспечения этих процессов.
Цель же данного исследования обнаруживает в себе нахождение причины постоянной сменяемости форм государственности, а следовательно и их недостатков. Полагаясь на приведённые факты мы проведём анализ этих причин и постараемся объяснить их следствия.

Содержание работы

1.Форма государства дореволюционной России
1.1.оформление конституционной монархии и ее характеристика в российской империи начала 20 века
1.2.государственное устройство дореволюционной России. Отношения между органами центральной и местной власти
2.Советское государство и его форма.
2.1.Государственное устройство советской России. Характеристика местного управления.
2.2.Особенности формы правления советского государства.
3.Положения конституции 1993 года о форме российского государства.
3.1.Характеристика формы правления по конституции 1993 года.
3.2.Содержание принципов федеративного устройства Российской Федерации по конституции 1993 года.
Заключение.

Файлы: 1 файл

ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА 20 ВЕКА.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Но, по сути, эти документы не оправдали ожидания руководства из-за преобладающей роли командно-административной системы. Главным образом это происходило из-за того, что центр, устанавливая новые права Советов, не подкреплял их материальным обеспечением, организационными и структурными механизмами, для их реализации.

Система местного самоуправления в СССР, в том числе и в Российской Федерации в 80-е гг. XX в. Характеризовалась следующим образом. По Конституции СССР 1978 г. местные Советы должны были руководить на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством ;утверждать планы эко­номического и социального развития и местный бюджет; осу­ществлять руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обе­спечивать соблюдение законов, охрану государственного и обще­ственного порядка, прав граждан; содействовать укреплению обо­роноспособности страны.

В пределах своих полномочий местные Советы должны были обе­спечивать комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществлять контроль за соблюдением законодатель­ства расположенными на этой территории предприятиями, учреж­дениями и организациями вышестоящего подчинения; координиро­вать и контролировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культур­ного, бытового иного обслуживания населения.

К исключительной компетенцией местных Советов относится: избра­ние и изменение составов исполнительных комитетов; образование, избрание и изменение составов постоянных комиссий Совета, за­слушивание отчетов о работе исполкомов и постоянных комиссий.

Внимание к проблемам самоуправления в нашей стране возрос­ло во второй половине 80-х г., когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономиче­ским методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление - это самостоятельный уровень осу­ществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при от­делении местного самоуправления от государственной власти.

Первым практическим шагом на этом пути стало принятие 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоу­правления и местного хозяйства в СССР».

Согласно Закону система местного самоуправления включала в себя местные Советы, органы территориального общественного самоуправления населения (со­веты и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, сельские комитеты и другие органы), а также местные референду­мы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной де­мократии. Первичным территориальным уровнем местного самоуправления признавался сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон предоставил союзным и автономным республикам право самостоятельно определять и другие уровни (исходя из мест­ных особенностей).

Историки, юристы и политологи оценивают «советский пе­риод развития и функционирования местного самоуправления в России следующим образом:[8]

По мнению В.В. Еремяна, для советского пе­риода были характерны: во-первых, строгая иерархичность социальных отношений, структуры местных самоуправляющихся единиц (корпораций) об­условила установку на вертикальную подчиненность отдельных институтов. Поэтому уже к осени 1917 г. Советы начали процесс объединения с выработкой соответствующих принципов функци­онирования по вертикали: волость (или город) - уезд - губерния - область - государство; во-вторых, не всегда демократические методы управления кор­порацией формировали и соответствующие представления о струк­туре взаимоотношений как отдельных институтов самоуправления, так и органов местного самоуправления и институтов государствен­ной власти. (Например, местные Советы рассматривали в качестве обязательных для себя решения всех вышестоящих Советов, Все­российских совещаний и съездов Советов);в-третьих, функциональное содержание местной самоуправ­ляющейся единицы (корпорации) - поселка, района и т. д. как, с одной стороны, регулятора политической мобилизации должно было, в конечном итоге, сформировать и двойственное понимание природы Советов. Вместе с тем на развитие Советов, их трансфор­мацию из органов самоуправления в местные органы государствен­ной власти и управления огромное влияние оказали исторические условия России. Одним из первых признаков, показавших изме­нение принципиальных основ функционирования и деятельности местных Советов, стал отказ от выборов и переход к системе так называемых «освобожденных работников», назначенных на руково­дящие должности вышестоящими Советами. Наконец, включение Советов в систему государственной власти и превращение страны в республику Советов снизу доверху — изначально противоречили самоуправленческой природе Советов.

Проведя наблюдение, мы приходим к выводу о том, что система органов местного самоуправления часто претерпевала изменения, постоянно находя в себе несовершенства. В целом, идея подобного устройства была неплоха, но на практике существовало слишком много «должно» в силу оправдывающих и «не очень» причин.

 

2.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.

После революции 1917 года Советское государство было провозглашено республикой, в которой произошло слияние всех ветвей власти в систему Советов: депутаты являлись одновременно творцами и исполнителями , а также контролировали исполнение ими созданных законов.

На этой идеологической базе , была построена мощная исполнительная власть , Советы организовывались в единую, стройную систему , находившуюся под покровительством партии.

Назначение на должности производилось по решению органов партии по принципу « номенклатуры» . Эти номенклатуры были введены постановлением Политбюро в 1925 г. Существовало 2 списка : Список № 1, по которому посты распределялись по решению Политбюро , Секретариата ЦК КПСС, Список № 2 , определявшийся по утверждению ЦК КПСС и других партийных подразделений. Эти списки включали в себя эти должности и закрепляли верховенство партии через механизм выставления на посты «проверенных людей» на наиболее значимые посты.[9]

Другой особенностью Советского государства явилась практика оформления Советами решений партии или принятие совместных решений органами партии и советом. Примером служат совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также следование директивному ме­тоду управления, когда особо важным партийным решениям прида­валось значение директивы для Советов и их органов. Подкрепляло Советское государство и сращивание четвертой власти - средств массовой информации - с партийной, исполнительной властью. Поставленные организационно и идеологически под всеохватывающий контроль партии (от цензуры до методов организации подписки, главным образом на партийные печатные издания), средства массовой информации в целом апологетически обслуживали все иные ветви власти, форми­ровали утопическое, мифологическое и конформистское обще­ственное сознание.

Законодательной опорой власти, базирующейся на действенном механизме партийной ответственности (исключение из партии было равносильно гражданской смерти) и государственной власти, опирающейся на "силовые" структуры, главным образом на карательные органы, являлась Конституция СССР 1936 г., которая закрепляла за КПСС руководящую и направляющую роль, видели в ней ядро политической системы страны.

На некоторых этапах своей эволюции советская форма прав­ления вырождалась в фактически монархические формы госу­дарственности - единоличную диктатуру вождя - Генерального сек­ретаря КПСС.

Вождизм в Советском государстве - власть Генерального секретаря партии - явил собой новые формы неограниченной, аб­солютистской монархии. Породил этот принцип и новые проблемы в функционировании Советского государства, особенно при передаче власти от одного вождя другому.

В организации советской формы правления особое место за­няло специфическое соотношение судебной и других ветвей власти. В Советском государстве в определенные периоды про­исходило сращивание не только законодательной и исполнительной властей, но и судебной и исполнительной, практически сращивание с партийной властью. В эти периоды Политбюро ЦК КПСС принимало решения о том, какие конкретные результаты должны были иметь те или иные судебные процессы. Как правило, такими процессами были политические (20-50-х гг.). А в другие периоды очень часто происходили даже внесудебные расправы.

Существовали и другие особенности советской формы правления:

Во-первых, Советское государство оказалось удобной формой государ­ственности для социалистической организации власти, т.е. распредели­тельной экономической системы, обеспечения уравнительной, со­циально-иждивенческой психологии.

Следующей характерной чертой было то, что решениями и принуждением Советского государства обеспечивалась фактиче­ская трудовая повинность, были введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины, уходы с работы, контроль за уровнем оплаты труда (ограничения оплаты), даже за наличием денег в кассе каждого предприятия, организации (так называемый кассовый план), сбытом и снабжением. Огромная армия чиновников (работников исполкомов Советов, его отделов) выполняли функции распределителей-распорядителей ресурсов, результатов труда, материальных и иных благ.

В-третьих, политический режим этого периода можно охарактеризовать как тоталитарный - Советское госу­дарство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, контролировало функционирование всех общественных организаций, вторгалось в личную жизнь граждан. Все это породило социальное иждивенчество. При этой идеологии многие члены общества, соглашаясь на контроль со стороны государства, рассчиты­вали на непосредственную помощь, заботу государства в сфере образования, здравоохранения, науки, социального страхования и даже личной сфере, трудовой деятельности (формальное отсут­ствие безработицы, обеспечение занятости), в других областях жиз­ни общества.

Далее: законодательная власть функцио­нировала с помощью указов, которые принимал Президиум Верхов­ного Совета СССР (РСФСР), которые иногда даже не утверждались Верховным Советом СССР (РСФСР).

Такая практика позволяла оперативно осуществлять прорывы в отдельных областях жизни, главным образом технических, техно­логических, но позволяла проводить в жизнь и антидемократиче­ские, геноцидные, антигуманные решения, направленные против отдельных этно­сов, социальных групп (в частности, интеллигенции), против прин­ципов гуманизма (например, 15 февраля 1947 г. был издан следующий нормативно-правовой акт- о запрещении браков между гражданами СССР и иностранцами).

Словом, форма правления в Советском государстве, его реальная жизнь являли собой разрыв между формально провоз­глашенными и даже конституционно закрепленными правами, целями, идеалами, другими характеристиками и фактической прак­тикой организации и функционирования государства.

Тот же разрыв происходил и в национально-государственном и административно-территориальном устройстве. В определенные периоды провозглашенное федеративное устройство России факти­чески было унитарным - и это также стало одной из особенностей Советского государства.

 


3.1ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ПО КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА.

 

Переход от прежнего строя к новому, совершаемый путем коренных социальных преобразований, неизбежно приводит к видоизменению формы государства. Отражение новой формы государственного правления закреплено в принятой в 1993 году и ныне действующей конституции Российской Федерации.

Ст.1 российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».[10] Ст.10 Конституции закрепила демократический республиканский правой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Таким образом, государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.

В новой системе органов государственной власти Российской Федерации доминирующее положение занимает пост Президента России. Соотношение полномочий, функций главы государства с законодательной и исполнительной властями свидетельствует о президентском характере республики.[11]

Такой сложившийся баланс властных функций и полномочий в целом отвечает условиям переходного периода, который не может быть преодолен без сильного, авторитарного элемента в управлении.

Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство.

Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства, принимает решения об его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.

Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.

Информация о работе Формы правления и государственного устройства в России 20 века