Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:15, курсовая работа
Цель работы - раскрыть сущность форм правления в различных странах, выявить ее разновидности, показать каким образом в государствах формируются высшие органы власти.
Задачами, решаемыми в рамках данной работы, являются:
- рассмотрение понятия формы государственного правления; факторов, определяющие многообразие форм государственного правления;
- изучение республики и монархии, их понятий, признаков, видов, особенностей осуществления данных форм правления в ряде стран.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие формы государства………………………………………………..…5
2. Виды форм правления и их особенности……………………………………..9
2.1. Монархия…………………………………………………………………….10
2.2. Республика…………………………………………………………………..13
2.3. Нетипичные формы правления…………………………………………….18
3. Виды государственного устройства и их особенности……………………..19
3.1. Унитарные государства…………………………………………………….20
3.2. Федеративные государства…………………………………………………21
3.3. Конфедерации……………………………………………………………….24
3.4. Империя……………………………………………………………………...25
4. Государственный режим: понятие, виды……………………………………26
4.1. Антидемократический режим……………………………………………...27
4.2. Демократический режим……………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Истории известна такая форма устройства государства, как империя.
Империя характеризуется тем, что под властью одного лица – императора – объединены обширные территории с различным составом населения, различными национальными и территориальными образованиями. Эти образования могут иметь неодинаковый статус (Царство Польское с конституцией и сеймом и Тифлисская губерния с губернатором во главе), но все они подчинены императору, без права выхода из империи.
Создавались империи в основном путем завоевания чужих территорий. В отдельных случаях имело место добровольное присоединение народов к более социальному государству.
4. Государственный режим: понятие, виды
Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или социальными слоями методов и способов осуществления государственной власти.
Истории известны различные политические режимы: просвещенный абсолютизм, бонапартизм, марионеточный, полицейский и многие другие. Зачастую под определением режима понимают деспотизм, тиранию, абсолютизм и т. д. Эти понятия в большей степени отражают форму правления, хотя эти явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Государственный режим – наиболее динамичная составная часть формы государства, чутко реагирующая на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства.
Государственный режим – важнейшая составляющая политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.
О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать самые разнообразные факторы. К числу наиболее важных из них относятся следующие: способы и порядок формирования органов государственной власти; порядок распределения между государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений; степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных задач; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных структур; степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.
В зависимости от того, какой из методов осуществления государственной власти в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов: антидемократический (авторитарный, тоталитарный, нацистский, расистский) и демократический (либеральный).
Авторитарный режим характеризуется отсутствием или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли исполнительных органов, сосредоточием властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.
Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. В 30-40-е годы XX века фашистским режимом в ряде западных стран были ликвидированы буржуазно-демократические права и свободы, уничтожены все, или почти все оппозиционные организации и учреждения.
Фашистские режимы – показатель резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельство того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечивать свое господство, опираясь лишь на либеральные демократические методы, и вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к использованию террористических методов. Социальная база фашизма создается в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.
При тоталитарном режиме (от латинского totalis – «весь, полный») государство осуществляет тотальный, т. е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере – существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано. В тоталитарном государстве вся деятельность граждан, частных лиц полностью контролируется государственной властью, не признаются сфера частных интересов и свобода личности.
Нацистский режим также обладает всеми чертами авторитарного
и тоталитарного режимов, его характерная
особенность заключается
в господстве нацистской идеологии. Для
нацистского режима также характерно:
Расистский режим основывается на идеях преимущества одной расы над другими.
Характерными признаками демократического режима являются: конституционное провозглашение и осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций; существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти; официальное признание и осуществление на практике принципов законности и конституционности; разделения властей и др.
Условно можно выделить два вида демократических режимов:
Либерально-демократический режим характеризуется тем, что приоритет отдается широким свободам во всех сферах общественной жизни. Роль государства сводится к защите прав, свобод и собственности граждан. Для его осуществления необходим высокий уровень политической и правовой культуры населения.
Консервативно-демократические режимы в большей степени опираются на политические традиции, больший вес в обществе имеют интересы государства. Такой вид режима необходим современной России.
Подлинно демократический режим может быть сформирован только на основе высокого образовательного и культурного уровня населения, утверждения общественной морали, подлинно гуманистических принципов и идеалов в обществе.
Заключение
Формы современных государств складывались столетиями, а в отдельных случаях и тысячелетиями. Они определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, являющимся его базисом. Значительное влияние на форму государства оказывают и другие условия. Среди них следует отметить:
Исходя из сказанного, можно с уверенностью говорить об актуальности темы данной работы, несмотря на то, что в большинстве стран уже сформировались формы правления, государственное устройство и государственный режим.
В заключение, хочется отметить успешное решение задач и раскрытие цели работы в рамках заданной темы. На этом этапе с уверенностью можно ответить на вопрос, что представляет собой сущность форм правления в различных странах, каковы ее разновидности, каким образом в государствах формируются высшие органы власти.
В работе были рассмотрены понятия формы государственного правления; факторы, определяющие многообразие форм государственного правления. Изучены республики и монархии, их понятия, признаки, виды, особенности осуществления данных форм правления в ряде стран.
Список используемой литературы:
Информация о работе Формы правления и их особенности в различных типах государств