Формы правления и их особенности в различных типах государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть сущность форм правления в различных странах, выявить ее разновидности, показать каким образом в государствах формируются высшие органы власти.
Задачами, решаемыми в рамках данной работы, являются:
- рассмотрение понятия формы государственного правления; факторов, определяющие многообразие форм государственного правления;
- изучение республики и монархии, их понятий, признаков, видов, особенностей осуществления данных форм правления в ряде стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие формы государства………………………………………………..…5
2. Виды форм правления и их особенности……………………………………..9
2.1. Монархия…………………………………………………………………….10
2.2. Республика…………………………………………………………………..13
2.3. Нетипичные формы правления…………………………………………….18
3. Виды государственного устройства и их особенности……………………..19
3.1. Унитарные государства…………………………………………………….20
3.2. Федеративные государства…………………………………………………21
3.3. Конфедерации……………………………………………………………….24
3.4. Империя……………………………………………………………………...25
4. Государственный режим: понятие, виды……………………………………26
4.1. Антидемократический режим……………………………………………...27
4.2. Демократический режим……………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая для инета.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Истории известна такая форма устройства государства, как империя.

Империя характеризуется тем, что под властью одного лица – императора – объединены обширные территории с различным составом населения, различными национальными и территориальными образованиями. Эти образования могут иметь неодинаковый статус (Царство Польское с конституцией и сеймом и Тифлисская губерния с губернатором во главе), но все они подчинены императору, без права выхода из империи.

Создавались империи в основном путем завоевания чужих территорий. В отдельных случаях имело место добровольное присоединение народов к более социальному государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственный режим: понятие, виды

Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или социальными слоями методов и способов осуществления государственной власти.

Истории известны различные политические режимы: просвещенный абсолютизм, бонапартизм, марионеточный, полицейский и многие другие. Зачастую под определением режима понимают деспотизм, тиранию, абсолютизм и т. д. Эти понятия в большей степени отражают форму правления, хотя эти явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Государственный режим – наиболее динамичная составная часть формы государства, чутко реагирующая на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства.

Государственный режим – важнейшая составляющая политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.

О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать самые разнообразные факторы. К числу наиболее важных из них относятся следующие: способы и порядок формирования органов государственной власти; порядок распределения между государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений; степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных задач; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных структур; степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

В зависимости от того, какой из методов осуществления государственной власти в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов: антидемократический (авторитарный, тоталитарный, нацистский, расистский) и демократический (либеральный).

Авторитарный режим характеризуется отсутствием или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли исполнительных органов, сосредоточием властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. В 30-40-е годы XX века фашистским режимом в ряде западных стран были ликвидированы буржуазно-демократические права и свободы, уничтожены все, или почти все оппозиционные организации и учреждения.

Фашистские режимы – показатель резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельство того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечивать свое господство, опираясь лишь на либеральные демократические методы, и вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к использованию террористических методов. Социальная база фашизма создается в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.

При тоталитарном режиме (от латинского totalis – «весь, полный») государство осуществляет тотальный, т. е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере – существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано. В тоталитарном государстве вся деятельность граждан, частных лиц полностью контролируется государственной властью, не признаются сфера частных интересов и свобода личности.

Нацистский режим также обладает всеми чертами авторитарного  
и тоталитарного режимов, его характерная особенность заключается  
в господстве нацистской идеологии. Для нацистского режима также характерно:

  • сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав представителей избранной нации;
  • официальное насаждение антикоммунизма и антисемитизма;
  • опора на репрессивные органы; 

Расистский режим основывается на идеях преимущества одной расы над другими.

Характерными признаками демократического режима являются: конституционное провозглашение и осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций; существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти; официальное признание и осуществление на практике принципов законности и конституционности; разделения властей и др.

Условно можно выделить два вида демократических режимов:

  • либерально-демократический;
  • консервативно-демократический.

Либерально-демократический режим характеризуется тем, что приоритет отдается широким свободам во всех сферах общественной жизни. Роль государства сводится к защите прав, свобод и собственности граждан. Для его осуществления необходим высокий уровень политической и правовой культуры населения.

Консервативно-демократические режимы в большей степени опираются на политические традиции, больший вес в обществе имеют интересы государства. Такой вид режима необходим современной России.

Подлинно демократический режим может быть сформирован только на основе высокого образовательного и культурного уровня населения, утверждения общественной морали, подлинно гуманистических принципов и идеалов в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Формы современных государств складывались столетиями, а в отдельных случаях и тысячелетиями. Они определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, являющимся его базисом. Значительное влияние на форму государства оказывают и другие условия. Среди них следует отметить:

  • исторические традиции (сохранение монархического строя в Великобритании, Швеции, Японии и других странах);
  • условия и формы образования государства (федеративные формы государств - США, Канада, ФРГ, Австралия);
  • особенности внутриполитического развития страны (соотношение граждан определенной национальности в общей численности населения страны и степень их пропорционального представительства в органах государственной власти);
  • позиция мирового сообщества в лице международных организаций (военная операция международной коалиции во главе с США и стран - членов НАТО под кодовым названием "Буря в пустыне" против Ирака за его вторжение на территорию Кувейта; экономическая блокада Кубы и Югославии (позже против нее будет применена военная сила, которая повлечет за собой распад страны с федеративным устройством на ряд самостоятельных государств); режимы торговли, устанавливаемые экономически развитыми странами с другими государствами, связанные с разным подходом к налогообложению их товаров; предоставление кредитов и т.д.);
  • распад мировой системы социализма. Этот фактор оказал определяющее воздействие на характер содержательной составляющей форм государств, находящихся на различных континентах.

Исходя из сказанного, можно с уверенностью говорить об актуальности темы данной работы, несмотря на то, что в большинстве стран уже сформировались формы правления, государственное устройство и государственный режим.

В заключение, хочется отметить успешное решение задач и раскрытие цели работы в рамках заданной темы. На этом этапе с уверенностью можно ответить на вопрос, что представляет собой сущность форм правления в различных странах, каковы ее разновидности, каким образом в государствах формируются высшие органы власти. 

В работе были рассмотрены понятия формы государственного правления; факторы, определяющие многообразие форм государственного правления. Изучены республики и монархии, их понятия, признаки, виды, особенности осуществления данных форм правления в ряде стран. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2012
  2. Абдулаев М.И. Теория Государства и права. 2-е изд., дополн. – М.: Финансовый контроль, 2004.
  3. Аксенова Д.А. Конституционное право зарубежных стран: Электронный учебник – Институт экономики и права Ивана Кушнира.
  4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник / Г.В. Атаманчук. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013.
  5. Беляева О.М. Теория государства и права: учеб. пособие / О.М. Беляева. – М.: Эксмо, 2011.
  6. Борисов А.Б. Большой юридический словарь. Второе издание, перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2012.
  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
  8. Зубанова С.Г. Теория государства и права : Электронный учебник. – Институт экономики и права Ивана Кушнира.
  9. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – Москва: М30 Проспект, 2013.
  10. Мелехин А.В. Теория государства и права. – М.: Маркет ДС, 2007. – Консультант Плюс, 2009, 2-е изд.
  11. Кузьмин В.П. Теория государства и права: учеб. пособие / В.П. Кузьмин. – Хабаровск: Изд-во Тихоок. Гос. ун-та, 2012.
  12. Радько Т.Н. Тория государства и права: учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова. – Москва: Проспект, 2013.
  13. Теория государства и права. Хрестоматия в 2-х томах. – М., 2001. т.1.
  14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега-Н, 2012.
  15. Чиркин В.Е. Современное государства. – М., 2001.
  16. http://www.grandars.ru

 


Информация о работе Формы правления и их особенности в различных типах государств