Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:15, курсовая работа
Цель работы - раскрыть сущность форм правления в различных странах, выявить ее разновидности, показать каким образом в государствах формируются высшие органы власти.
Задачами, решаемыми в рамках данной работы, являются:
- рассмотрение понятия формы государственного правления; факторов, определяющие многообразие форм государственного правления;
- изучение республики и монархии, их понятий, признаков, видов, особенностей осуществления данных форм правления в ряде стран.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие формы государства………………………………………………..…5
2. Виды форм правления и их особенности……………………………………..9
2.1. Монархия…………………………………………………………………….10
2.2. Республика…………………………………………………………………..13
2.3. Нетипичные формы правления…………………………………………….18
3. Виды государственного устройства и их особенности……………………..19
3.1. Унитарные государства…………………………………………………….20
3.2. Федеративные государства…………………………………………………21
3.3. Конфедерации……………………………………………………………….24
3.4. Империя……………………………………………………………………...25
4. Государственный режим: понятие, виды……………………………………26
4.1. Антидемократический режим……………………………………………...27
4.2. Демократический режим……………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Характерные черты смешанной формы правления можно проследить на примере полупрезидентской республики.
Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, но она действительно немного слабее, чем в чисто президентских республиках. Поэтому рассматриваемую форму правления точнее было бы назвать президентско-парламентской.
Характерные черты:
Кроме монархии и республики, можно выделить нетипичные формы правления. К нетипичным формам правления сегодня можно отнести наследственную власть в КНДР и ряде африканских государствах. Редкую разновидность конституционной монархии представляет Малайзия. Главой государства здесь является монарх, избираемый специальным советом глав девяти штатов (четыре штата из тринадцати не принимают участия в выборах, т. к. они возглавляются не наследственными султанами).
Особая форма правления существует в ОАЭ. По форме правления ОАЭ ограниченная монархия особого типа. Принципы разделения властей и выборности госорганов не признаются. Последние формируются путем назначения или делегирования главами эмиратов.
В процессе исторического развития формы правления конкретных государств претерпевают существенные изменения. Это обусловлено необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим условиям.
3. Виды государственного устройства и их особенности
Под формой государственного устройства понимают территориальную организацию государственной власти, взаимосвязь (соотношение) государства как целого с его составными частями.
Говоря о государственном устройстве, мы выясняем вопрос о том, как организована территория государства, какова внутренняя структура государства, т.е. из каких частей состоит государство, каким образом осуществлено внутреннее территориальное деление государства, какова система отношений между центральной и региональной властью в государстве.
Как известно, одним из признаков государства является наличие территории. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Территория – это наиболее зримая часть государства. В ней емко ощущается такой признак, как целостность. Целостность выступает непременным условием существования государства.
Территориальное устройство определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением, развитием и существованием экономической системы, политических и правовых институтов. Оно выступает одновременно и как фактор развития, и как его результат.
Территориальная организация может пониматься в двух значениях. Во-первых, под территориальной организацией понимается само государство как одна из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу.
Во-вторых, под территориальной организацией государства понимается организация его территории, определение его составных частей и система взаимоотношения между ними.
Форма государственного устройства во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Государства с республиканской формой правления могут быть как унитарными, так и федеративными. Так, в США федеративная организация государственной власти, а во Франции – унитарная.
По форме устройства все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарное государство – наиболее распространенная форма
устройства современных государств. Унитарное
государство – это единое, цельное государства,
не имеющее внутри себя (в своем составе)
каких-либо государственных образований,
обладающих элементами суверенности.
Унитарные государства организованы по
административно-
В унитарных государствах действует единая система центральных и местных органов власти, поэтому в них существует единый центр власти.
На территории унитарного государства действует единая конституция и, соответственно, существует единая система законодательства, а также единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая системы.
Форма унитарного государства дает возможность
более полной концентрации властных, экономических, финансовых
и др. ресурсов в руках центральных органов
власти. Она более удобна для управления,
поскольку административно-
В настоящее время в мире существуют довольно разнообразные унитарные государства: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.
В централизованных государствах местное самоуправление в правах существенно ограничено или они вообще отсутствуют. К централизованным государствам относят Норвегию, Швецию, Данию, Румынию и др.
В децентрализованных государствах органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они функционируют самостоятельно (избираются непосредственно населением, имеют свой бюджет, принимают самостоятельные решения по вопросам своей компетенции и т.д.). Примером децентрализованных государств в современном мире служат Испания, Франция, Англия и др.
Простые унитарные государства состоят
только из административно-
Административные автономии создаются по разным причинам, но цель в основном одна – учесть национальные, исторические, культурные и т.п. традиции региона, отличающегося заметной национальной, религиозной, культурной и т.д. самобытностью. Иногда главенствующую роль играет географическое, в первую очередь отдаленное расположение региона.
Федеративное государство – это всегда сложное государство, состоящее из нескольких государственных образований.
Федерация – это союз, объединение, части которого обладают элементами государственности, определенной политической самостоятельностью. Федеративное устройство государства способствует учету национальных, географических, экономических, исторических условий, а значит и улучшению его управляемости. Мировая практика знает договорные, конституционные, договорно-конституционные модели федерации, а исторический опыт показывает, что появление и существование федераций объясняется необходимостью совершенствования в основном внутригосударственных отношений, вызывается потребностями повышения эффективности государственного управления.
При создании федеративных государств всегда решается вопрос о передачи федеральному центру определенных экономических, политических, управленческих полномочий, и в первую очередь тех, которые федеральная власть сможет решать более успешно, чем это делали бы субъекты федерации каждый в отдельности. Одновременно решается вопрос и о том, какие полномочия сохранить за субъектами федерации, а какие им рациональнее решать совместно с центром.
Федерации обладают рядом присущих им общих признаков:
Практика федеративного строительства (создания и функционирования федераций) выработала следующие основные способы распределения полномочий (интересов) центра и субъектов федерации:
- определяется исключительная
компетенция федеральной
- устанавливается
- определяются вопросы, относящиеся к совместному ведению центра и субъектов федерации.
Федерации строятся либо по национальному (СССР),
либо по территориальному (США), либо национально-территориальному
признакам. К примеру, в составе РФ присутствуют
субъекты, образованные по национальному
признаку (республики, автономные округа,
автономная область), и субъекты, образованные
по административно-
По вопросам взаимоотношений между федерацией и ее субъектами остро встает проблема соотношения суверенитета федерации с суверенностью субъектов федерации.
Две параллельно действующие системы высших органов государственной власти могут эффективно функционировать только в условиях четкого распределения между ними предметов ведения и полномочий. Это, так называемая концепция ограниченного, «разделенного» суверенитета. Так, Конституция Бразилии, Канады и некоторых других стран устанавливает предметы исключительного ведения федерации и предметы исключительного ведения ее субъектов. В Российской же Федерации Конституция закрепляет исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и ее субъектов и полномочия субъектов федерации.
Проблемными для федеративных государств является также вопрос о праве сецессии, т.е. праве свободного выхода из федерации. Такое право было закреплено в Конституциях СССР (1924, 1936, 1977 годов), что и послужило формальным основанием выхода в 1991 из состава СССР трех прибалтийский республик. В современной Конституции РФ право сецессии не закреплено. Опыт показывает, что такое право может нарушить целостность федеративного государства, нередко ведет к внутригосударственному конфликту (иногда вооруженному).
Еще одна форма государственного устройства – Конфедерация (содружество – ЕЭС, СНГ; союз – НАТО, ОПЕК; международные организации – ООН, ОАГ, ОАЕ) является формой межгосударственных, международных объединений государств. Конфедерация представляет собой союз (объединение) государств, образованный, как правило, на основе договора для решения каких-либо определенных задач в экономической, политической или военной сферах. Конфедерация, в отличии от федерации, не образует нового государства.
Конфедерация образуется на добровольной основе, и ее субъекты имеют право свободного выхода. Она не обладает признаками, присущими государству: не обладает суверенитетом; нет единого гражданства; нет единой территории; нет конституции и единого законодательства; нет единой налоговой и финансовой систем и т.д. Субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и остаются полностью самостоятельными государствами. В конфедерации для эффективного решения поставленных задач образуются соответствующие органы управления, которые могут принимать нормативно-правовые акты рекомендательного характера. Финансирование ведения общих дел осуществляется государствами-участниками объединения из взносов в размерах, установленных соглашением сторон и др.
Примерами служат объединившиеся в конфедерацию швейцарские кантоны в период с 1815 по 1848 годы или США в период с 1781 по 1787 годы. В более поздний период в конфедерацию объединялись Египет и Сирия (Объединенная Арабская Республика – с 1958 по 1961 годы). Как видно из приведенных примеров, конфедерации возникают на небольшой временной срок и на практике встречаются достаточно редко. И, как показывает история, нередко служат переходной формой к федеративному устройству государства. Так, Швейцария в настоящее время – федеративное государство. Название страны – Швейцарская конфедерация осталось лишь данью истории. Из конфедерации, образованной первоначально 13 американскими штатами, впоследствии были созданы Соединенные Штаты Америки.
В современный период получили широкое распространение различные виды межгосударственных объединений. Например, Организация Объединенных Наций, как универсальное объединение государств, Совет Европы, Юнеско, как функциональные объединения и др.
Информация о работе Формы правления и их особенности в различных типах государств