Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:40, курсовая работа
В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие формы правления и её соотношение с другими элементами формы государства…………………………………………………………..5
2.Виды форм правления…………………………………………………………..9
2.1.Монархическая форма правления…………………………………….9
2.2.Республиканская форма правления………………………………….15
3. Форма правления в Российском государстве……………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список……………………………………………………..29
Содержание.
Введение…………………………………………………………
2.Виды форм правления………………………
2.1.Монархическая
форма правления…………………………………….
2.2.Республиканская
форма правления………………………………….
3. Форма правления в Российском государстве……………………………….23
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..29
Введение.
В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.
Объектом исследования в данном случае выступает государство как особая политическая, структурная и территориальная организация общества. Предметом исследования являются различные формы правления в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок в современном обществе.
Целью является выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства государств.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
Методологической основой работы является общенаучный метод.
Данная работа основана на трудах и научных статьях: М. М. Василика, В.Е. Чиркина, И.М. Степанова, Ф.М. Решетникова и др.
Уже Аристотель, вслед за Платоном,
столкнувшись с самыми разными формами
организации и осуществления
государственной власти в древнем
мире, попытался разработать
Со времен Платона и Аристотеля
теоретическая политико-
пытались определить в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим направлением развития общества и т.д. И забывали о таких факторах, влияющих на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность, культурная среда, географическое положение и многое другое.
Современная
теория государства удерживает все
то позитивное, что было накоплено
на предыдущих этапах и вместе с
тем учитывает то, чему раньше не
придавалось существенного
1. Понятие формы правления и её соотношение с другими элементами формы государства.
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих — формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.
Термин «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилии 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г. и др.). Почти всегда говорится о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовались просто название «государство», например «Государство Израиль»).
В научной
литературе существуют различные подходы
к понятию формы правления. Сторонники
узкой трактовки этого понятия
связывают форму правления
Форма правления традиционно определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством. Такой подход делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то стоит учитывать и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.
В управлении
государством участие принимают
также местные органы государства
(советы в социалистическом государстве,
назначенные представители
Форму правления нельзя отождествлять с управление государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании1.
С давних
времен различаются две основные
формы правления: монархия и республика.
Монархия преобладала в государствах
древнего мира и в средние века.
Республика стала господствующей формой
правления в Новое время. Ныне
подавляющее количество государств
мира являются республиками, хотя и
монархическая форма правления
вовсе не исчезла. Главное различие
между ними состоит в условиях
замещения поста главы
В развитых
странах (Европа, Япония, а также
Канада, Австралия и др., где монарх
представлен генерал-
Хотя разделение государств на монархии и республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные формы. В монархиях появляются отдельные республиканские черты (например, периодические выборы монарха раз в 5 лет в Малайзии или «коллегиальная монархия» в ОАЭ), в республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные) президенты. В некоторых случаях появляется и наследственность: сын пожизненного президента Ким Ир Сена в КНДР еще до смерти последнего (1984 г.) был объявлен будущим руководителем правящей партии и государства.
Отсутствие достаточных различий в политическом строе европейских монархий и республик, черты гибридности и некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления). Однако для анализа именно формы правления утвердившееся на протяжении веков различие существенно.
Итак, форма
правления является одной из
составляющих формы
2.Виды форм правления.
2.1. Монархическая форма правления.
Монархия
– это такая форма правления,
при которой верховная
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного управления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.
В современном мире существует три вида монархии: абсолютная(по внешним признакам в связи с принятием конституции она становится полу абсолютной),дуалистическая и парламентарная.
Абсолютная монархия(в «чистом виде») – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть, по закону всецело принадлежит одному лицу, царю, королю, императору. Конституция при такой форме правления отсутствует.
Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничий бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется церковь, как идеологическая сила.
В
настоящее время таких
Большинство из рассматриваемых монархий имеют теократические черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в арабских монархиях, в султанате Бруней. Это – теократические полу абсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. Особую роль в полу абсолютной теократической монархии играет семейный совет. Он, в частности, определяет преемника монарха (это не обязательно старший сын монарха), может заставить отречься монарха от престола. Связи органов государства с населением своеобразны. Во-первых, они определяются религиозными догмами. Во-вторых, они персональны, основываются на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В-третьих, они, по существу, односторонни. Хотя существует маджилис (право любого правоверного члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В-четвертых, такие связи осуществляются в значительной степени через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят из членов королевской семьи (губернаторы) и других приближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетворение монаршего дома.