Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие формы правления и её соотношение с другими элементами формы государства…………………………………………………………..5
2.Виды форм правления…………………………………………………………..9
2.1.Монархическая форма правления…………………………………….9
2.2.Республиканская форма правления………………………………….15
3. Форма правления в Российском государстве……………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список……………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая моя-2.docx

— 57.49 Кб (Скачать файл)

Вопросы судебной власти, конституционного контроля могут решаться в парламентской  республике так же, как и в парламентской  монархии и президентской республике. Аналогично могут решаться вопросы  прямой и обратной связи с населением, хотя роль президента в этих контактах, в парламентской республике и  монархии выражена меньше, а приоритет  принадлежит в данном случае премьер-министру.

Парламентская республика тоже имеет свои разновидности, что связано с внедрением идеи «рационализированного парламентаризма». Для этого все чаще применяется  «конструктивный вотум недоверия», когда недоверие главе правительство  может быть принято только при  одновременном назначении другого  главы правительства. Кроме того, вотум недоверия не может быть выражен отдельным министрам. Наконец, министров парламент не утверждает, а только назначает (избирает) главу  правительства, который в свою очередь формирует правительство. Такой порядок отношений президента, парламента, правительства, главы правительства существенно отличает традиционную парламентскую республику от рационализированной парламентской республики.

С целью  преодоления недостатков парламентской  и президентской форм и соединения их плюсов в современных условиях все чаще прибегают к созданию смешанной, полу президентской, полу парламентской республики.

Впервые полу президентская, полу парламентская  республика была введена во Франции  в 1958 г. по инициативе де Голля, который  стремился к сильной президентской  власти, но учитывал длительные традиции парламентаризма в стране.8 Название "полу президентская" не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентской республики, но эта власть все же слабее, чем в президентской республике. Она соединяет определенные достоинства и стремится устранить недостатки обеих форм.

Как и  в президентской, в полу президентской  республике действует достаточно жесткое  разделение властей, но оно все же смягчено: президент по конституции не является главой исполнительской власти, он только глава государства, исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом, и ограниченную – перед парламентом. Двойная ответственность правительства – специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

В полу президентской  республике имеются следующие черты, присущие президентской формой правления:

  1. Президент избирается непосредственно народом, что делает его независимым от парламента и дает ему возможность противопоставить себя парламенту. Но в данном случае есть риск обострения отношений между президентом и парламентом, а также вследствие этого – между президентом и избирателями, в связи с чем, например, де Голль ушел в отставку с поста президента, когда на референдуме была отвергнута его реформа верхней палаты парламента – Сената. В тоже время при слабом парламенте республика, будучи по конституции полупрезидентской, на деле превращается в президентскую.
  2. Вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте. Премьер-министра он назначает тоже сам но по-разному: во Франции и Казахстане самостоятельно (хотя потом ему, а значит и правительству может быть выражено недоверие), в России, на Украине назначает с согласия парламента (в России – Государственной Думы).
  3. Правительство несет ответственность перед президентом, который может по своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.

Наряду  с сильными элементами президентциализма, в полу президентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них – ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно собрать не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше – в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах.9

Второй  элемент парламентаризма: согласие нижней палаты парламента на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусмотрен не во всех странах, во Франции его нет, но в России и ряде других стран  такое согласие обязательно.

Наряду  с совмещением черт президентской  и парламентской форм правления  полу президентская республика имеет  такие особенности, которые не присущи  первым. Основная из них - особый статус президента. По конституции президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной ветви власти, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции – в парламентской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Форма  правления в Российском государстве.

 В Конституции Российской  Федерации, принятой 12.12.1993 г. всенародным  голосованием, установлена республиканская  форма правления  (ст. 1). Однако, сделав  этот первичный выбор, Конституция  не пошла дальше и не определила  вид республиканской формы правления. 

Президент Российской Федерации является главой государства, избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд, это должно быть лицо не моложе 35 лет, и постоянно проживающее на территории России не менее 10 лет.10 Президент осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, представляет Россию на международном уровне. Кроме того, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями, которые формулируют основные направления внешней и внутренней политики страны, являясь обязательными для исполнительной власти и задавая ориентиры для деятельности других ветвей власти. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат – Совета Федерации (по два представителя от каждого субъекта РФ) и Государственной Думы (450 депутатов), которые заседают отдельно. Федеральное Собрание приступило к работе с начала 1994 г., после того, как вместе с голосованием по Конституции 12.12.1993 г., прошли выборы в Государственную Думу11. Государственная Дума дает свое согласие на назначение и высвобождение от занимаемой должности основных ключевых государственных должностей (председатель правительства, судей Конституционного Суда, Генерального Прокурора РФ и т.д.), а также решение о доверии правительству. Председатель правительства (премьер-министр) назначается и освобождается от должности Президентом РФ (ФКЗ «О правительстве Российской Федерации», ст. 6) с согласия Государственной Думы, после чего предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, т.е. формирует правительство. Правительство подотчетно Президенту и Федеральному Собранию (ст. 38 ФКЗ «О правительстве РФ» гласит, что «члены правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке определенном регламентом палат»)12.

В России власть президента как бы ставится над ветвями власти. Президент  начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной  власти, ее ветвям, а иногда и к  обществу в целом. Он не просто исполняет  законы, а ведет огромную административную работу, руководит различными сторонами  общественной жизни, а также активно  участвует в нормотворчестве, обладая  правом издавать акты с силой закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Центральным институтом политической системы является государство. Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. Строение государство традиционно характеризуется  через формы правления и формы  территориального (государственного) устройства. В них воплощается  организация верховной власти, структура  и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных  лиц и граждан. 

Формы правления  делятся по способу организации  власти, ее формальному источнику  на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо (монарх). Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти.

Существует  несколько разновидностей монархической  формы правления: абсолютная монархия – всевластие главы государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха  ограничены конституцией. Конституционная  монархия делится на дуалистическую, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту. На сегодняшний день абсолютной монархии в ее «чистом» виде практически не сохранилось. На протяжении веков монархия была господствующей формой правления и в специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Современные парламентские монархии, отдавая  дань политической традиции и поддерживая  тем самым уважение граждан к  государству, фактически мало, чем отличаются от республик – второй основной формы правления. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полу президентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Главной отличительной чертой парламентской  республики является образование правительства  на парламентской основе (обычно парламентским  большинством) и его формальная ответственность  перед парламентом. Правительство  обладает исполнительной властью, а  нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед  президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с  сохранением депутатского мандата. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент  же фактически занимает в ней более  скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его  политический вес почти не зависит  от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функций  главы государства в парламентских  монархиях.

Второй  достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская  республика. Ее отличительный признак  состоит в том, что в ней  президент одновременно выступает  и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней  политикой и является верховным  главнокомандующим вооруженных  сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (В США с  одобрения Сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской  республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной  и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент  не может вынести правительству  вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в  случае серьезных антиконституционных  действий или преступления со стороны  президента ему может быть вынесен  импичмент – он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Президентская республика не получила распространения  в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными  традициями, прежде всего в Латинской  Америке, Азии и Африке, а также  на территории бывшего СССР, эта  форма правления нередко вырождается  в суперпрезидентскую республику. В  ней почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и  фактически обладает полу диктаторскими  полномочиями, а кое-где даже объявляется  пожизненным главой государства.

Третьей основной разновидностью республики является смешанная или полу президентская (полу президентская, полу парламентская) республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и др. При этой форме  правления сильная президентская  власть сочетается с эффективным  контролем парламента за деятельностью  правительства. Полу президентская  республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская  и президентская, и в различных  странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта  – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед  парламентом.

Президент, без согласования с парламентом, но, учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно оценивать  ту или иную из них. Конечно, как правило, кажется, что республики представляют собой более прогрессивную форму правления, чем монархии. Но в тоже время и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований и служить экономическому благосостоянию страны. В свою очередь республиканская форма правления может послужить толчком к образованию фактически монархических династий (когда власть принадлежит одному человеку пожизненно и даже может передаваться по наследству).

Не может  быть одной модели формы правления  для всех государств. Форма правления  зависит от многих факторов и на территории каждого конкретного  государства с учетом определенных предпосылок (национальный состав, религия, менталитет, исторические традиции) следует  применять оптимально соответствующую  форму правления именно для данного  государства, с учетом мнений и требований народа, проживающего на территории данного  государства.

 

 

 

 

 

Библиографический список.

Нормативно  правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации М: Инфра 2011
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации М: Инфра 2011
  3. Федеральный Конституционный закон от 17.12.1997 г., № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации.

Информация о работе Формы правления