Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:38, курсовая работа
Разделение государств на монархии и республики имеет важное значение для политической жизни мира. Такое разделение и внутренняя классификация их на абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархии, парламентскую и президентскую республики всегда имели и имеют довольно жесткий характер.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ…...……..4
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ...……..7
§1. Монархия ……………………………………………………………7
§2. Республика …………………………………………………………14
ГЛАВА 3. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ………...………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………24
Список использованных источников и литературы…………………….26
Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах. Депутаты направляют вопросы к членам правительства , на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Морокко.
Становление конституционной монархии в России.
В России революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию, однако пережитки неограниченного самодержавия продолжали сохраняться во многих областях жизни. Первая русская революция вынудила последнего русского самодержца написать слово «конституция», правда в частном письме. 16 октября 1905 года он писал Д.Ф. Трепову по поводу манифеста 17 октября, что «России даруется конституция». Однако Николай II продолжал действовать как самодержавный монарх.
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа – Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, без императорского утверждения ни один закон не принимает силы.
Император Николай II объявил о своем решении учредить народно-представительный орган - Государственную Думу под давлением непрекращающегося революционного движения, а также учитывая настроения и пожелания населения. Манифестом 17 октября 1905 года царь дал Думе законодательные права, сделав ее своего рода парламентом. Таким образом, вместе с ранее учрежденным при Александре I Государственным Советом, в России образовались два законодательных органа. Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. С января 1905 года Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 года. В октябре 1905 года происходит его реорганизация – Совет министров становиться постоянным действующим органом. Преобразование было осуществлено актом «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». Тогда же была установлена должность Председателя Совета Министров (премьер-министра), которому подчинялись все министры. Однако министры были ответственны перед царём и им же назначались, правительство еще не приобрело характера «буржуазного кабинета». Происходила достаточно частая смена председателей Совета Министров. Первым Председателем Совета Министров был назначен граф Витте.
Первая Государственная Дума открылась в апреле 1906 года. Так как выборы в Думу происходили при продолжавшемся революционном движении, большинство Думы оказалось левым, близким к революционным партиям. Вместо конструктивной работы Дума стала на путь борьбы с правительством, добиваясь все новых и новых уступок. Сотрудничать с такой Думой правительство не могло. Летом 1906 года она была распущена. Выборы по Вторую Думу усилили оба фланга - левый и правый и ослабили умеренный центр. Правительство не смогло наладить сотрудничество и с этой Думой. Она также была распущена, и одновременно был изменен избирательный закон, ограничивший возможности революционной оппозиции. Выборы в Третью Думу, происходившие осенью 1907 года, укрепили сторонников монархии. Новая Дума оказывала большое влияние на работу государственного аппарата, контролировала бюджет и поддерживала ряд важных реформ. Она благополучно просуществовала свой полный пятилетний срок. Четвертая Дума, избранная в 1912 году, была похожа на Третью.
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.
§2. Республика
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного и коллегиального главы государства;
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной власти.
По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные (государства - полисы - Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово - промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, России (Новгородская, Псковская); буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.
Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни. Она в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на :
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Парламент - общенациональное (общегосударственное) представительное учреждение государства, которое в системе разделения властей осуществляющее законодательные функции.
Как видим, парламент один из элементов в системе разделения властей. Объём законодательных функций парламента в различных государствах определяется по-разному. Некоторыми из парламентов, наделенных наибольшими полномочиями, как будет видно дальше из приводимых примеров, являются парламенты США и Японии, которые в конституциях так и определяются как высшие государственные органы. Во Франции же наоборот роль парламента в политической жизни страны очень невелика.
Если парламент занимает привилегированное положение в системе организации и функционирования верховной государственной власти, характеризуемой разделением законодательных и исполнительных функций – такое положение называется парламентаризм. При парламентаризме правительство, как правило, образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним. Таким образом, парламентаризм означает ведущее положение выборного законодательного органа в системе государственной власти и управления
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии,например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим изчленом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной
функцией парламента является
законодательная деятельность
Франция – унитарное государство, разделённое на 95 департаментов, которые в свою очередь делятся на коммуны.
По форме правления Франция – республика, в которой элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской. Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит президенту.
Парламент- законодательный орган республики- с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Национальное собрание, в состав которого входят 577 депутатов, избирается сроком на пять лет. По закону 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы. В Сенат входят представители департаментов, «заморской Франции» и французов, проживающих за границей. В составе сената- 304 человека, избираемых путём косвенных выборов на девять лет. Каждые три года Сенат обновляется на треть. Парламент собирается на очередные сессии два раза в год. Каждая палата создаёт по шесть постоянных комиссий. Основная функция парламента – принятие законов – значительно ограничена Конституцией1958 г. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список,отнесено к ведению правительства. Если парламент превысит свои полномочия, правительство вправе потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции. О сужении прав законодательной власти свидетельствует так же ограничение депутатов в осуществлении ими законодательной инициативы и приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат. Права парламента ограничены и в финансовой сфере . Установлен определённый срок принятия финансовых законопроектов. В случае нарушения этого срока положения законопроекта могут быть введены в действие путём издания правительством соответствующего акта. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства. Ст.49 Конституции предоставляет возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. С целью производства парламентских расследований палаты могу образовывать комиссии, проверяющие те или иные факты и дающие по ним заключения.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод
избрания президента и
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Президентская
форма правления в различных
странах имеет свои
Характерным
для всех президентских
В цивилизованных
странах президентскую
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.
По форме государственного правления США – президентская республика. Федеральная конституция устанавливает принцип «разделения властей» – законодательная власть принадлежит Конгрессу.
Высший орган государственной власти – Конгресс состоит из двух палат – Палаты представителей и Сената. Палата представителей, в состав которой входят 435 членов, избирается путем прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты, представляющие интересы населения всей страны, избираются на два года. Сенат – палата, выражающая интересы штатов, избирается по той же системе на шесть лет с обновлением 1/3 состава каждые два года. В её составе 100 человек - по два от каждого штата, независимо от численности населения штата. В Палате представителей председательствует спикер, избираемый из числа его депутатов, В Сенате – вице-президент США. Спикер является представителем партии, располагающей большинством мест в парламенте.