Формы устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - анализ унитарного государства, его основных черт и особенностей.
В соответствии с этим следует выделить следующие задачи.
Во-первых, анализ понятия формы государственного устройства, разновидностями которого являются унитарное государство;
Во-вторых, изучение признаков и особенностей унитарного государства;
В-третьих, раскрытие сущности унитарного государства;

Содержание работы

Введение……………………………………..……………………….........................3
1.Общая характеристика форма - территориального устройства………..............7
1.1 Понятие форма устройства……………………………………………………...7
1.2 Современные черты унитарного государства и пути развития……………..12
1.3 Разновидность унитарного государства……………………………………....19
2. Тенденции развития унитарного государства в современном мире…………25
2.1Франция как унитарное государство…………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………….........29
Список используемой литературы……………………………………………….30
Приложение А……………………………………………………………………..32
Приложение В……………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Основную проблему преодоления  центробежных тенденций в государственном  развитии унитарные страны решают с  помощью образования автономий. Автономия - это наделение территориальных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. Различают несколько видов автономий:

- автономии, образованные по национальным признакам. Этот тип автономий создается на территориях с особенностями национального состава населения. Например, страна Басков является автономией в составе Испании, учрежденной на территории, которую традиционно занимает определенный этнос - баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев и галисийцев. По такому же принципу выделены автономии в Великобритании - Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер), Корсика во Франции, Курдистан в Ираке, Крым на Украине, автономия арабов на территории Израиля.

- автономии административно-территориальные. Кратко о них уже говорилось в связи с децентрализованным унитарным государствами. Это предоставление крупным территориальным единицам некоторой самостоятельности в решении местных дел[16,с.304-305].

Права автономий могут быть зафиксированы в основных законах государства. Иногда автономии сами разрабатывают статуты, закрепляющие их права. Но, несмотря на это, права автономий всегда являются производными, а не собственными, т. е., источником этих прав является акт власти государства, центра. Учреждая автономию, признавая ее права, государство, естественно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, однако, не означает, что на автономной территории появляется государственность. Несмотря на возможные широкие права автономий, унитарное государство всегда закрепляет в законах процедуры воздействия центральной власти на эти относительно самостоятельные образования.

Унитарным государствам присуща еще одна особенность - это структура парламентов. В основном здесь действуют однопалатные парламенты. Сегодня, когда бикамерализм подвергается большой критике со стороны многих государствоведов, тем более не понятно наличие двух палат в некоторых унитарных государствах (Великобритании, Италии, Польши). Обычно этот факт связан с историческим развитием того или иного государства. Критикуя структуру английского парламента, видный идеолог лейборизма С. Криппс заметил, что если необходимо достигнуть эффективной демократии, то абсолютно невозможно иметь две палаты, делящие суверенитет государства. Вторая палата является либо представительной, - в этом случае она не что иное, как дубликат первой - либо она не представляет народа в целом - в этом случае она не должна иметь место в подлинно демократическом парламенте.

Несмотря на сильное  действие центробежных сил унитарные  государства доказали свою устойчивость, сохранившись как форма государственного устройства. 
Естественный процесс стремления частей унитарного государства к большей самостоятельности приводит сегодня к образованию автономий, расширению их прав.

Будущее унитаризма, вектор движения лежит именно в направлении  разумного сочетания централизации, четкой вертикали власти и самостоятельности местного самоуправления.

Все унитарные государства  можно подразделить:а) на простые или сложные.Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

б) на централизованные - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками, т. е. подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан); децентрализованные - на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы, т. е. такие, где региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия) и на относительно централизованные (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

 

         1.3 Разновидности унитарного государства

 

В подавляющем большинстве  современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности  населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жёсткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.

Современные тенденции  в развитии политико-административного  деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов как путём укрупнения высших единиц, так и путём учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии[10,с.207].

Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идёт именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Во многих странах  процессы урбанизации привели к  возникновению обширных городских  агломераций, однако, как правило, они  не преобразовались в единые территориальные структуры и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, всё чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации.

С точки зрения организации  публичной власти унитарные государства  можно разделить на децентрализованные (Великобритания, Франция, Испания и  др.), относительно децентрализованные и централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и др.).

В децентрализованных унитарных  государствах существует конституционное  распределение полномочий между  центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это  сближает их с федеративными государствами. Например, согласно ст.117 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в пределах основных принципов, установления законами государства, и при условии не противоречия национальным интересам и интересам других областей, область может издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанными конституционными законами[2,с.288]. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенции государства и властей, а исключительной сферой ведения в отличие от субъектов федерации области не имеют[12,c.656].

Напротив, всё, что находится  за пределами ст.117, составляет исключительную сферу ведения государства.

По указанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причём государство может передать областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.

Областям гарантируется  финансовая автономия, но запрещается  чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным или  иным занятиям граждан. Каждая область  имеет устав, который в соответствии с Конституцией и законами республики, устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и учреждается законом республики. Пять областей, наделённых особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами. Здесь области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и община, будучи автономными единицами, в рамках установленных законами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями (то есть там нет органов самоуправления и действуют назначенные провинциальными властями администраторы)[22,с.274].

Относительно децентрализованными  унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы. Например, Конституция республики Болгария 1991 года устанавливает: «республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования». Последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию), Конституция характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление[14,с.124]. Что же касается единиц высшего уровня - областей, то это - административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечение соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий назначается советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль[19,с.570].

Наконец, централизованные унитарные государства - это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государство с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако, в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жёстким контролем центральной партийной власти.

Форма унитарного государства  даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра, она может  способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации, воспитанию гражданственности[3,с.201-202]. Именно в этих целях в ряде развивающихся федеративные государства были преобразованы в унитарные (Индонезия, Ливия, Камерун и т.д.). Унитарная форма удобна для управленческих бюрократических структур, её предпочитают авторитарные режимы. Если государство небольшое по размерам и нём нет компактно проживающих групп населения с какими-то особенностями (этническими, бытовыми и т.д.), нет территорий, отличающихся своей спецификой (в том числе географическими условиями), то форма простого унитарного государства применяется и при демократических режимах, в ином случае создаётся сложное государство с автономией. С другой стороны, унитаризм, игнорирующий коллективные права этнических групп, особенности отдельных регионов, до предела унифицирующий территориальную организацию государства, ограничивающий местное самоуправление - антидемократическое явление[11,с.-355-357].

Таким образом, унитарность предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой или косвенный контроль над муниципальными органами административно-территориальных единиц. Местные органы управления административно-территориальными единицами унитарного государства руководствуются нормативными актами центральных органов власти, их самостоятельная нормотворческая деятельность носит подчинённый центральной власти характер. Различают три вида разновидности унитарных государств: централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Тенденции  развития унитарного государства в современном мире

2.1Франция как  унитарное государство

Информация о работе Формы устройства