Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - анализ унитарного государства, его основных черт и особенностей.
В соответствии с этим следует выделить следующие задачи.
Во-первых, анализ понятия формы государственного устройства, разновидностями которого являются унитарное государство;
Во-вторых, изучение признаков и особенностей унитарного государства;
В-третьих, раскрытие сущности унитарного государства;
Введение……………………………………..……………………….........................3
1.Общая характеристика форма - территориального устройства………..............7
1.1 Понятие форма устройства……………………………………………………...7
1.2 Современные черты унитарного государства и пути развития……………..12
1.3 Разновидность унитарного государства……………………………………....19
2. Тенденции развития унитарного государства в современном мире…………25
2.1Франция как унитарное государство…………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………….........29
Список используемой литературы……………………………………………….30
Приложение А……………………………………………………………………..32
Приложение В……………………………………………………………………..33
Основную проблему преодоления центробежных тенденций в государственном развитии унитарные страны решают с помощью образования автономий. Автономия - это наделение территориальных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. Различают несколько видов автономий:
- автономии, образованные по национальным признакам. Этот тип автономий создается на территориях с особенностями национального состава населения. Например, страна Басков является автономией в составе Испании, учрежденной на территории, которую традиционно занимает определенный этнос - баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев и галисийцев. По такому же принципу выделены автономии в Великобритании - Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер), Корсика во Франции, Курдистан в Ираке, Крым на Украине, автономия арабов на территории Израиля.
- автономии административно-
Права автономий могут быть зафиксированы в основных законах государства. Иногда автономии сами разрабатывают статуты, закрепляющие их права. Но, несмотря на это, права автономий всегда являются производными, а не собственными, т. е., источником этих прав является акт власти государства, центра. Учреждая автономию, признавая ее права, государство, естественно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, однако, не означает, что на автономной территории появляется государственность. Несмотря на возможные широкие права автономий, унитарное государство всегда закрепляет в законах процедуры воздействия центральной власти на эти относительно самостоятельные образования.
Унитарным государствам присуща еще одна особенность - это структура парламентов. В основном здесь действуют однопалатные парламенты. Сегодня, когда бикамерализм подвергается большой критике со стороны многих государствоведов, тем более не понятно наличие двух палат в некоторых унитарных государствах (Великобритании, Италии, Польши). Обычно этот факт связан с историческим развитием того или иного государства. Критикуя структуру английского парламента, видный идеолог лейборизма С. Криппс заметил, что если необходимо достигнуть эффективной демократии, то абсолютно невозможно иметь две палаты, делящие суверенитет государства. Вторая палата является либо представительной, - в этом случае она не что иное, как дубликат первой - либо она не представляет народа в целом - в этом случае она не должна иметь место в подлинно демократическом парламенте.
Несмотря на сильное
действие центробежных сил унитарные
государства доказали свою устойчивость,
сохранившись как форма государственного
устройства.
Естественный процесс стремления частей
унитарного государства к большей самостоятельности
приводит сегодня к образованию автономий,
расширению их прав.
Будущее унитаризма, вектор
движения лежит именно в направлении
разумного сочетания централиза
Все унитарные государства можно подразделить:а) на простые или сложные.Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.
б) на централизованные - управление в региональных единицах
осуществляется назначаемыми сверху чиновниками,
т. е. подчинение региональных органов
центру осуществляется при посредстве
должностных лиц, назначаемых из центра
(Нидерланды, Казахстан, Узбекистан);
1.3 Разновидности унитарного государства
В подавляющем большинстве
современных унитарных государс
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жёсткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.
Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов как путём укрупнения высших единиц, так и путём учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии[10,с.207].
Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идёт именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.
Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, всё чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации.
С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные (Великобритания, Франция, Испания и др.), относительно децентрализованные и централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и др.).
В децентрализованных унитарных
государствах существует конституционное
распределение полномочий между
центральной властью и
Напротив, всё, что находится за пределами ст.117, составляет исключительную сферу ведения государства.
По указанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причём государство может передать областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.
Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным или иным занятиям граждан. Каждая область имеет устав, который в соответствии с Конституцией и законами республики, устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и учреждается законом республики. Пять областей, наделённых особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами. Здесь области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и община, будучи автономными единицами, в рамках установленных законами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями (то есть там нет органов самоуправления и действуют назначенные провинциальными властями администраторы)[22,с.274].
Относительно
Наконец, централизованные унитарные государства - это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государство с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако, в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жёстким контролем центральной партийной власти.
Форма унитарного государства
даёт возможность более полной концентрации
ресурсов в руках центра, она может
способствовать ускорению экономического
и культурного развития страны, складыванию единой нации, воспитанию гражданственности[3,с.201-202]
Таким образом, унитарность предполагает централизацию
всего государственного аппарата, прямой
или косвенный контроль над муниципальными
органами административно-
2 Тенденции развития унитарного государства в современном мире
2.1Франция как унитарное государство