Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - анализ унитарного государства, его основных черт и особенностей.
В соответствии с этим следует выделить следующие задачи.
Во-первых, анализ понятия формы государственного устройства, разновидностями которого являются унитарное государство;
Во-вторых, изучение признаков и особенностей унитарного государства;
В-третьих, раскрытие сущности унитарного государства;
Введение……………………………………..……………………….........................3
1.Общая характеристика форма - территориального устройства………..............7
1.1 Понятие форма устройства……………………………………………………...7
1.2 Современные черты унитарного государства и пути развития……………..12
1.3 Разновидность унитарного государства……………………………………....19
2. Тенденции развития унитарного государства в современном мире…………25
2.1Франция как унитарное государство…………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………….........29
Список используемой литературы……………………………………………….30
Приложение А……………………………………………………………………..32
Приложение В……………………………………………………………………..33
Введение……………………………………..………………
1.Общая характеристика форма - территориального устройства………..............7
1.1 Понятие форма устройства……………………………………………………
1.2 Современные черты унитарного государства и пути развития……………..12
1.3 Разновидность унитарного
государства……………………………………....
2. Тенденции развития
унитарного государства в
2.1Франция как унитарное государство…………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………….
Приложение А………………………………………………
Приложение В………………………………………………
Актуальность данной темы определяется
практическими потребностями государства.
Традиционно отечественная теория государства
и права всегда выделяла в форме государства
три основных, взаимосвязанных блока:
форму правления, форму национально-государственного
и административно-
И если форма правления
отвечает на вопрос о том, кто и
как правит, то политический режим
характеризует, как, каким способом
осуществляется государственная власть
в конкретном обществе, форма же национально-государственного
и административно-
Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства - федерация и унитарное государство. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день.
Это вопросы суверенитета
государства, разграничения предметов
ведения федерации и субъектов
и др. Не удивительно, что чаще они
имели своим предметом
Объектом исследований здесь является само понятие унитарного государства во всех своих аспектах. То есть, в данную категорию можно включить: национальные особенности, исторические и современные типы устройства государства как такового.
Цель данной курсовой работы - анализ унитарного государства, его основных черт и особенностей.
В соответствии с этим следует выделить следующие задачи.
Во-первых, анализ понятия формы государственного устройства, разновидностями которого являются унитарное государство;
Во-вторых, изучение признаков и особенностей унитарного государства;
В-третьих, раскрытие сущности унитарного государства;
При исследовании данной темы использовались такие частно-научные методы как сравнительное правоведение, струтурно-системный, исторический и другие методы изучения.
В работе были использованы научные статьи и статьи периодических изданий следующих авторов: Аверина Ю.П., Зубова А.Б., Крылова Б.С., В. Тишкова., Моммена А., Синюкова В.Н. и др.
В теории государства и права вопрос о форме государственного устройства как составной части формы государства является одной из самых распространенных тем для обсуждения. Большинство авторов признают неоспоримость двух основных форм государственного устройства - федерацию и унитарное государство.
История существования
государства свидетельствует о
том, что во все века разные государства
отличались друг от друга внутренним
строением (структурой), то есть способом
территориального деления (административно-
Территориальное устройство - историческое следствие той предпосылки государства, которая сформировалась в результате замещения кровнородственных связей соседскими и эволюционировала в принцип разделения людей не по их происхождению, а по проживанию на определенной территории.
Естественно, что по тому же принципу должны строиться и государственные органы, людьми управляющие.
«В отличие от формы правления, организация рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства».
Форма государственного устройства показывает:
-Из каких частей состоит внутренняя структура государства;
-Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
-Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
-В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно разделить на три большие группы (однако, часть правоведов считают, что конфедерацию как форму государственного устройства в этот список включать нельзя): унитарные, федеративные и конфедеративные государства. «Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована».
Формы государственного
устройства разнообразны и сугубо индивидуальны.
Унитарная форма
Государства, имеющие формой государственного устройства федерацию и унитаризм, расположены в разных уголках земного шара. И у каждого из них, помимо общих черт, есть свои специфические особенности. Данная курсовая работа ставит перед собой задачу охватить своим вниманием эти особенности.
1 Общая характеристика форма государственно- территориального устройства
Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного устройства», необходимо сказать несколько слов о формах государственного
устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой
государственного устройства.
Форма государственного
устройства - это национальное и
административно-
В отличие от форм правления
организация государства
Форма государственного устройства показывает:
-из каких частей состоит внутренняя структура государства;
-каково правовое положение этих частей и каковы
взаимоотношения
этих органов;
-как строятся отношения
между центральными и местными
государственными органами;
-в какой государственной
форме выражаются интересы
нации, проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
-унитарное
-федеративное
- конфедеративное.
Унитарное государство
Унитарное государство- это единое цельное
государственное образование, состоящее
из административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
-унитарное устройство
предполагает единые, общие для
всей страны
исполнительные, представительные и судебные органы, которые
осуществляют верховное руководство соответствующими
органами;
-на территории унитарного
государства действует одна
-составные части унитарного
государства (области, департаменты,
округа, провинции, графства) государственным
суверенитетом не обладают;
-унитарное государство,
на территории которого
численности национальности, широко допускают
национальную и
законодательную автономию;
-все внешние межгосударственные сношения осуществляют
центральные органы, которые официально
представляют страну на
международной арене;
-имеет единые вооруженные
силы, руководство которыми
осуществляется центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным.
Многонациональными
Федеративное государство
Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Территория федерации
состоит из территорий ее отдельных
субъектов:
штатов, округов, , республик и т.д
В союзном государстве
верховная исполнительная, законодательная
и
судебная власть принадлежит федеральным
государственным органам.
Субъекты федераций
имеют право принятия собственной
конституции, имеют свои высшие исполнительные,
законодательные и
судебные органы[1,c.48].
В большинстве федерации
существует гражданство и гражданство
федеральных единиц.
При федеральном государственном устройстве в парламенте
имеется
палата, представляющая интересы членов
федерации.
Основную общегосударственную
внешнеполитическую деятельность в
федерациях осуществляют союзные федеральные
органы. Они официально
представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США,
Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенитета их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Характеризуя федеративную форму государственного устройства, следует иметь в виду, что она может быть выражением и воплощением различных видов общественных отношений.