Функции государства и формы их осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика государства 5
1.1. Понятие и признаки государства 5
1.2. Сущность государства 9
2. Функции государства и формы их осуществления 12
2.1. Понятие, признаки и классификация функций государства 12
2.2. Основные внутренние функции 16
2.3. Основные внешние функции 19
2.4. Формы осуществления функций государства 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Функции государства1.docx

— 277.44 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях вопрос об исследовании функций государства является особенно актуальным. Связано это, прежде всего, с тем, что деятельность государства многогранна и многоаспектна, поскольку охватывает самые разнообразные стороны общественной жизни. Неслучайно функции государства, а также порядок их реализации являются предметом многочисленных дискуссий, особенно в части, касающейся деятельности правоохранительных органов.

Функции государства выражаются в осуществлении государственного управления. Государственное управление - это целенаправленная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношении в различных сферах жизни общества.

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Рассматривая вопрос о функциях государства, представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Указанные обстоятельства и определяют актуальность темы исследования.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в мусульманском праве.

Предметом исследования является религиозно-традиционная правовая семья.

Цель данной работы – проанализировать функции государства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть понятие и сущность правовой системы;
  • рассмотреть классификацию правовых систем;
  • разобрать историю развития мусульманской правовой системы;
  • охарактеризовать источники мусульманского права;
  • проанализировать норму права и структуру мусульманского права.

Методологической основой исследования, для решения поставленных целей и задач работы являются общеизвестные методы: обобщения, элементы моделирования, информационно-правовой, а также метод анализа литературных источников и иные методы научного анализа и исследования.

Теоретической основой исследования стали труды: Братановского С.Н., Власенко Н.А., Григорьевой И.В., Емельянова Б.М., Правкина С.А., Перевалова В.Д., Мелехина А.В. Матузова и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, логическим образом разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика государства

1.1. Понятие и признаки государства

Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе1.

Это самое общее определение, применимое ко всем видам, типам государства и во все времена. Разумеется, следует помнить, что каждая конкретная государственно-правовая система имеет свои особенности, обусловленные различными факторами на разных стадиях исторического развития. Неодинаковыми могут быть определения государств и в зависимости от того, к какому социальному слою принадлежит исследователь, с каких методологических и идейных позиций он рассматривает данные явления.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общесоциальных, религиозных, национальных, расовых и иных интересов в пределах определенной территории2.

Государство - это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения. Важнейшая роль, которую государство играет в обществе, являясь единственной организацией, призванной представлять общие интересы населения, заключается в его социальном назначении3.

Понятие государства раскрывается через характеристики, показывающие его социальное предназначение, уникальность и отличия от других догосударственных и негосударственных форм организации общественной жизни людей.

1. Государство - это территориальная организация  населения.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе на смену кровнородственному принципу организации населения пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

2. Неразрывная  связь, взаимозависимость и взаимодействие  государства и права

Данное положение выступает в качестве основополагающего признака государства, так как с момента возникновения государство и право объединяют такие факторы, как социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, одинаковое (соответствующее степени развития общества) нравственно-духовное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на генетическом и сущностном уровнях, так и в системно-структурном и деятельностном аспектах.

Взаимозависимость государства и права означает то, что они не могут существовать друг без друга. Даже тоталитарные, диктаторские государства вынуждены упорядочивать общественные отношения с помощью права, устанавливать определенный правопорядок, использовать правовую форму для осуществления личного, группового или классового насилия.

Взаимодействие данных явлений носит многогранный и постоянный характер.

Государство активно участвует в правотворческой деятельности, объективирует волеизъявления народа или его большинства в качестве правовых актов, осуществляет правоприменительную деятельность, в необходимых случаях обеспечивает реализацию права государственным принуждением.

Право юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает предел осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государству и его деятельности легитимный характер. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым4.

3. Наличие  у государства публичной (политической) власти

Власть как система отношений подчинения одних людей другим существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, она исходила из соответствующего общества (рода, племени и т.д.), использовалась и обеспечивалась самим обществом.

Принципиальные отличительные характеристики публичной государственной власти состоят в следующем:

- она является публичной (политической) властью, так как «оторвана» от  общества, возвышается над ним  и одновременно представляет  интересы всего общества и  выступает от его имени;

- реально воплощается в профессиональном  слое управленцев (чиновников), состоящих  на государственной службе, работающих  в государственных органах, которые  в совокупности образую!' государственный  аппарат (механизм);

- осуществляется государственными  органами, которые используют при  этом имеющиеся экономические, организационные  и иные ресурсы;

- реализация государственной власти  обеспечивается ее авторитетом, политическим и правовым сознанием  населения, управленческими технологиями  и, в конечном счете, государственным  принуждением. Решающая роль в  осуществлении принуждения принадлежит  специальным формированиям и  учреждениям (армии, полиции, тюрьмам  и т.п.).

4. Государственный  суверенитет 

Это политико-правовое свойство (признак) государства, выражающий верховенство и независимость государственной власти.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

- универсальность ее властной  силы, которая распространяется  на все население, на все организации  и учреждения, политические партии  и общественные объединения;

- уникальность ее властных полномочий, в силу которых органы государственной  власти могут отменить, признать  ничтожным всякое проявление  любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

- наличие у нее таких средств  воздействия, которыми не обладает  никакая другая власть5.

Независимость государственной власти проявляется в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все вопросы, осуществлять любую законную деятельность как внутри государства, так и вне его.

5. Система  налогов, сборов, займов

Государство само по себе не является производителем материальных благ, поэтому для содержания государственного аппарата, силовых структур, а также для выполнения ряда социальных функций (поддержка образования, здравоохранения, культуры) оно устанавливает налоги, подати, пошлины и другие денежные сборы.

1.2. Сущность государства

Это один из сложнейших категориальных вопросов юридической науки, па который однозначно ответить нельзя, так как здесь сразу затрагивается целый спектр проблем, в частности понимания государства и права, соотношения человека, общества и государства и др. Представляется необходимым последовательное раскрытие сущности государства, сначала как самостоятельного относительно обособленного политико-правового явления, затем в качестве социально обусловленного сложного комплекса.

Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть. Это то первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Но государственная власть - это не абстракция, а реальная власть, в которой сливаются воедино человеческий разум, сила, материализованная в специальных государственных учреждениях, и воля населения, опосредованная государством и объективированная в правовых нормах. Иными словами, сущность государства – это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть.

Поскольку государство является и продуктом общества, и его организационной формой, и сложным социальным организмом, то возможны и иные аспекты исследования его сущности с учетом названных характеристик.

Для общества жизненно необходимо, чтобы государственная власть была сильной и стабильной, чтобы она могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для дальнейшего развития гражданских институтов и всего общества.

Население (народ) ждет от власти в первую очередь организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укреплению правопорядка, гарантий общественной безопасности. Ему важно знать также, кто осуществляет власть, чьи интересы она защищает, как повлиять на нее. В демократических государствах население участвует в формировании властных структур посредством выборов, референдумов, опросов, а также через деятельность политических партий, профсоюзов, общественных объединений.

Конкретный человек, суммируя в себе общественные ожидания от власти, прежде всего, независимо от принадлежности к социальному слою, классу, нуждается в условиях, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, неукоснительного соблюдения и надежной защиты своих прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы.

В современных развитых странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, она просто отошла па второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, управлении делами общества, решении глобальных проблем. Важнейшую роль в этом процессе играет право6.

На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные, религиозные и даже криминальные факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

Таким образом, государство есть исторически развивающееся явление, т.е. его роль и значение рассматривались применительно к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода.

Информация о работе Функции государства и формы их осуществления