Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 18:28, курсовая работа
Описание работы
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных и в государствоведении.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….…..5 1 Функции государства: история зарождения понятия. Классификация функций государства…………………………………………………………..….7 1.1 Эволюция и особенности функций государства……………………………7 1.2 Понятие и содержание функций государства……………………………...12 2 Содержание внутренних и внешних функций государства………………...20 2.1 Научные подходы к классификации внутренних и внешних функций государства……………………………………………………………………….20 2.2 Внутренние функции государства………………………………………….22 2.3 Внешние функции государства……………………………………………..25 3 Проблемы и перспективы развития функций современного российского государства……………………………………………………………………….28 3.1 Развитие функций государства……………………………………………..28 3.2 Некоторые вопросы функционирования современного российского государства……………………………………………………………………….30 Заключение…………………………………………………………………….…32 Список используемых источников………………………………………
Возможно в 1993 году, когда Л.А.Морозова
предложила ввести эту функцию, ситуация
с налогообложением была критической.
В советском государстве не было налоговой
системы как таковой. В настоящее время
создана налоговая система государства,
в большинстве своем имеется соответствующая
законодательная база.
Более соответствующей сегодняшнему
дню я считаю классификацию функций, предложенную
В.Н.Хропанюком. Помимо прочих «основных»
(или «классических») функций он выделяет
функцию финансового контроля.
Финансовый контроль подразумевает
выявление и учет доходов производителей,
часть которых направляется в государственный
бюджет для удовлетворения социальных
и общегосударственных нужд.
Высший финансовый контроль
за доходами и расходами является, как
отмечает В.Н. Хропанюк, прерогативой парламента.
На местах эти функции выполняют местные
органы государственной власти. Во всех
государствах широкими правами такого
контроля обладают министерства финансов.
В России таким правами кроме
Министерства финансов обладает и Министерство
по налогам и сборам, Государственный
таможенный комитет, Счетная палата (как
орган, осуществляющий обязательный аудит
организаций) и.т.д. Понятие финансового
контроля шире понятия налогообложения,
его так же, как и налогообложение можно
рассматривать в качестве одного из аспектов
обширной экономической функции государства.
Однако, именно в 2002 году президент В.В.Путин
высказал идею создания «финансовой полиции»,
которая бы объединила усилия многих правоохранительных
органов в борьбе с преступлениями в области
экономики и финансов. Усиление государственного
контроля в области финансов на данном
этапе развития российского государства
является актуальной и необходимой задачей,
от решения которой во многом зависит
будущее страны.
Что же касается предложенной
Л.А.Морозовой внешней функции интеграции
в мировую экономику, то такое включение
к настоящему времени приобрело общепринятый
характер.
Несовместимость экономических
систем различных типов общества, а так
же ограничения торговли с нашей страной,
устанавливаемые в прошлом западным миром
по политическим соображениям, не позволяли
наладить отношения партнерства. Переход
к партнерству во внешнеэкономических
отношениях поставил перед Россией новые
проблемы государственно-правового характера.
Наиболее важные из них: защита права собственности
и иностранных инвестиций в России4.
Особые проблемы в последние
годы представляет решение вопроса о централизации
и децентрализации функций российского
государства. Определенные положительные
изменения в этом вопросе начались совсем
недавно и выразились в пресловутом «укреплении
вертикали власти», а также в комплексе
проводимых реформ (например судебной).
В настоящее время все еще стоит
задача разграничения сфер деятельности
полномочий между федеральными органами
власти и органами субъектов федерации.
Есть такие вопросы, при решении которых
централизация, понимаемая как монополия
центра, не только неизбежна, но и полезна.
А. Б. Венгеров приводит в пример
следующие задачи: «совместная оборона,
обеспечение национальной безопасности
и политической стабильности, освоение
космоса, обеспечение транспорта, связи
и.т.д.»
Но есть и вопросы, которые можно
и нужно решать на местном уровне. Например,
для обеспечения стабильных рабочих мест
необходимо тесное взаимодействие центральных
органов власти и органов местного самоуправления.
Данная проблема, на наш взгляд,
должна быть решена в первую очередь законодателями
на федеральном уровне.
1.2 Понятие и содержание
функций государства
Термин «функция» в отечественной
и иностранной научной литературе имеет
различные значения. В философском и общесоциологическом
плане оно рассматривается как «внешнее
проявление свойств какого-либо объекта
в данной системе отношений»; как совокупность
обычных или же специфических действий
отдельных лиц или органов, обусловленных
их природой или необходимостью выживания;
наконец, как наличие у отдельного лица
или группы лиц специфических обязанностей,
выполнение которых им предписывается
в процессе выполнения ими служебной деятельности
(функции врача, полисмена и.т.п.)5.
Применительно к государству
трактовка термина функции становится
еще более многогранной.
В трудах значительной части
правоведов стран ближнего и дальнего
зарубежья функции государства рассматриваются
как основные направления его деятельности,
как стороны их социального назначения,
виды социальной деятельности. Подобную
точку зрения высказывает и И.С. Самощенко.
Он считает, что функции государства –
это его социальное назначение внутри
и вне страны.
Широкое признание имеет определение
функций государства как направления
(и стороны) его деятельности, в которых
выражаются и конкретизируются его классовая
сущность, служебная роль, задачи и цели,
закономерности развития. Аналогичный
взгляд с некоторыми модификациями на
понятие функций государства выражен
в работах ряда правоведов и философов:
Н.Г. Александрова, М.А. Аржанова, Л.И.Загайнова,
А.И. Лепешкина, Г.Н. Манова, В.С. Петрова,
М.И. Пискотина, Н.В.Черноголовкина, В.М.
Чхиквадзе и др. Они считают, что рассмотрение
функций государства в аспекте его социального
назначения, безусловно, заслуживает самого
пристального внимания. Однако социальное
назначение и функции государства, по
их мнению, – явления, хотя и соотносимые,
тесно взаимосвязанные, но не совпадающие,
так как социальное назначение государства
– это его историческая миссия, обусловливающая
существенные направления, стороны деятельности
государства, т.е. его функции.
Н.В.Черноголовкин, ссылаясь
на двойственный характер природы всякой
функции, применительно к функции государства
определяет ее не как «способность, свойство»,
а как «реализацию способности» – сторону
деятельности. По его мнению, в понятийном
аппарате теории государства и права функция
государства занимает место между «сущностью»
государства и его «деятельностью».
М.И.Байтин подчеркивает, что
в связи с многообразием государственной
деятельности и общественных отношений
перед теорией государства встает проблема
определения основных направлений его
внутренней и внешней деятельности, в
которых выражается и конкретизируются
его классовая и общечеловеческая сущность
и социальное назначение. Однако, нельзя
считать, что в функциях государства находит
отражение лишь его сущность. У государства
возникают задачи и функции, обусловленные
особенностями переживаемого момента,
политическими особенностями, спецификой
управления обществом.
А.П. Глебов определил функцию
государства как социально-классовое
назначение государства, реализующееся
в целенаправленном его воздействии на
общественные отношения (объекты функций).
В ряде работ функции государства
рассматриваются, например, как сущность
(содержание) деятельности государства
во внутренней и внешней сферах, как отношение
политически господствующего класса к
остальным классам и политическим группам
и др.. Сторонники первого тезиса по существу
ставят знак равенства между сущностью
и функциями государства, второго – допускают
элемент смешения понятия функций государства
с известным ленинским определением политики
как области отношений всех классов и
слоев к государству.
Ряд авторов, и в частности В.М.
Манохин, под функциями государства понимают
не «направление», а «части его деятельности»,
из которых слагается вся государственная
работа, и подчеркивают, что представление
о функциях государства дает практическая
деятельность государственного аппарата.
С этим мнением вряд ли можно согласиться
полностью, так как далеко не всякую деятельность
или часть деятельности государства следует
отождествлять с понятием «функция государства».
К тому же в данной трактовке гипертрофируется
роль государственного аппарата.
Совершенно обособленно выглядит
толкование функции государства Л.И. Каском
и Л.В. Николаевой, которое основывается
на философской трактовке категории функции
как цели деятельности конкретного субъекта,
как системообразующего фактора такой
деятельности. Иными словами, под функцией
государства эти авторы понимают его конечные
цели, которые остаются неизменными на
всем протяжении существования государственности
или, во всяком случае, на протяжении существования
государства определенного исторического
типа.
Некоторые авторы исходят из
отождествления функций государства с
его деятельностью. При определении функции
они используют такие категории как «управление»,
«воздействие» и т. д.
Например, такой точки зрения
придерживается В.Н.Хропанюк. Его определение
функций государства подвергается серьезной
критике в журнале «Государство и право»
при обсуждении концепции нового учебника
по Теории государства и права. «Функции
государства, - пишет В.Н.Хропанюк, это
основные направления его деятельности,
в которых выражается сущность и социальное
назначение государственного управления
обществом»6. В функциях государства выражается
сущность и социальное назначение самого
государства. «Сущность и социальное значение
государственного управления» выражаются
в функциях государственного управления,
которые не следует отождествлять с функциями
государства7.
Л.А.Морозова предлагает трактовку
функций не только как направлений деятельности
государства, но и как механизм государственного
воздействия на общественные процессы,
ссылаясь на то, что выполняя определенные
функции в тех или иных сферах жизни общества,
государство одновременно посредством
проводимых реформ, различного рода преобразований,
правового регулирования общественных
отношений воздействует на состояние
общественных процессов8.
Однако, С.А.Комарову представляется,
что включение механизма государственного
воздействия на развитие общественных
процессов в понятие функции государства
не совсем справедливо, так как тем самым
делается попытка свести функции государства
в целом к функционированию его механизма,
а также подменить функционирование государства
различными способами правового воздействия,
хотя в науке существует такое самостоятельное
понятие, как правовые формы осуществления
функций государства.
Зарубежные юридические и политические
теории сводят проблему функций государства
к деятельности его отдельных органов
и обсуждают законодательную, судебную,
налоговую и тому подобные функции государства.
Некоторые западные авторы выделяют функции
государства как организации защиты «общего
блага», «всеобщего благоденствия», «охраны
справедливости». В целом для западного
учения о государстве характерно понимание
функций государства, основанное на отрицании
закономерной зависимости сущности государства
и реального содержания его деятельности
от материальных и экономических условий
существования господствующих классов.
Например, в работах Г. Кельзена
при рассмотрении деятельности государства
как «чисто юридического феномена», сугубо
юридического лица и как своеобразной
корпорации, внимание уделяется лишь попыткам
проведения различий между государством-корпорацией
и другими сопредельными корпорациями.
Государство, пишет в связи
с этим Г. Кельзен в своей широко известной
работе «Общая теория права и государства»,
если рассматривать его как «чисто правовой
феномен, как юридическое лицо», есть не
что иное, как корпорация. «Вопрос, однако,
заключается в том, как государство-корпорация
отличается от других корпораций».
В 60-е годы в советской юридической
науке получило широкое распространение
представление о функциях государства
как о предметно-политической характеристике
содержания его деятельности.
С.А.Комаров рассматривает функции
государства в логической связи «цель
– задачи - функции» и на этом основании
дает следующее их определение: «Функции
государства – это основные (главные)
направления (стороны, виды) деятельности
государства по реализации стоящих перед
ним задач для достижения определенных
целей, обусловленных как классовой, так
и общесоциальной его сущностью и социальным
назначением9». Такое определение обладает
логической выстроенностью и заслуживает
внимания.
Таким образом, анализ научной
полемики по вопросу о понятии функций
государства показывает, что, несмотря
на определенные расхождения в определении
этого понятия, идет тенденция к сближению
взглядов, использованию всего наиболее
рационального, что внесено в теоретическую
разработку данной проблемы различными
авторами. С учетом достигнутого к настоящему
времени уровня разработанности концепции
идет процесс синтезирования существующих
толкований и точек зрения, что позволяет
в значительной мере преодолеть противоречия
и расхождения. Многие теоретические воззрения
все больше сводятся к признанию того,
что во всех случаях обсуждения функций
государства речь идет о деятельности
и роли государства, а функции государства
в любой исторический период обусловливаются
объективными общественными потребностями.
Понятие функции государства
появилось и стало развиваться на предыдущем
этапе развития отечественной истории
государства и права. В рамках марксистко-ленинского
подхода выделялась классовая сущность
государства, а предмет, направление и
содержание деятельности государства
изменяются в зависимости от изменения
классовой сущности и формы государства.
На современном этапе также
сохраняется классовый подход к деятельной
стороне государства, но с важным уточнением:
расширяется и углубляется понимание
социального назначения государства,
отвергается жесткая связь между изменениями
классовых характеристик государства
и его функций. Как показала история, эта
связь более многогранна, а на функции
более влияют не столько классовые характеристики
государства, сколько новые условия и
проблемы современной жизнедеятельности
общества, существования цивилизации
(экология, ядерное вооружение, демография,
сырьевые и иные глобальные проблемы).