Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 18:28, курсовая работа
Описание работы
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных и в государствоведении.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….…..5 1 Функции государства: история зарождения понятия. Классификация функций государства…………………………………………………………..….7 1.1 Эволюция и особенности функций государства……………………………7 1.2 Понятие и содержание функций государства……………………………...12 2 Содержание внутренних и внешних функций государства………………...20 2.1 Научные подходы к классификации внутренних и внешних функций государства……………………………………………………………………….20 2.2 Внутренние функции государства………………………………………….22 2.3 Внешние функции государства……………………………………………..25 3 Проблемы и перспективы развития функций современного российского государства……………………………………………………………………….28 3.1 Развитие функций государства……………………………………………..28 3.2 Некоторые вопросы функционирования современного российского государства……………………………………………………………………….30 Заключение…………………………………………………………………….…32 Список используемых источников………………………………………
2) Использование природных
богатств должно быть рациональным,
соответствовать развитию государства.
3) Неукоснительное соблюдение
природоохранительных законодательств
и строгая ответственность за
его нарушение.
Таков «классический» набор
внутренних функций государства. Многие
ученые, анализируя Российское государство,
применительно к нему выделяют особые
функции.
2.3 Внешние функции
государства
К внешним функциям государства
относятся:
- функция обороны
Данная функция связана с охраной
границ государства. Это, пожалуй, исторически
первая внешняя функция государства. Вооруженные
силы – необходимый институт государства,
- создаются, прежде всего, для обороны
от поползновений соседних государств.
Эта функция выражает интересы всего общества,
зачастую становится делом не только государства,
но и всего народа как необходимое условие
его существования. Согласно Конституции
Российской Федерации «Защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина
Российской Федерации. Гражданин Российской
Федерации несет военную службу в соответствии
с федеральным законом».
Практическое исполнение функции
обороны так же возложено на особые государственные
вооруженные организации. Они предназначены
для обеспечения суверенитета, защиты
территории, границы и населения от внешних
посягательств и обеспечении общественного
порядка и безопасности граждан. Особые
вооруженные организации наделяются компетенцией
в соответствие с конституцией. Характер
задач выполняемых вооруженными государственными
организациями обуславливает особенности
их формирования, деятельности, управления
и обеспечения. К особым вооруженным государственным
организациям относятся:
А) службы внешней разведки.
Они осуществляют сбор информации на случай
ведения военных действий.
Б) служба безопасности. Она
предназначена для защиты государственной
безопасности и конституционного строя
от внешних посягательств.
В) полиция (милиция) является
основой и гарантом общественного порядка.
Полиция призвана служить всему обществу,
обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность
граждан.
С функцией обороны тесно связана
функция захвата чужих территорий и сфер
влияния.
Всю историю человечества можно
образно назвать историей войн. Богатства
одних народов привлекают взоры других.
На протяжении истории сильные государства
вели захватническую политику, а слабые
– оборонительную.
В современных условиях у государства
возникает новая функция – функция обеспечения
мира и поддержания мирового порядка,
основанного на международном праве.
В эту функцию также входит
борьба с международным терроризмом, международной
преступностью, в том числе с распространением
наркотиков.
Поддержанию мира и международного
правопорядка способствует осуществление
такой функции, как функция сотрудничества
государств в сфере экономики, экологии,
культуры, науки, здравоохранения и.т.д.
В основе этой функции заложены
интересы каждого государства. В Конституциях
ряда стран подчеркиваются идеи дружбы
и сотрудничества со всеми странами.
В современных условиях развитие
государств определяется процессом интеграции
хозяйственной, политической и культурной
жизни. Этот процесс углубляется в программе
совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи
выражает интересы всех государств. На
этой основе создаются различные организации
деятельность которых направлена на улучшение
экономической, политической и культурной
жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский
договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое
государство связано с другими государствами
различными отношениями: политическими,
экономическими и культурными. Эти отношения
необходимо устанавливать, развивать
и регулировать.
Следует отметить, что перечень
внешних функций государства, приведенный
в этой части является наиболее емким
и кратким. Многие авторы выделяют большее
количество функций, видимо полагая, что
на современном этапе жизни России они
являются наиболее актуальными и требуется
их выделение в отдельные функции14.
3 Проблемы и перспективы
развития функций современного
российского государства
3.1 Развитие функций
государства
Появление тех или иных новых
функций на различных этапах развития
государственности конкретных обществ
не имеет строго предопределенного, причинно
- следственного характера, не жестко детерминировано
новой сущностью и формой государства.
Вместе с тем такая более или менее причинная
зависимость все же характеризует функции
государства, которые представляют собой
важнейшие направления деятельности государства
в определяющих областях его существования
в экономической, политической, социальной
и иных. Основные функции наиболее «чутки»
к сущностным изменениям государства.
Иные же функции подвергаются
мощному влиянию стабильных этнокультурных
пластов жизни общества, национальных,
территориальных особенностей, традиций
и тому подобное. Поэтому новый тип государства,
появившийся в развитии конкретного государственно
организованного общества, может в явной
или скрытой форме сохранять и иногда
развивать некоторые старые функции.
В государственности того или
иного общества сохраняется преемственность
функций, но действует и механизм обновления
функций. Например, на появление новых
функций влияют самоорганизационные,
субъективные и даже случайностные (синергетические)
процессы, а не только та или иная степень
зависимости функций от изменения сущности
и формы государства.
На протяжении долгого времени
в науке поддерживался искусственно классовый
подход, не всегда обращалось внимание
на особенность функционирования государства
в интересах всего общества. Но в наше
время можно с уверенностью сказать, что
любое государство осуществляет общесоциальную
деятельность, выступает представителем
интересов всего общества, всех классов,
социальных групп и слоев населения.
Как отмечает в А.Б.Венгеров,
прежде всего на функции оказывает определяющее
влияние научно-техническое, интеллектуальное
развитие всей цивилизации. Функции всех
без исключения современных государств
подвержены воздействию научно-технических
достижений ХХв. Это воздействие двояко.
С одной стороны, появляются жизненно
важные направления деятельности государства:
поддержка науки, особенно фундаментальной,
использование ее результатов, развитие
и обогащение интеллектуального потенциала
общества. С другой – ограничение опасности,
которая происходит от неконтролируемого
появления и использования современных
научно-технических достижений (ядерные
технологии, генетика, медицинская биология,
проблема клонирования и т. п ).
Также к числу факторов, влияющих
на эволюцию функций государства, несомненно,
можно отнести экологический фактор. Если
современные государства не возьмут на
себя обязанность поддерживать условия
существования людей на своей территории,
и не станет взаимодействовать с другими
государствами, то в самое ближайшее время,
по мнению А.Б.Венгерова, наступит неминуемый
общественный коллапс, глобальный кризис15.
Интернационализация мировой
экономики, всеобщее переплетение экономических
интересов, появление и господство транснациональных
компаний, иные экономические факторы
планетарного значения – еще одна сфера,
оказывающая влияние на эволюцию функций.
3.2 Некоторые вопросы
функционирования современного российского
государства
Сейчас членение функций на
внутренние и внешние утратило в известной
степени свое значение, т.к. многие внутренние
функции приобретают внешний характер
(например, экологическое направление
деятельности государства), и наоборот.
Более важным становится выделение
глобальных функций государства, характеризующих
деятельность современного государства
в экологической, демографической, сырьевой,
космической сферах, в области создания
и использования ядерной, информационной
технологии, в области защиты прав и свобод
человека и других современных глобальных
государственных сферах деятельности,
затрагивающих всю цивилизацию16.
Особую проблему представляет
решение вопроса о централизации и децентрализации
функций государства, который имеет несколько
аспектов. В условиях тоталитарного и,
как правило, унитарного государства происходит
чрезмерная централизация функций - большинство
вопросов решается в центре. В условиях
федеративного государства, создания
новых государственных образований, например
СНГ, с неизбежностью встают вопросы разграничении
сфер деятельности между центром и субъектами
федерации, между надгосударственными
органами и органами государства. При
этом возникает целый ряд противоречий,
касающихся раздела собственности, четкого
определения границ (государственных
и административных), двойного гражданства,
свободы передвижения граждан и многих
других вопросов.
Например, в пределах Российской
Федерации возникают проблемы децентрализации
функций. Необходимо разграничить сферы
деятельности полномочий между федеральными
органами государственной власти РФ и
органами власти на местах как бы трех
уровней: органами власти республик, входящих
в состав Российской Федерации, органами
власти автономных областей и округов
и органами власти краев, областей и городов
Москвы и Санкт-Петербурга17.
Есть такие вопросы, при решении
которых централизация, понимаемая как
монополия центра, не только неизбежна,
но и полезна делу. Это относится к таким
стратегическим вопросам, как совместная
оборона, обеспечение национальной безопасности
и политической стабильности, освоение
космоса, обеспечение транспорта, связи
и т.п. Но есть вопросы другого рода, где
объективно требуется децентрализация
функции государства, учет местной специфики,
который может быть осуществлен только
местными органами власти. Например, в
процессе перехода к рыночной экономике
для обеспечения стабильных рабочих мест
необходимо тесное взаимодействие центральных
органов и органов местного самоуправления.
Заключение
Любые государства, находящиеся
на одном этапе развития, имеют одинаковые
функции, хотя отличия в их содержании,
формах и методах реализации могут быть
различными. А процессе эволюции появляются
новые функции, а существующие изменяются
и наполняются новым содержанием.
Термин «функция» в отечественной
и иностранной научной литературе имеет
различные значения. В философском и общесоциологическом
плане оно рассматривается как «внешнее
проявление свойств какого-либо объекта
в данной системе отношений»; как совокупность
обычных или же специфических действий
отдельных лиц или органов, обусловленных
их природой или необходимостью выживания;
наконец, как наличие у отдельного лица
или группы лиц специфических обязанностей,
выполнение которых им предписывается
в процессе выполнения ими служебной деятельности
(функции врача, полисмена и.т.п.).
В ряде работ функции государства
рассматриваются, например, как сущность
(содержание) деятельности государства
во внутренней и внешней сферах, как отношение
политически господствующего класса к
остальным классам и политическим группам
и др.. Сторонники первого тезиса по существу
ставят знак равенства между сущностью
и функциями государства, второго – допускают
элемент смешения понятия функций государства
с известным ленинским определением политики
как области отношений всех классов и
слоев к государству.
Некоторые авторы исходят из
отождествления функций государства с
его деятельностью. При определении функции
они используют такие категории как «управление»,
«воздействие» и т. д. Функции государства,
- пишет В. Н. Хропанюк, - это основные направления
его деятельности, в которых выражается
сущность и социальное назначение государственного
управления обществом».
Зарубежные юридические и политические
теории сводят проблему функций государства
к деятельности его отдельных органов
и обсуждают законодательную, судебную,
налоговую и тому подобные функции государства.
Некоторые западные авторы выделяют функции
государства как организации защиты «общего
блага», «всеобщего благоденствия», «охраны
справедливости». В целом для западного
учения о государстве характерно понимание
функций государства, основанное на отрицании
закономерной зависимости сущности государства
и реального содержания его деятельности
от материальных и экономических условий
существования господствующих классов.