Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:36, реферат
Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие функций государства……………………………………………4
2. Общая характеристика функций государства…………………………..6
2.1. Признаки функций государства………………………………………..6
2.2. Классификация функций государства………………………………….
2.2.1. Критерии классификации………………………………………..
2.2.2. Внутренние и внешние функции………………………………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы…..
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Функции государства различны,
порядок их возникновения и изменения
зависит от очередности задач, которые
встают перед обществом в ходе
его эволюции, и целей, которые
оно преследует. Задача - это то, что
требует разрешения, а функция - вид
деятельности, направленной на такое
разрешение. Другими словами, задачи
и функции являются взаимосвязанными,
но не тождественными понятиями. В разные
исторические периоды приоритетное
значение приобретают те или иные
цели и задачи государства, а следовательно,
и различные его функции. На одних
этапах развития центр тяжести переносится
в сферу экономики, поэтому в
деятельности государства ключевое
место занимает экономическая функция;
на других - в сферу политики, тогда
повышенное внимание уделяется реализации
функций государственной
Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.
2.2. Классификация функций государства
2.2.1 Критерии классификации
Для изучения функций государства,
практического использования
Классификационные критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.
Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются следующие критерии классификации:
- по сферам реализации;
- по продолжительности действия;
- по социальной значимости;
- по правовым формам
существования (принципу
- на основании территориального масштаба
Общепринятым считается разделение функций по сферам реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства.
В зависимости от продолжительности
времени своего действия функции
государства подразделяются на постоянные
и временные. Постоянные функции
осуществляются на всех этапах существования
и развития государства, например, экономическая
функция, временные функции
По социальной значимости
принято выделять основные и неосновные.
Конечно, такое деление весьма условно,
т. к. критерий такого разграничения
четко не определен. Каждая функция
государства является объективно необходимой
для данного государства. Все
виды деятельности государства равно
важны, но это не исключает, конечно,
возможности определения на разных
этапах приоритетных направлений, на которых
следует сосредоточить внимание
в первую очередь. Эти направления
становятся для государства основными.
Под основными функциями
Но следует иметь ввиду,
что, например, в нестандартных, чрезвычайных
ситуациях та или иная функция
государства становится «главнее»
среди себе равных прочих функций. Например,
в условиях войны функция обороны
главенствует среди экономической,
социальной и прочих, а в условиях
экологических катастроф и
Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции». Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Марченко М.Н.. - М.,1998, с.94
Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществления всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции.
К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000, с.152; Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001, с.74.
Классификация функций государства
приводится также на основании территориального
масштаба, в пределах которого они
реализуются. В федеративном государстве
- это функция федерации в целом
и субъектов федерации. В унитарном
государстве - это функции, осуществляемые
на территории единого, лишь в административно-
2.2.2. Внутренние и внешние функции государства
Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Матузов Н.И., Малько А.В. Указ.соч. с.57
В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.
2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве благ.
Социальная политика правового государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.
3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходование налогов.
Эффективный финансовый контроль
позволяет государству
4. Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.
5. Экологическая (природоохранительная) функция - стала в последние десятилетия одной из наиболее актуальных. Это связано с тем, что экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.
6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения - составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.
Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.
Поскольку оборона страны подразумевает пассивную связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать как в категории внутренних, так и в категории внешних.
Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.
Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.
Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.
Информация о работе Функции государства (понятие и общая характеристика)