Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена такой теме Теории государства и права, как “Функции государства”. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.
Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Методологическое значение функционального подхода в теории государства и права………………………………………………5
Понятие, признаки, структура функции государства………..16
Система (классификация) функции государства……………...20
Основные функции государства………………………………..23
Заключение…………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Функции государства.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Синтез – есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство формируется их общие понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

3) Частнонаучные методы

Наряду с  общими теориями государства права  используются так же и частнонаучными методами современного познания, а  именно, методами системно – структурного анализа, функциональные, статистические, моделирования, конкретных социологических исследований, сравнительным и др.

Системный метод в теории государства и права – это совокупность методологических подходов, принципов изучения и конструктирования государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из того что:

1) Система представляет  собой целостный комплекс взаимосвязанных  элементов:

  1. она образует единство со средой;
  2. как правило, любая исследуемая система представляет собой систему более высокого порядка;
  3. Элементы любой исследуемой системы в свою очередь, обычна, выступают как системы более низкого порядка

Аналогичную картину  строения взаимных отношений и разносторонних связей составных частей (элементов) любого государственно-правового явления  как целостной системы дает структура (структура государственного аппарата, структура правовой системы, структура нормы права)5

С системно-структурными подходами связан функциональный метод, который используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

Одним из эффективных  инструментов изучения государства  и права служит статистический метод, основывающийся на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений. Статистические исследования, оперирующие цифрами, которые нередко оказываются доказательнее любых слов, включают в себя несколько стадий:

  1. статистическое наблюдение;
  2. сводную обработку статистических данных;
  3. анализ их.

Статистический  подход особенно распространен при  изучении государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторимостью, в частности, таких как, формы  представительной и непосредственной демократии, правотворческий и правопринимательный процесс, борьба с преступностью и итоги правонарушений.

Среди частонаучных способов познания государства и  права выделяется метод моделирования. Это изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов.

Метод моделирования  имеет самостоятельное значение и весте с тем используется как один из приемов более широкого метода конкретных социологических  государственно-правовых исследований.

Метод моделирования, как способ изучения государственно-правовых явлений, поиска их оптимальных моделей направлен на воспроизведение структур механизма функционального действия государства и права, процессов демократии и правового регулирования. Следует также иметь в виду и значение метода моделирования при определении научных понятий и категорий, которыми оперируют теория государства и права. И другие отрасли юридической науки.

Особое место  в ряду частонаучных методов изучения проблем государства и права  занимает метод конкретно-социологических исследований, осуществленный на основе единства системно-структурного, функционального, статистического методов и метода моделирования.6

Суть метода конкретно-социологических  исследований осуществляемой на основе других методов, в анализе переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развитие и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений.

Данный метод позволяет  не только глубоко, с учетом запросов общественной практики подойти к  решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Дело в том, что для процесса перехода к рынку недостаточно лишь определить общие положения, принципы, особенности и тенденции развития права и государства. Необходимо знать, как именно действуют эти факторы в реальных отношениях, как обеспечить результативное функционирование государственно-правовой системы в целом и в рамках системы каждого из составляющих ее элементов. Целый ряд приемов, такие, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п., используются в рамках конкретно-социологического метода для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области контроля над преступностью. Метод требует, чтобы предполагаемые научные рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, стран, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики. Широкое внедрение сравнительно-правового метода исследований в государственно-правовую теорию может привести и приводит к появлению новых научных дисциплин, если в ходе таких исследований изучается определенная совокупность относительно самостоятельных закономерностей государственно-правовой сферы, не входящей непосредственно в предмет традиционных юридических наук.

Среди частонаучных методов  есть методы, которые приобретают характер специальных (специфических), поскольку непосредственно связаны со специфическими сторонами исследуемого объекта.7

Формально-юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящий из ее природы. Уже в период средневековья сложились целые школы и направления, развивающие приемы толкования правовых норм и формального анализа действовавшего законодательства. Формально-юридическое рассмотрение государственно-правовых явлений в правовой науке необходимо. Формализм – неотъемлемое свойство права, формальный подход генетически выделил право единства социальных рецепторов. Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, ибо помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементы формально-юридического метода можно обнаружить и в других способах изучения права и государства, особенно таких формализированных, как правовое моделирование и т.д.

Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих  в них процессов, требует применения целого комплекса методов, в том  числе и тех, которые успешно  применяются и других областях знания. Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным и строгим методам исследования, к котором относятся математико-статистические кибернетические и другие методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие,  признаки, структура функции государства

Функции государства - это основные направления его  деятельности, выражающие сущность и  социальное назначение государственного управления обществом.8

В функциях государства  выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Теория государства  для описания, объяснения и прогнозирования  деятельной стороны государства  использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает".

Функция, как  и многие иные обществоведческие  понятия, не является собственно юридическим  и политическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных наук. Например, в физике, математике понятие функции  выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

Это есть свойство юридического языка, - заимствовать чужие  понятия и наполнять их своим специальным, особенным смыслом, причем таким, который понятен порой лишь специалистам в этой области и, который подчас почти полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом.

Вот и с понятием "функция", когда оно включается в юридический понятийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико - правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.

Следовательно, функция государства - это рассматриваемые  в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

Понятие функции  государства появилось и стало  широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско - ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных  образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.

Далее это понятие  особенно широко было использовано для  определения деятельности социалистического  государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации  народного хозяйства, поддержки национально - освободительных движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.

На современном  этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется  функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:

- расширяется  и углубляется понимание социального назначения государства;

- отвергается провозглашаемая  ранее жесткая связь между  изменениями классовых характеристик  государства и, соответственно, его  функций.

Как показывает исторический опыт, на функции государства  оказывают определяющее влияние  не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось, прежде всего, само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

Функциональный  подход позволяет более глубоко  изучать длительный исторический процесс  возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности.

Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют  отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.9

К этим признакам  относятся:

- прочно сложившаяся  предметная деятельность государства  в важнейших сферах общественной  жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

- непосредственная связь  между сущностными, формальными  характеристиками государства и  его социальным назначением, которое  и реализуется в деятельности  государства;

Информация о работе Функции государства