Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы выражается в том, что проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 6
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: РАЗВИТИЕ ИДЕИ, ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ 12
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

grazhd_obschestvo_2.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, гражданское  общество, так как государство, во-первых, защищает общество от преступных элементов и от внешнего нападения; во-вторых, охраняет права и свободы членов общества; в-третьих, реализует социальные и иные программ мы, направленные на смягчение социальных противоречий; в-четвертых, решает глобальные проблемы - энергетическую, сырьевую, продовольственную, экологическую и др.

Таким образом, гражданское  общество - правовое демократическое  общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение  и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому, развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Перечисленные критерии определения гражданского общества показывают уровень развития общества, а также личные и социальные качества его членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА№2                                                                                                     ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: РАЗВИТИЕ ИДЕИ, ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

На ранних этапах развития человеческой цивилизации начали формироваться представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. Такие мыслители античности как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы, по их мнению, обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Ученые древности полагали, что является наиболее разумной и  справедливой лишь та политическая форма  общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

По мнению мыслителей того времени государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, считается справедливой государственностью. Аристотель, например, писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождает новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Проблемам правовой государственности  уделили большое значение прогрессивные мыслители своего времени такие как Н. Макиавели и Ж. Баден.

В процессе буржуазных революций  в разработку концепции значительный вклад внесли прогрессивные мыслители  Г.Гроций, Б.Спиноза, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.ДидроП.Гольбах, Т.Джефферсон и другие. А продолжили их традиции, внеся огромный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности Вольтер, Гельвеций, Руссо, Пейн и другие видные мыслители.

Обоснованию теории правового  государства посвятил свои работы И.Кант, который детально разработал философскую основу данной теории, центральное место в которой занимает человек, личность.

В правовом государстве гражданин  должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному  исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Возможность правовой организации Кант непосредственно связывает с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Философская концепция правового  государства по Канту оказала  значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

По мнению Гегеля государство это  тоже право, но наиболее развитое и  содержательное, включающее в себя признание прав личности, семьи и  общества.

Ученый возводит государство в абсолют, который стоит над личностью и обществом, он указывает, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества.

Именно это утверждении впоследствии подвергнется усиленной критике  со стороны К.Маркса, который считал данное утверждение главным пороком гегелевской концепции государства. По мнению Гегеля, государство представляет собой достаточно совершенную организацию общественной жизни, строящейся на правовой основе, и которая представляет царство реализованной свободы. Ведь где как ни в государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности человека.

Большая ценность гегелевской точки  зрения на государство в том, что  принудительная функция в нем  играет малое значение. А доминирующим является наличие четкой социальной и правовой направленности государственной деятельности, а также ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.

Карл Маркс анализировал государство  и право и исходил из открытой им классовой теории общественного развития. В соответствии с этой теорией государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в итоге установления диктатуры пролетариата в ходе перехода к обществу без классов. Рассматривая соотношение буржуазного государства и права, Маркс указывает, что юридический закон является продуктом и отражением материальных производственных отношений классового общества. Законодательство лишь закрепляет требования, которые диктуются экономическими отношениями.

Труды таких политических мыслителей своего времени Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева, И. М. Муравьева оказали большую роль в развитии идеи правового государства.

Теоретическое обоснование, приобретя  некую завершенность, концепция  правового государства в России приобрела в трудах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: С.А.Котляревского, П.И.Новгородцева, С.А.Муромцева, Г.Ф.Шершеневича, Б.Н.Чичерина, Н.А.Бердяева и многих других.

После Октябрьской революции 1917 года в нашем государстве в силу ряда причин объективного и субъективного характера идеи правового государства были совсем исключены из реальной повседневной жизни. Благодаря правовому нигилизм, учитывая что сосредоточение реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, а также наличие отрыва данной власти от народа привели к тому, что было полное отрицание в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости а, в итоге, к тому, что на долгие годы была установлена тоталитарная государственность.

Советская наука в тот период времени не признавала идею правового  государства, более того, считала  ее вредной, буржуазной. В последние  годы в русле реформ, которые проходят в стране, произошли огромные изменения  в научных мнениях на государство  и право, отчетливо наметились совершенно новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Использовав научное наследие прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных государствах, российской правоведение, а также философская, экономическая и политическая мысль обозначили подлинные очертания будущего правового государства в нашем обществе. Без концептуальных утверждений и путей формирования правового государства, учитывая конкретные условия развития страны не было бы продвижения к намеченной цели, обозначенной в трудах С.С.Алексеева, В.Д.Зорькина, В.Н.Кудрявцева, Б.Л.Лазарева, Р.З.Лившица, В.С.Нерсесянца, М.И.Пискотина, Ю.А.Тихомирова, Б.И.Топорнина, Р.А.Халфиной, З.М.Черниловского и других.

Таким образом, теория правового  государства является многомерным  развивающимся явлением и в ходе общественного прогресса налицо приобретение новых свойств, наполнение совершенно новым содержанием, которое соответствует конкретным условиям существования общества и уровню его формирования. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом.

Необходимо отметить, что идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в работах отечественных философов, политологов, социологов, юристов. Прежде всего, признаётся, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идёт о государстве, ограничиваются в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности. Рассмотрим более обстоятельно основополагающие выводы учёных относительно правового государства. По мнению представителей философии, правовое государство – это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости.

В литературе по политологии  в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре.

В отечественной юридической  науке содержатся определения правового  государства, теоретическая значимость которых объясняется актуальностью рассматриваемой темы. Обратим внимание на некоторые определения и выводы учёных.

По мнению А.В.Малько, «правовое государство – такое  государство, в котором создаются  условия для определённых ограничений  с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений».

А.Ф.Черданцев кратко выражает суть правового государства  так: «правовое государство –  государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и охраняет права и свободы граждан».

В.А. Четвернин полагает, что «правовое государство –  государство, в котором власть максимально  ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина».

Как видно, названные  положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов. В этой связи можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

В качестве важнейших  элементов, которые характеризуют  правовое государство, в юридической  литературе обычно выделяются четыре основных: верховенство закона во всех сферах общественной жизни; разделение властей; реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности.

Конечно, в литературе существует ещё множество признаков, но они, как правило, являются частными. К ним можно отнести плюрализм; независимое правосудие; стабильность законности и правопорядка в обществе и другие.

Таким образом, правовое государство - это такое государство, в котором создаются условия  для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений, т е. это такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА№3

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И   ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Взаимоотношение гражданского общества и государства. Этот вопрос давно носит спорный характер. У этой полемики давняя история, продолжающаяся и по сей день.

В начале XIX века отмечаются две различные по своему характеру  линии, которые касаются обоснования  понятий «гражданское общество»  и «государство».

Первая линия базируется на германской культурной традиции, представителем которой является Гегель. Лишь государство может достичь общий интерес. Маркс сделал предложение разрешить данный вопрос, исключив отличия между гражданским обществом и государством путем обобществления государства и политики. Именно это обстоятельство привело к тому, что государство уравнялось с обществом, поглотило его.

Вторая линия делает особый акцент на свободу и ставит ее выше всех ценностей, на саморегулятивную функцию гражданского общества. Приверженцы  такой точки зрения обращают свое внимание на разрушительную силу государства, которая способна оказать деструктивное воздействие на многие важные институты (семья, церковь, профессиональные союзы, ассоциации и т.д).

А.Арато сделал предложение  вместо противопоставления государства  и гражданского общества такую модель, которая состоит из 3-х частей – это общество: гражданское, политическое и экономическое.

Наиболее точно, на мой  взгляд, получилось осуществить формулировку положений, основывающееся на взаимоотношениях гражданского общества и государства, З.М. Черниловскому. Ученый отмечает, что:

1. Отсутствует зависимость  между существованием государства  и наличием или отсутствием  гражданских начал в жизни  общества. В результате противопоставления  гражданского общества и государства  возникает ситуация когда государство  монополизирует те или другие функции, а его аппарат превращается в оторванную от общества корпорацию.

2. Государство, в пределах  которого имеется определенное  гражданское общество, приносит  ему надлежащую защиту в том,  что касается благосостояния  граждан и их особым целям, если только нет противоречия с законом.

Информация о работе Функции государства