Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы выражается в том, что проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 6
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: РАЗВИТИЕ ИДЕИ, ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ 12
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

grazhd_obschestvo_2.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

3. Именно от государства  гражданское общество вправе  потребовать защиту жизни и  здоровья, а также безопасности  его граждан. 

4. Собственно на государство  возлагается определенная обязанность  осуществлять социальные программы, которые могут смягчать противоречия между достатком одних и нищетой других.

5. Государством может  быть обеспечено с наличие  существования этого сообщества, а также его материальное и  духовное сближение с другими  людьми.

В юридической литературе неоднократно высказывалось мнение о недопустимости жесткого размежевания гражданского общества и государства, поскольку современные условия существенно отличаются от тех, которые были в период формирования буржуазных общественных отношений. В частности, указывается, что в нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усиление проникновения государства в сферу гражданского общества.

По мнению многих ученых, все меньше остается сфер, которые  составляли бы исключительную компетентность гражданского общества, очищенного от

государственного влияния  и вмешательства. Поэтому отделить функции государства от функций общества не реально. Напротив усиливаются связи государства и гражданского общества. И хотя государство не входит в качестве элемента в состав гражданского общества, оно обеспечивает нормальное функционирование последнего.

Ученые призывают не трактовать гражданское общество, а  признавать его в качестве самостоятельного института.

В общетеоретическом  плане следует отметить, что взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию.

Рассмотрим далее единство государства и гражданского общества. Прежде всего, отметим то, что формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Рассматриваемый аспект соотношения проявляется и в  том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, закрепляющим юридическое равенство. В отечественной литературе обращается внимание на то, что главным признаком и основой гражданского общества законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их права и свободами.

Акцент также делается на том, что критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.

Автономность индивидов  и организаций в условиях формирования гражданского общества способствует созданию механизмов их саморегуляции и саморазвития, образованию сферы невластных отношений. Одним из показателей развития такого общества является то, что граждане обладают, в частности, способностью и реальной возможностью осуществлять свободу политического выбора.

Отметим и то, что гражданское  общество возможно в условиях, когда  экономическая система построена  на правовых началах, формируемых и  обеспечиваемых государством.

Соответственно каждый из субъектов экономических отношений  должен быть защищён и гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика.

В этом также определяется определённое единство гражданского общества и государства, осуществляющего правовое регулирование общественных отношений. Как видим, государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально-экономических и политических реальностей в современной России.

Таким образом, единство гражданского общества и правового  государства обнаруживается также  и в том, что они формируются  одновременно, органически взаимосвязаны. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременную форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса и воли большинства граждан.

Если «убрать» правовое государство, то и общество развалиться  на конкурирующие и борющиеся  между собой части. Без правового  государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.

Обратим внимание и на то, что единство рассматриваемых  социальных и государственно-правовых явлений находит своё выражение  в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приёмы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия во всех областях жизни общества.

Теперь необходимо выявить  различия гражданского общества и правового  государства. Любое государство (даже самое демократическое, не авторитарное) есть организация. И как любая так или иначе сложная организация оно объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчинённости структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства, - всегда отношения, в основном, вертикальные, субординационные.

С учётом названного аспекта, правое государство – организация  публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле, в плане проводимого разграничения можно сказать о государстве как форме гражданского общества. К тому же отметим и то, что правовому государству и гражданскому обществу свойственны и несовпадающие структуры, и соответственно специфические функции.

Наиболее отчётливо  между рассматриваемыми социальными  образованиями проявляются в  следующем: гражданское общество –  система самостоятельных и независимых  от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления.

Имеются в виду объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов, например, политические партии, функционирующие на основе уставов, программных документов, и  координирующие свою деятельность с  другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идёт о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Совокупность отношений, скрепляющих гражданское общество, - по мнению Л.С. Мамута, - сложная система горизонтальных, одноуровневых связей, в которой практически нет места порядку субординации. Одновременно оно есть ещё и сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов. Для отличия государства и гражданского общества обратим внимание и на иные факторы. Напомним, что отношения между гражданами, их объединениями, союзами на уровне горизонтальных связей сроятся на началах равенства, свободы координации.

Их связи и отношения  преимущественно основываются на соглашениях, договорах.

Должностные лица и органы государственного управления связаны  отношениями субординации; каждый из них подчинён в порядке иерархии прямому вышестоящему начальнику (органу, учреждению).

Согласно действующему законодательству, гражданам разрешено всё, что не

запрещено законом. Должностным  лицам разрешено только то, что  предопределено их компетенцией или  предписано приказом.

Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности  только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

Анализируя проблему взаимодействия государства и гражданского общества, следует отметить, что формирование как первого так и второго не означает слияния, взаимного поглощения. Соответственно надо видеть определённые линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. В этой связи представляет интерес следующее суждение: государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность. Имеется в виду, в частности, что «неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает первое». Этот вывод и материал, рассмотренный выше, свидетельствует о том, что государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определённое единство.

 

Таким образом, все вышеуказанное, является доказательством тесной взаимосвязи гражданского общества и правового государства. Все это свидетельствует о неразрывности этих двух рассматриваемых понятий, поскольку они напоминают, образно говоря, две стороны одной медали. На самом деле, нельзя представить правовое государство без гражданского общества, потому что гражданское общество есть, с одной стороны, - предпосылка, то есть то, на чём основывается правовое государство, с чего нужно начинать его развитие. А, с другой, - фактор формирования. Это подразумевает наличие гражданского общества как обязательного элемента при становлении правового государства. Стоит отметить, что, чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство, и формирование гражданского общества протекает более успешно, если государство создаёт для этого благоприятные условия. Поэтому для более успешного достижения поставленной цели, в виде гражданского общества, необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства, ведь только в цивилизованном, демократическом государстве может сформироваться полноценное гражданское общество.

Таким образом, из вышеизложенного  следует, что формирование гражданского общества тесно связано с созданием правового государства. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно, поскольку оба института обусловлены единством интересов и единой целью – человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Многие учёные и мыслители  на протяжении сотен лет вырабатывали определённые концепции, связанные с идеями правового государства и гражданского общества.

Такие видные люди своих  времён как, Аристотель, Платон, Баден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие говорили в своих работах о  неком обществе, а также государстве, где право стоит во главе его.

Но так как они  ещё не знали понятия правового  государства – это были лишь предпосылки  и основа к большой теории, которой  было суждено занять умы большого количества людей в XVIII-XX веках. Официальную  свою историю правовое государство  нашло в работах немецких учёных начала XIX века, где впервые и встречается. В 1832 г. Роберт фон Моль делает первый юридический анализ данного термина и вводит его в научный оборот.

Таким образом, правовое государство – такой тип государства, который характеризуется главенствующей ролью права во всей деятельности страны, т.е. верховенством закона, взаимной обязанностью как гражданина перед государством, так и государства перед гражданином и чётким разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Основу правового государства  составляет саморегулирующееся гражданское  общество, которое объединяет свободных  граждан. В центре внимания такого государства  находится человек, его разнообразные  интересы.

Следовательно, гражданское  общество – это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. А правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Но необходимо отметить, что правовое государство как  воплощение справедливого, гармоничного устройства общественной жизни, создания и развития гражданского общества, покоящегося на народном суверенитете, - это скорее всего идеал, и в этом смысле поиски оптимального жизнеустройства в известной степени вполне оправданы.

Но рассмотрение теории правового государства и гражданского общества как концепции должного устройства общественной жизни (т.е. идеала) позволяет снять многие сомнения, обусловленные социальными разочарованиями в возможности полностью реализовать гуманистический потенциал правового государства и гражданского общества.

Информация о работе Функции государства