Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 04:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности;
- выделение формальных признаков функций государства;
- характеристика различных классификаций функций государства;
- рассмотрение основных внешних и внутренних функций;
- кратко рассмотреть основные функции Российского государства

Содержание работы

Введение ………………...........................................................................3
1 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………..4.....….1.1 Понятие "функции государства"…………………………………..…..4
1.2 Классификация функций……………………………………………..10
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………....15
2.1. Обеспечение народовластия…………………………………………...15
2.2 Экономическая функция………………………………………………..16
2.3. Социальная функция…………………………………………………..17
2.4. Экологическая функция…………………...…………………………..20
2.5. Налогообложение……………………………………………………22.
2.6. Защита прав и свобод граждан…………………………….………...21
3. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА…….….24
3.1. Интеграции в мировую экономику……………………………….…24
3.2. Поддержки иностранных инвестиций………………………………..25
3.3. Функция обороны………………………………………………….…..26
3.4.Функция поддержки мирового порядка……………………………..28
3.5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем…………………………………………………..……..…..29
4. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА….…..31
Заключение……………………………………………………….…..33
список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 70.10 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Теории государства и права

тема « Функции государства»

 

 

 

 

 

            Выполнил: студент  1 курса

  группа № ЮЗ  87 Бир.

  Ларин  Игорь Геннадьевич

  Адрес:(индекс) г. Биробиджан,

   ул. Осенняя, 5, кв. 8

 

 

 

г.Хабаровск,2008

 

план

 

Введение ………………...........................................................................3

1 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………..4.....….1.1 Понятие "функции государства"…………………………………..…..4

1.2 Классификация функций……………………………………………..10

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………....15

2.1. Обеспечение народовластия…………………………………………...15

2.2 Экономическая функция………………………………………………..16

2.3. Социальная функция…………………………………………………..17

2.4. Экологическая функция…………………...…………………………..20

2.5. Налогообложение……………………………………………………22.

2.6. Защита прав и свобод граждан…………………………….………...21

3. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА…….….24

3.1. Интеграции в мировую экономику……………………………….…24

3.2. Поддержки иностранных инвестиций………………………………..25

3.3. Функция обороны………………………………………………….…..26

3.4.Функция поддержки мирового порядка……………………………..28

3.5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем…………………………………………………..……..…..29

4. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА….…..31

Заключение……………………………………………………….…..33

список литературы…………………………………………….......34

 

 

 

 

Введение

Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.

Как известно, в истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В настоящее время процесс возникновения новых государств не завершился. Одни государства могут распадаться; другие государства объединяются в более крупные.

Таким образом, проблема появления государства не решена до конца. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения.

Процессы возникновения, распада и объединения государств приводят к изменению их функций - а именно характеристик того, как и что «делает» государство.

Государство есть сложная политическая организация со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой, которая выступает управляющей силой по отношению к обществу. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, того как социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет своё социальное значение.

Рассматривая вопрос о функциях государства, представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства.

Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:

- раскрытие понятия  функции государства, его неоднозначности;

- выделение формальных  признаков функций государства;

- характеристика  различных классификаций функций  государства;

- рассмотрение основных  внешних и внутренних функций;

- кратко рассмотреть  основные функции Российского  государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Понятие "функции государства."

Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.1

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Термин "функция" имеет в отечественной и зарубежной научной литературе далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане он рассматривается как "внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений"; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п. В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и"в соответствующей манере". Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие "функция" приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления

____________________________________________________

1. Клименко СВ., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Теис», 2004, стр. 5

деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

 В отечественных и зарубежных  академических источниках существуют  различные варианты трактовки  функций государства.

 Например, еще в 60-е годы в  рамках отечественной юридической  науки получило довольно широкое  распространение представление  о функциях государства как  о предметно-политической характеристике  содержания его деятельности 2.

 Не всеми авторами такое  представление о функциях тогда  разделялось, но, тем не менее, в  модернизированном виде оно в  значительной мере сохранилось  и по сей день. В подтверждение  сказанного можно сослаться на  определение понятия "функция  государства", в соответствии  с которым им охватываются  предмет и содержание деятельности  государства, а также способы  и средства ее обеспечения3.

 Еще раньше названного варианта  трактовки функций государства  в западной, а отчасти и в  отечественной юридической литературе  широко допускалось их отождествление  как основных направлений деятельности  государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось, например, в работах Г. Кельзена  при рассмотрении деятельности  государства как "чисто юридического  феномена", сугубо юридического  лица и как своеобразной корпорации. Не вдаваясь в проблемы разграничения  функций как основных направлений  деятельности и различных аспектов  самой деятельности, автор сосредоточил  свое внимание лишь на попытках  проведения различий между государством-корпорацией  и другими сопредельными с  ними корпорациями.

Государство, пишет в связи с этим Г. Кельзен в своей широко _________________________________

2Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960. С. 9-10; Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969. С. 8-11.

3 Теория государства и права. М., 2001. Вып. 2. С. 40.

 

известной работе "Общая теория права и государства", если рассматривать его как "чисто правовой феномен, как юридическое лицо", есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорации. "Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций"4.

 Отвечая на него, автор приходит  к выводу о том, что основное  различие между ним и другими  корпорациями заключается "в нормативном  порядке", который сам устанавливается  государственной корпорацией. С  юридической точки зрения, "проблема  государства-корпорации по своему  существу есть проблема национального  правового порядка".

 Помимо названных вариантов  понимания и трактовки функций  государства по этому вопросу  существуют и иные расхождения. В частности, понятие функций  иногда ограничивается представлением  об основных направлениях деятельности  государства лишь "по управлению  обществом" или, наоборот, расширяется  за счет включения в их понятие  и содержание "механизма государственного  воздействия на развитие общественных  процессов"5. Думаю при таком подходе в первом случае невольно упускаются из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.

 Во втором случае, как справедливо  подмечалось в учебной и научной  литературе, предпринимается ничем  не оправданная попытка смешения  функций государства в целом  с функциями его механизма, нередко  понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.

_________________________________________

4Kelsen H. Общая Теория Закона и государства. Нью-Йорк, 1961. стр. 181.

5Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1999. N 6. Ст. 98-108.

 

Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным в дальнейшем сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства. Что выделяет функции государства как явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем отличаются и характеризуются они?

 Отвечая на эти вопросы, необходимо  обратить внимание на следующие  их общие черты.

1. Функции государства имеют  комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности  государства они никогда не  отождествляются и не могут  отождествляться с самой деятельностью  или отдельными аспектами деятельности  государства. Содержание каждой  функции складывается из множества  однородных и однопорядковых  аспектов деятельности государства.

 Однако это не механическое  и тем более не стихийное  и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность  различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных  системах, построенных на однопартийной  основе, как это было, например, в  СССР, координирующую и направляющую  деятельность обычно выполняют  стоящие у власти политические  партии.

2. По своему характеру, содержанию  и назначению функции государства  никогда не бывают социально  выхолощенными, нейтральными. Они всегда  выражают и отражают социально-классовую  сущность и содержание конкретного  государства. В них неизменно  проявляется та реальная, социально  обусловленная и ориентированная  роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

 Речь идет при этом не  только о государствах различных  типов, государствах, существующих  в условиях различных общественно-экономических  формаций. Речь идет также и  об однотипных государствах, но  отличающихся друг от друга  различной экономической и социально-политической  ролью, различной степенью вмешательства  в решение вопросов экономики  и общества.

 В качестве примера могу сослаться на далеко не одинаковую роль буржуазного государства по отношению к экономике и обществу на ранних и на более поздних, включая современный, этапах развития капитализма. Эта роль, вопреки иногда высказываемому мнению, по мере становления и совершенствования в странах Запада рыночных отношений не только не ослабевала, а, наоборот, непрерывно возрастала.

 Это, в частности, нашло свое  отражение на ранних этапах  развития капитализма в теории "государства ночного сторожа", отражавшей идеи полного или, по крайней мере, минимального  вмешательства государства в  дела экономики и общества. А  на более поздних этапах - в  теории "государства всеобщего  благоденствия", символизировавшей  активную, многократно возросшую  роль государства в решении  вопросов экономики и общества.

Информация о работе Функции государства