Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 04:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности;
- выделение формальных признаков функций государства;
- характеристика различных классификаций функций государства;
- рассмотрение основных внешних и внутренних функций;
- кратко рассмотреть основные функции Российского государства

Содержание работы

Введение ………………...........................................................................3
1 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………..4.....….1.1 Понятие "функции государства"…………………………………..…..4
1.2 Классификация функций……………………………………………..10
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………....15
2.1. Обеспечение народовластия…………………………………………...15
2.2 Экономическая функция………………………………………………..16
2.3. Социальная функция…………………………………………………..17
2.4. Экологическая функция…………………...…………………………..20
2.5. Налогообложение……………………………………………………22.
2.6. Защита прав и свобод граждан…………………………….………...21
3. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА…….….24
3.1. Интеграции в мировую экономику……………………………….…24
3.2. Поддержки иностранных инвестиций………………………………..25
3.3. Функция обороны………………………………………………….…..26
3.4.Функция поддержки мирового порядка……………………………..28
3.5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем…………………………………………………..……..…..29
4. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА….…..31
Заключение……………………………………………………….…..33
список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 70.10 Кб (Скачать файл)

 Применительно к современному  Российскому государству, существующему  и функционирующему в переходный  период, можно с полной уверенностью  сказать, что, следуя общей тенденции  расширения роли и значения  государства в отношении экономики  и общества, его деятельность  и функциональная активность  по мере развития рыночных  отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать. Кардинальному изменению будут  подвергаться лишь сферы "приложения" деятельности государства, формы  и методы его воздействия на  окружающую экономическую и социально-политическую  среду.

3. В функциях государства прослеживается  прямая связь не только с  социально-классовой сущностью и  содержанием государства, но и  с его непосредственными, стоящими  перед ним на том или ином  этапе его развития основными  целями и задачами. Характер функций  определяется не только типом  государства, его социально-классовой  природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих  перед ним целей и задач. Приоритетность  и масштаб реализации первых  в значительной мере обусловливаются  важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения  целей и решения основных государственных  задач во многом зависят и  определяются характером этих  самых целей и задач.

 Так, в условиях войны или  надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и  обществом стоят задачи защиты  страны от нападения извне, на  первый план выступает функция  обороны. Ее приоритетность в  этот период не подлежит сомнению. В период же экономического  спада, а тем более экономического  кризиса, когда решаются задачи  стабилизации экономики и ее  подъема, на первом плане в  силу самих объективных обстоятельств  оказываются экономические функции.

 Последнее особенно отчетливо  проявляется в России в современный  период. От успешности решения  экономических функций целиком  и полностью зависит достижение  объективно стоящих перед обществом  и государством целей, осуществление  всех других государственных  функций.

4. Функции государства не следует  отождествлять с функциями его  отдельных органов или же государственных  организаций. Функции последних  хотя и имеют в большинстве  своем немалую значимость для  жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего  государства, относительно узким, локальным  характером.

 Если функции государства  охватывают собой всю его деятельность  в целом, активность всего государственного  аппарата или механизма, то функции  отдельных органов распространяются  лишь на его часть.

5. Функции государства отличаются  своими методами и формами  осуществления и не смешиваются  со сферами их приложения.

 В соответствии с теми  целями и задачами, которые стоят  перед государством на том  или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций  государство может использовать  и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения.

 Основными правовыми формами  деятельности государства при  этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и  правоохранительная деятельность  государства.

 Что же касается сфер приложения  функций государства, то они далеко  не всегда совпадают друг с  другом. В одной и той же  сфере деятельности государства  может осуществляться несколько  функций, и, наоборот, одна и та  же функция может проявляться  в нескольких сферах жизни  общества.

 

1.2 Классификация функций

Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. В юридической теории, а отчасти и в практике существует множество критериев классификации функций государства. Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности (постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные); от их социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); от сфер их "приложения" и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические); от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.

 Классификация функций государства  проводится также на основании  территориального масштаба, в пределах  которого они реализуются. В федеративном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

 В последние годы предпринимаются  попытки классификации функций  государства, базирующиеся на принципе  разделения властей. В соответствии  с данным критерием функции  подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие  и судебные. Авторы, проводящие такую  классификацию, поясняют, что особенность  данной классификации заключается  прежде всего в том, что "она  отражает механизм реализации  государственной власти" и что  каждая из названных функций  осуществляется, как правило, не  одним, а совокупностью государственных  органов, принадлежащих к определенной  ветви власти - законодательной, исполнительной  и судебной6.

Наряду с вышеназванными критериями существуют и иные основания классификации функций государства. Однако наиболее распространенными и широко признанными среди них являются такие критерии, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние - в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач.

 Внутренние функции государства  представляют собой основные  направления разнообразной внутренней  деятельности государства, обусловленные  необходимостью решения стоящих  перед ним внутренних задач.

 

 

____________________________

6 Теория государства и права / Отв. ред. Я.А. Катаев, В.В. Лазарев. Уфа, 1999. С. 166.

Задачи эти сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Кроме этого государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной, отдельно взятой сферы, охватывающие две и более сфер.

 В силу этого при определении  перечня внутренних функций государства  в научной и учебной юридической  литературе нередко их не только  напрямую связывают с различными  сферами жизни общества, но и  полностью отождествляют с ними. Таковой была, например, позиция  ряда авторов, классифицировавших  функции государства еще в 70-е  годы на функции политической  охраны строя (политическая функция), а также на экономическую, социальную  и идеологическую функции.7

 В настоящее время при  рассмотрении функций государства  также допускается иногда их  отождествление со сферами жизни  общества. Но оно имеет, как правило, не полный, а частичный характер. Дело заключается в том, что  при классификации функций и  выделении их из общей системы  основных направлений деятельности  государства наряду с такими  функциями, как экономическая, социальная, политическая и другие, полностью  совпадающими со сферами жизни  общества, рассматриваются также  и такие, которые не совпадают  с ними.

 Среди них, например, называются  в различных источниках такие  внутренние функции, как установление  и охрана правопорядка в обществе; охрана права собственности, прав  и свобод граждан; функция оказания  социальных услуг; функция обеспечения  народовластия; культурно-воспитательная; природоохранительная (экологическая); функция финансового контроля; другие  функции. Перечень данных и иных, подобных им, направлений деятельности  государства в большей степени  соответствует сложившемуся в  научной литературе представлению  о его внутренних 

________________________________________

7 Черноголовкин Н.В. Теория функции социалистического государства. М., 1970. С. 134-135.

 

функциях, нежели полное или частичное отождествление функции государства с основными сферами жизни общества.

 Внешние функции государства  представляют собой основные  направления деятельности государства, непосредственно связанные с  решением стоящих перед ним  на международной арене целей  и задач.

 Последние никогда не были  и практически не могут быть  одинаковыми для всех государственных  образований и государств. Они  зависят от характера существующего  в стране политического режима  и типов государств, от этапов  развития одного и того же  государства, от складывающейся  в мире международной обстановки, от характера взаимоотношений  сосуществующих друг с другом  государств.

 Цели и задачи, а вместе  с ними и некоторые функции  государства в решающей степени  зависят от его социально-классовой  сущности и содержания, социально-классовой  предопределенности и направленности, а также в значительной мере - от идеологической обусловленности. Нет и не может быть у  государства таких целей и  задач, а вместе с ними и  соответствующих функций, которые  бы не были обусловлены его  сущностью, содержанием, идеологическими  воззрениями правящих кругов, его  социально-классовым назначением.

 Идеологические и политические  установки особенно ярко прослеживались  в целях, задачах и внешних  функциях Советского государства. Среди них выделялись, например, такие функции, как функции взаимопомощи  и тесного сотрудничества с  государствами мировой системы  социализма; борьбы за мир и  мирное сосуществование со странами  капитализма; функция поддержки  национально-освободительных движений  и сотрудничества с развивающимися  странами, и др. Политические и  идеологические постулаты, составляющие  основу данных функций, содержались  не только в официальных партийных  документах, но и закреплялись  законодательно,

В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. В чем это проявляется?

Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности Российского государства, а следовательно, и его функций теперь должно состоять в непременном приоритете для нас российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений могут устанавливаться и осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; обороны; поддержания мирового порядка; внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.

 Данные и иные внешние  функции Российского государства  становятся в настоящее время  общепризнанными и общепринятыми  в научной литературе. Важно, чтобы  в реальной действительности  они осуществлялись на взаимовыгодной  для всех государств-субъектов  международно-правовых отношений  основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

2.1. Обеспечение народовластия.

Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.8

Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

- реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества).

  • обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими.
  • официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

Информация о работе Функции государства