Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:36, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в анализе сущности функций правовой культуры, их места и роли в правовом воздействии на отношения между людьми, их коллективами и организациями, а так же предполагает решение следующих основных задач:
- раскрыть существенные черты функции правовой культуры;
- сформулировать определение ее понятия;
- изучить основные элементы содержания функций
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие, содержание и виды функций правовой культуры……...5
1.1. Понятие функций правовой культуры………………………………….5
1.2. Содержание функций правовой культуры……………………………...7
1.3. Классификация функций правовой культуры…………………...…….11
Глава 2 Общесоциальные функции правовой культуры………………….14
2.1. Экономическая функция правовой культуры…………………………14
2.2. Политическая функция правовой культуры…………………………..15
2.3. Социальная функция правовой культуры……………………………..18
2.4. Идеологическая функция правовой культуры………………………...19
Глава 3 Специально-юридические функции правовой культуры………...21
3.1. Правопреобразующая функция правовой культуры………………….21
3.2. Регулятивная функция правовой культуры………………...…………23
3.3. Функция охраны прав и свобод граждан……………………………...25
3.4. Коммуникативная функция правовой культуры………………...……27
Заключение………………………………………………………………......30
Список использованных источников…...………………………………….32
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
Функции правовой культуры
Выполнил:
студент 5 курса, 4 группы,
юридического факультета БГУ
специальности «Правоведение»
заочной формы обучения
Иванченко Вадим Тимурович
_________________
(подпись студента)
Научный руководитель:
__________________
Минск
2014
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие, содержание и виды функций правовой культуры……...5
1.1. Понятие функций правовой культуры………………………………….5
1.2. Содержание функций правовой культуры……………………………...7
1.3. Классификация функций правовой культуры…………………...…….11
Глава 2 Общесоциальные функции правовой культуры………………….14
2.1. Экономическая функция правовой культуры…………………………14
2.2. Политическая функция правовой культуры…………………………..15
2.3. Социальная функция правовой культуры……………………………..18
2.4. Идеологическая функция правовой культуры………………………...19
Глава 3 Специально-юридические функции правовой культуры………...21
3.1. Правопреобразующая функция правовой культуры………………….21
3.2. Регулятивная функция правовой культуры………………...…………23
3.3. Функция охраны прав и свобод граждан……………………………...25
3.4. Коммуникативная функция правовой культуры………………...……27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…...………………………………….32
Введение
Курс на построение правового государства, взятый Республикой Беларусь после распада СССР, потребовал кардинального реформирования всех сторон жизни общества. Практическое решение экономических, социальных, политических и других проблем во многом зависит от общего уровня развития и качественного состояния правовой культуры общества и отдельной личности. Эффективное функционирование правовой системы, совершенствование юридической деятельности и практики, укрепление законности и правопорядка в обществе, также во многом определяется уровнем правовой культуры.
Именно поэтому, актуальным направлением остается исследование общих вопросов правовой культуры, и в особенности ее функций, так как они определяют работу всего государственного аппарата, его звеньев, деятельность граждан, их коллективов и организаций. Комплексное исследование функций правовой культуры позволяет раскрыть ее сущностные черты, место и роль в правовой системе общества. Так, уяснение творчески-организационной роли правовой культуры обеспечивается с помощью ее общесоциальных функций (экономической, политической, социальной, идеологической, и др.). Специально-юридические функции (охраны прав и свобод граждан, правопреобразующая, регулятивная, коммуникативная, и др.) отражают своеобразие воздействия правовой культуры на реальную действительность, способствуют проведению эффективной правовой политики государства.
Представления о правовой культуре, ее функциях, существовавшие в отечественном правоведении советского периода, формировались в рамках марксистско-ленинского правопонимания. С середины 60-х годов двадцатого века наметилось более глубокое изучение вопросов правовой культуры и предметом анализа, прежде всего, стала сущность этого феномена, его структура и место в системе других правовых явлений. Исследовалась также роль правовой культуры в совершенствовании правотворческой и правоприменительной деятельности, разрабатывались пути воздействия правовой культуры на правовое воспитание граждан, законность и правопорядок. Особое внимание уделялось профессиональной правовой культуре представителей государственных и правоохранительных органов.
Объектом исследования является правовая культура, предметом – ее функции, представляющие собой относительно обособленные направления прогрессивного ее воздействия на различные сферы жизнедеятельности личности и общества.
Цель настоящей работы состоит в анализе сущности функций правовой культуры, их места и роли в правовом воздействии на отношения между людьми, их коллективами и организациями, а так же предполагает решение следующих основных задач:
- раскрыть существенные черты функции правовой культуры;
- сформулировать определение ее понятия;
- изучить основные элементы содержания функций;
- осуществить научно обоснованну
- выявить специфику общесоциальных функций;
- рассмотреть особенности
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью диалектического метода и основанных на нем современных общенаучных и частнонаучных методов и методик познания функций правовой культуры.
Главное внимание в рамках системной методологии уделено деятельностному, структурному, функциональному, формально-логическому, социологическому, юридическому и иным подходам и направлениям научного поиска.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих одинадцать параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Понятие, содержание и виды функций правовой культуры
1.1. Понятие функций правовой культуры
Анализ ряда точек зрения по поводу понятия правовой культуры позволяет нам сформулировать свое определение. Правовая культура - это разновидность духовно-материальной культуры, представляющая собой систему юридических ценностей, отражающую качественное состояние правовых явлений и процессов, уровень совершенства законодательства, правосознания и юридической практики, правового развития личности и т.п., которая прогрессивно влияет на формирование всех сфер жизнедеятельности общества. Указанная дефиниция будет методологически исходной при характеристике функций правовой культуры.
Принципиально важным при исследовании функций правовой культуры является уяснение самого понятия «функция», определение его содержания.
Исходя из общенаучного понимания функций социальных явлений, учения о функциях права и юридической практики, можно говорить и о функциях. Общенаучное понимание функций настолько богато и многообразно, что должно быть предметом самостоятельного изучения, однако без обращения к опыту таких наук как философия, социология, культурология невозможно уяснение сущности функций правовой культуры.
В философии и социологии под функцией понимается роль, которую социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов, а также зависимость, наблюдаемую между различными социальными явлениями и процессами в рамках данной общественной системы. [1, c.751] Согласимся, что через понятие «роль» выражается одна из важнейших сторон функции, но этим ее содержание не исчерпывается.
Функция определяется и через «социальное назначение», под которым имеется в виду цель, то, что нужно достигнуть с помощью какой-либо деятельности, потенциальная роль и возможность. [2, с.21] Однако данное мнение не позволяет рассматривать функцию как процесс, сводя все лишь к желаемому результату.
На наш взгляд, не правы и те авторы, которые считают, что функции - это цели и задачи. Эти понятия не совпадают, хотя и тесно связаны между собой. Цель — это желаемый результат, предмет стремления и достижения. Задача - это то, что требует исполнения, разрешения. Как раз цели и задачи определяют наличие и существование определенных функций, их конкретное содержание.
Распространено в науке и мнение, что под «функциями понимаются последовательно сменяющиеся стадии управленческого цикла».
Подобный подход ведет к отождествлению функции и элементов процессуальной формы деятельности, что, как отмечалось в юридической литературе, неверно по существу и вносит значительную путаницу в категориально-понятийный аппарат науки .
А.П. Глебов включает в понятие функций государственно-правовых явлений их социальное назначение («должное») и практическую деятельность по реализации социального назначения («сущее»). [3, с.144-145] Однако, социальное назначение любого явления отражает его потенциальную роль, возможность, является направляющим моментом его воздействия на общественные отношения. Поэтому неоправданно включение в понятие функции практической деятельности по реализации социального назначения как сущностного аспекта функции.
Мы разделяем мнение, согласно которому функция рассматривается в качестве направления воздействия на реальную действительность, в которой отражается сущность явления, его назначение и закономерности развития. [4, с.190] Данное определение позволяет объединить то ценное, что отмечено другими исследователями, показать целенаправленность воздействия любого явления в процессе его функционирования.
Важное значение в связи с этим приобретает изучение функций права, как неразрывно связанного с правовой культурой явления, во многом определяющего ее сущность. Воздействие права на общественные отношения не проходит само по себе, его осуществляет вся правовая система, в том числе и правовая культура.
Таким образом, под функциями следует понимать относительно обособленные прогрессивные направления воздействия правовой культуры на сознание и поведение людей, их коллективов и организаций, все сферы общественной и личной жизни, в которых проявляется её сущность, социальная и специально-юридическая роль и назначение в механизме правового регулирования общественных отношений.
1.2. Содержание функций правовой культуры
Под содержанием того или иного явления в научной и философской литературе понимается единство составляющих его частей и элементов. Изучение содержания функций правовой культуры позволит более глубоко уяснить характер и механизм воздействия правовой культуры на социальные отношения. При рассмотрении содержания функций правовой культуры возьмем за основу имеющиеся в правовой литературе взгляды на содержание функций права и других правовых явлений.
Некоторые авторы определяют содержание функций права довольно абстрактно, считая, что оно выражается в самом воздействии права на определенную группу общественных отношений. [5, с.50] При таком понимании невозможно выделить основные свойства, части и элементы, из которых состоит любая функция правовой культуры.
Более предпочтителен, на наш взгляд, деятельностный подход к определению содержания функций любого явления. Принцип деятельности, как отмечается в юридической литературе, должен занимать одно из ведущих мест в современной методологии правоведения. Указанный подход позволяет соединить юридические аспекты исследования правовых явлений и процессов с философскими, социологическими, психологическими и иными видениями правовой культуры. Суть указанного подхода в отношении объекта нашего исследования заключается в том, что любая функция правовой культуры рассматривается как процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением в жизни правовых ценностей.
Таким образом, содержание любой функции составляют: а) правовые и фактические основания; б) объекты; в) субъекты; г) конкретные их действия и операции; д) средства, способы и методы их осуществления; е) цели-задачи; ж) достигнутые результаты (юридические и общесоциальные).
В качестве правовых оснований содержания функций ПК выступают разнообразные международные и внутригосударственные правовые акты, а также другие правовые акты (интерпретационные, правоприменительные и иные индивидуальные акты). Важнейшее место в этой системе занимает Конституция Республики Беларусь, закрепляющая основы функционирования правовой культуры во всех сферах социальных отношений. Фундаментальный характер имеют положения о том, что человек, его права и свободы как высшая ценность (ст.2) признаются и гарантируются государством (ст. 21). [6, с.3, с.6]
Международно-правовые акты играют весьма значительную роль при осуществлении функций правовой культуры.
Во-первых, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8). [6, с.3] Более того, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяется правило международного договора.
Во-вторых, правовые культуры различных стран оказывают активное влияние друг на друга. В этом процессе нормы международного права задают ориентиры и определяют его рамки. В-третьих, в любом национальном законодательстве могут быть пробелы и противоречия, мешающие реализации функций правовой культуры. В таком случае возможно применение аналогии закона или аналогии права, либо общепризнанных норм и принципов международного права.
Фактическими основаниями функций правовой культуры выступают разнообразные обстоятельства реальной жизни.
Объектом функции в самом общем виде следует считать то, на что направлено воздействие правовой культуры, что претерпевает влияние в процессе реализации ее функций. На первый взгляд, объектом любой из функций следует признать общественные отношения во всем их многообразии. Как пишет Ю.Г. Ткаченко, «при рассмотрении функций права в юридической литературе не возникает спора об объекте, на который функции направлены. Для всех очевидно, что ими являются общественные отношения в той или другой сфере общественной жизни». [7, с.34]