Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:36, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в анализе сущности функций правовой культуры, их места и роли в правовом воздействии на отношения между людьми, их коллективами и организациями, а так же предполагает решение следующих основных задач:
- раскрыть существенные черты функции правовой культуры;
- сформулировать определение ее понятия;
- изучить основные элементы содержания функций
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие, содержание и виды функций правовой культуры……...5
1.1. Понятие функций правовой культуры………………………………….5
1.2. Содержание функций правовой культуры……………………………...7
1.3. Классификация функций правовой культуры…………………...…….11
Глава 2 Общесоциальные функции правовой культуры………………….14
2.1. Экономическая функция правовой культуры…………………………14
2.2. Политическая функция правовой культуры…………………………..15
2.3. Социальная функция правовой культуры……………………………..18
2.4. Идеологическая функция правовой культуры………………………...19
Глава 3 Специально-юридические функции правовой культуры………...21
3.1. Правопреобразующая функция правовой культуры………………….21
3.2. Регулятивная функция правовой культуры………………...…………23
3.3. Функция охраны прав и свобод граждан……………………………...25
3.4. Коммуникативная функция правовой культуры………………...……27
Заключение………………………………………………………………......30
Список использованных источников…...………………………………….32
Основным компонентом политической и правовой культур является идеология, опыт, традиции, а объектами - политическая и правовая системы и их структурные элементы. Идеология, опыт, традиции обусловливают сознание и поведение индивида в обществе, что находит отражение в политической и правовой системах.
Право и политика - две связанные сферы общественной жизни, их взаимоотношения двусторонни: с одной стороны государство санкционирует и конституирует систему права, делая её публичной, всеобщей, с другой стороны государство поддерживается и обеспечивается правом. Право и политика не подчиняются друг другу, они самостоятельны, тесно связаны между собой и существенным образом влияют друг на друга.
Политика и право, отражая потребности экономики и социальной системы, постоянно взаимодействуют друг с другом. Правовая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического руководства. Право определяет границы и возможности деятельности правящих структур, поэтому подчинение праву властвующих субъектов выступает важнейшей предпосылкой легитимации политического режима и обеспечения его стабильности. Их связи, выраженные в форме взаимной поддержки, согласованности содержания, расширяют их социальную базу, если же они существуют в форме противоречий, рассогласованности, то это ведет к инфляции политических и правовых решений. [16, с.11-12]
В современную эпоху вопрос о политической функции правовой культуры и взаимодействии права с политикой приобретает важнейшее значение. Право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно для всех, а права и обязанности равны для всех граждан. Это возможно только в условиях действия подлинно демократических реформ.
Политическая функция реализуется в воздействии на политику по различным направлениям. Прежде всего, посредством права конституционно закрепляется общественно-политический строй общества, определяется правовой статус всех структурных элементов политической системы.
Право придает легитимность политической власти и политическим решениям, обеспечивает органам власти поддержку населения. В правовую форму облекаются отношения государственной власти, взаимоотношения между государственными органами, политическими партиями, общественными организациями и гражданами, взаимосвязи с другими государствами. В результате такого соединения регулятивных возможностей обеих сфер государственная власть приобретает необходимую стабильность, ограждая общество от крайностей политической конкуренции.
Важными направлениями реализации политической функции правовой культуры являются политическая социализация, преодоление правового нигилизма и популизма. Политическая социализация заключается в повышении политической активности граждан, вовлечении их деятельность политических организаций, побуждении активно участвовать в проводимых избирательных кампаниях. [18, с.17]
Важнейшей задачей, стоящей перед политической функцией является преодоление абсентеизма, то есть равнодушного отношения к политической жизни, уклонения от участия в ней.
2.3.Социальная функция правовой культуры.
Реформирование общественной жизни в современных условиях породило множество противоречивых социальных процессов, резко обострило противоречия между государством и личностью: продолжает снижаться уровень реальных денежных доходов населения, усиливается имущественное расслоение, растет число людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Потеря доходов - далеко не единственная причина социальной незащищенности. Рост преступности, национальные конфликты, нестабильная политическая обстановка отрицательно влияют на решение социальных проблем. В этой связи — социальная функция правовой культуры является важным фактором их преодоления.
Содержание социальной функции включает в себя следующие элементы:
- качество и правовой характер
действующего социального
законодательства;
юридические действия по обеспечение социальных прав граждан;
В основе реализации социальной функции должен лежать принцип социальной безопасности граждан. Понятие «социальная безопасность» включает обеспечение всех социальных и экономических прав и свобод, которые защищают человека от негативных последствий влияния рынка, включая право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, поскольку это составляет основу материального существования человека.
Конституционное закрепление социального характера государства повышает роль социальной функции правовой культуры среди остальных функций. Именно она должна определять содержание и направления развития всех общесоциальных функций (экономической, политической, экологической и др.). В свою очередь, эффективная реализация перечисленных функций существенно повышает возможности социальной функции. В этом проявляется их тесная взаимосвязь.
Особое место в осуществлении социальной функции занимает совершенствование трудового, жилищного и пенсионного законодательства, являющегося ее юридическим основанием.
Задачей социальной функции является оформление и распространение в обществе идей социального государства. Длительное время в западной литературе эффективным считалось «государство благоденствия (благосостояния)». В настоящее время эта концепция пересматривается, так как в последние годы предпочтение отдается идее «трудового государства (государства, благоприятствующего труду». Согласно современному подходу социальное государство должно обеспечивать только основные нужды человека (прожиточный минимум, основное образование, инфраструктуру, здравоохранение) в тех объемах, которые позволяют реальные возможности общества. [19, с.11-12] Подобная концепция отвергает иждивенчество человека, требует повышения социальной активности каждого, воспитывает у индивида чувство ответственности не только за себя, но и за свою семью, детей, родителей и близких людей. Именно эта идея должна лежать в основе реализации социальной функции правовой культуры.
2.4. Идеологическая функция правовой культуры
Как сложное многоуровневое явление правовая культура влияет на формирование мировоззрения всех членов общества. Это воздействие на сознание людей настолько очевидно, что в литературе выделяется нравственно-правовая культура, под которой понимается «состояние правовой жизнедеятельности общества, которая характеризуется уровнем развития регулятивных свойств права, правовых ценностей, морально-нравственных идеалов, а также мерой усвоения права, степенью раскрытия и реализации на этой основе творческих возможностей членов общества». [20, с.10-11]
Назначение идеологической функции заключается в создании идейных основ общества, выработке социальных, политических принципов и ориентиров. Согласимся с мнением О.В. Мартышина, что идеологический плюрализм, идеологическая терпимость не равнозначны отсутствию идеологии и деидеологизации. Глава государства, глава правительства, политическая партия, движение не могут не руководствоваться каким-то мировоззрением, какими-то идеологическими принципами, которые они, будучи наделены публичной властью, пытаются осуществить через государство. [21, с.13]
Преобразования, переживаемые российской правовой системой, как уже отмечалось, крайне противоречивы. С одной стороны, налицо попытки демократизации, либерализации законодательства с целью создания «открытого общества», способного соответствовать современным международным стандартам, с другой - глубокий кризис правовой культуры, связанный как с негативным воздействием прошлого, так и с поспешными правовыми преобразованиями.
Национальная правовая культура в современных условиях не может существовать изолированно, обособленно от внешних общемировых экономических, политических, социальных процессов. Правовое развитие возможно только при условии использования накопленного правового опыта, как всей мировой правовой системы, так и собственного государства. Важное место в этом процессе занимает взаимодействие национальных правовых систем. Однако до настоящего времени его формам не уделялось должного внимания.
Глава 3. Специально-юридические функции правовой культуры
3.1. Правопреобразующая функция правовой культуры
Правопреобразующая функция (креативная - от лат. creation - созидание) направлена на проведение правовых реформ, совершенствование содержания и форм выражения права, всей его системы, формирование новой юридической политики и идеологии, повышение качества всех видов и подвидов юридической практики, создание достаточно развитой правовой системы общества в целом. [22, с.70]
Именно в данной функции должно проявиться активное созидательное начало трех составляющих правовой культуры: права, юридической практики и правосознания. По мнению В.П. Сальникова, рассматриваемая функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию и становлению правового государства и гражданского общества, по согласованию общественных, групповых и личных интересов. Ее задача заключается в том, чтобы поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни, обеспечить социальную справедливость и возможности всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность, порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль, человеческое достоинство и свобода выбора. [23, с.371]
Итак, построение правового государства и укрепление гражданского общества - важнейшая цель, стоящая перед правопреобразующей функцией. Во все времена идея правового государства и процесс его формирования противопоставлялись как антипод деспотизма правления, абсолютизма власти, полицейского государства. В настоящее время правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия.
Современное понимание правового государства, как элемент правовой культуры общества, включает в себя такие принципы, как связанность исполнительной власти правом и законом; ограничение усмотрения и пространства для администрирования; запрет обратной силы законов; правовое равенство и равное пользование правом; всеохватывающая судебная защита гражданина от незаконных административных актов; четкость принципов судебного процесса; ответственность государства за действия своих органов; компенсация государством ущерба, причиненного гражданину своим вмешательством; наличие института конституционной жалобы. [24, с.11-12]
Правопреобразующая функция заключается
не столько в
активизации правотворческого процесса,
сколько в повышении качества принимаемых
законов. Недопустимо принятие законов,
страдающих излишней декларативностью
и неопределенностью. В них зачастую отсутствует
механизм реализации закрепленных норм,
имеет место нечеткость нормативных предписаний.
Таким образом, одним из результатов правопреобразующей функции правовой культуры должен стать высокий уровень культуры правотворчества, выражающийся в высокопрофессиональной, грамотной работе парламентариев, в использовании достижений правовой науки и парламентской практики, совершенстве языка и стиля нормативных актов
Другим направлением реализации рассматриваемой функции является реформирование системы государственного управления, выбор ее наиболее оптимальной формы.
Специфика правовой культуры состоит в том, что с одной стороны ее уровень и состояние в значительной мере зависят от функционирования самой государственной власти, а с другой - сама правовая культура активно воздействует на процесс функционирования системы государственного управления, способствует повышению эффективности его действия. В силу сложившихся традиций именно государству, его органам, должностным лицам принадлежит ведущая роль в формировании высокого уровня правовой культуры общества. Актуальнейшей на сегодняшний день задачей является повышение уровня правовой культуры, прежде всего, представителей государственных структур, учреждений, организаций, государственных служащих. [25, с.137]
3.2. Регулятивная функция правовой культуры
Под регулятивной функцией правовой культуры традиционно понимается с одной стороны процесс создания соответствующих юридических идеалов, правовых принципов и норм, стандартов эталонов деятельности разнообразных субъектов права, а с другой привнесение этих явлений в общественную жизнь с целью упорядочения общественных отношений, удовлетворения личных и общественных потребностей и интересов. [26, с.70]
Значение данной функции заключается в том, что созданные наиболее юридически грамотными членами общества идеи, отражающие прогресс в развитии общественных отношений, овладевают сознанием большинства и воплощаются в реальных поступках. Ее задача — превращение правовых предписаний в привычку, во внутреннее убеждение личности, повышение правовой культуры индивида.
Важнейшее место в осуществлении данной функции принадлежит праву. Именно нормы права являются тем важнейшим структурным элементом, который приводит в действие всю систему правовой культуры. Сформированные обществом модели поведения отражаются в нормах права, конкретизируются в правах и обязанностях участников общественных отношений, предусматривают возможные негативные последствия в виде вариантов юридической ответственности за отказ от реализации этих моделей. Нормы права порождают разнообразную юридическую деятельность, которая основана на них и реализуется в порядке, установленном ими. В процессе этой деятельности формируется представление о действующем и желаемом праве, закрепленные в нормах модели усваиваются индивидом и превращаются в его внутренние потребности и идеалы.