Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности понятия «Функции государства». В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Осветить определение функций государства;
2. Проследить эволюцию определения функций государства;
3. Рассмотреть классификацию функций государства;
4. Формы осуществления функций государства.
Введение………………………………………………………………………………………….4
Глава 1. Понятие, содержание и признаки функций государства…………………………...5
Глава 2.Эволюция функций государства………………………………………………………9
Глава 3. Внутренние функции государства……………………………...……………………13
Глава 4. Внешние функции государства……………………………………………….……..18
Заключение…………………………………………………………………………………..….21
Список литературы……………………………………………………………………..………
Формальное искоренение
отдельных видов и групп
Одним из приоритетов уголовной политики цивилизованных стран является охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности от преступлений. Статистическим критерием такого приоритета может служить число граждан, защищенных от преступных посягательств, или число граждан, чьи интересы защищены в уголовном судопроизводстве.
Борьба с правонарушениями – важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости.
Экологическая функция государства реализуется в охране окружающей природной среды. Обязанность всех кто находится на территории РФ беречь окружающую среду закреплена в Конституции РФ. Экологическая функция является жизненно важным направлением деятельности любого государства. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, регламентирующее защиту и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов. Оно предусматривает как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы.
Гуманитарная функция государства налагает на него особую ответственность за развитие науки, культуры, образования.
Глава 4. Внешние функции государства
Внешние функции государства – основные направления деятельности государства на международной арене. К их числу относятся: оборонная функция – направлена на защиту государственного суверенитета, границ, территории страны от нападения извне, организацию таможни, решение иных вопросов обеспечения национальной безопасности; дипломатическая и торгово-экономическая функции – направлены на установление и развитие взаимовыгодных равноправных политических, экономических, культурных и других отношений внешнеэкономического партнерства, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств мирового сообщества; борьба за мир и мирное существование, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами, обуздание агрессоров; участие в деятельности международных и межгосударственных организаций по урегулированию военных и политических конфликтов, контроль за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира; культурный, научный и информационный обмен с иными государствами, решение общечеловеческих проблем; взаимодействие с другими странами по вопросам охраны окружающей среды и созданию необходимых условий экологического выживания мирового сообщества, решение глобальных проблем современности.
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене:
Взаимовыгодное сотрудничество
с другими государствами, а именно,
установление и развитие равноправных
дипломатических, экономических, политических,
культурных отношений, отстаивание
собственных национальных интересов.
Важное место здесь занимает участие
государства в международном
разделении труда, кооперации и специализации
производства, обменах технологиями,
кредитно-финансовых связях. Некоторые
крупномасштабные проекты не под
силу реализовать одному, отдельно
взятому государству. Это такие
функции как борьба с международным
терроризмом, совместное освоение космоса,
проведение военно-миротворческих операций.
Государства участвуют в
Функция национальной обороны
включает в себя укрепление оборонной
мощи государства, а именно повышение
боеспособности и боеготовности
вооруженных сил, выработку военной
доктрины, охрану государственных границ,
внешнюю разведку и контрразведку,
организацию гражданской
Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.
Главной целью практической
деятельности государства и общества
в оборонной сфере является совершенствование
военной организации для
Подавляющее большинство современных государств восприняло оборонительную доктрину, суть которой состоит в создании оптимальной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. Такой подход к вопросам военного противоборства в значительной мере снижает возможность возникновения войн в жизни народов, предполагая в будущем перспективу их постепенного исчезновения. Понятие функции государства емко и многогранно. Оно включает в себя всю систему мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.
Не случайно основы государственного управления обороны и безопасности закреплены в Конституции РФ.
Основным субъектом
В соответствии с этим положением
обязанности Верховного главнокомандующего
вооруженных сил Российской Федерации
возложены на Президента РФ, который
также утверждает военную доктрину
Российской Федерации, и вправе в
случае агрессии против России или
от непосредственной угрозы вводить
на территории Российской Федерации
или в отдельных ее местностях
военное положение с
Кроме того именно на Президента, являющегося главой государства и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, возложена обязанность в установленном основным законом порядке принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности возложены на Правительство Российской Федерации.
Оборонная деятельность государства базируется не его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений.
1. Укрепление оборонной мощи страны;
2. Повседневное
3. Охрана государственных границ;
4. Организация гражданской обороны;
5. Военное обучение запаса вооруженных сил.
Функция защиты граждан, находящихся за пределами государства.
Государство обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство.
Функция культурного и научно-технического сотрудничества.
Культурное и научно-
Заключение
В формулировании определенной цели государства проявляется его социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи, что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций. Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне реализации функций государства его задачи останутся неосуществленными. Функции государства – это не его задачи, хотя и связаны с ними и даже напрямую зависят от них. Однако при всей своей значимости задачи не являются первоосновой для развития государства и его функций, так как они сами происходят из экономических и политических потребностей общества, определяются закономерностями его развития и зависят от национально –исторической и иной специфики каждого государства.
Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и, особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При этом следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции, совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и что с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций: появляются новые функции, большая часть существующих трансформируется и наполняется иным содержанием.
Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития общества, а также в зависимости от изменений его социально-политического строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений деятельности государства включаются функция подавления сопротивления классовых, национальных и иных противников и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических обществах с их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская функция и функция охраны социалистической собственности.
Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его политическая природа, которая в свою очередь выражает характер породившего его общества. Следует указать и на новые направления в решении вопросов о функциях государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано все общество. Все это представляет собой цели (или задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности — осуществления политической власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти— законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти — надзорная).
Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями, Так, исполнительная власть (президент, правительство) помимо исполнительской деятельности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой мере судебные полномочия (разрешение споров государственных органов, входящих в систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушения норм права должностных лиц, привлечение к материальной ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в определенной, установленной законом части мер административной ответственности и т.п.). Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные функции: исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную (вопросы ответственности депутатов, например). Судебная же власть наряду с основной выполняет и другие функции (руководящие разъяснения пленума Верховного суда РФ, законодательная инициатива, деятельность судебных исполнителей.
Список литературы
1. Конституция РФ,1993
2. Семёнов В.И. Теория государства и права. - Москва, 2002.
3. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. №3.
4. Габер В.А. Функции государства. Москва, 2000.
5. Черноголовкин Н.В. Указ. соч.; Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. Москва, 1998.
6. Жигуленков М. В.Функции государства// Право и политика №5,2001
7. Морозова Л. А.Общая теория права и государства. Учебник- Москва: Юристъ, 1996
8. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. Москва, "Юристъ" 2000.
9. Венгеров А.В. Теория государства и права. – Москва: Юриспруденция. 2001.
10. Жеругов Р.Т.. Теория государства и права. Москва: " Правовед" 2003
11. Диаконов В.В Учебное пособие по теории государства и права– Москва, 2004
12. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.К. Бабаева. – Москва, 2005.
13. Теория государства и права: учебник для вузов. Под. Ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д, Перевалова – 2ое изд. 2002 г.
1 Теория государства и права: курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – 2 изд. Москва 2004 г.
2 Общая теория государства и права. Морозова Л.А учебник – Москва 1996 г.
3 Теория государства и права: учебник для вузов. Под. Ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д, Перевалова – 2ое изд. 2002 г.
4 Теория государства и права: курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – 2 изд. Москва 2004 г.