Функции современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности понятия «Функции государства». В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Осветить определение функций государства;
2. Проследить эволюцию определения функций государства;
3. Рассмотреть классификацию функций государства;
4. Формы осуществления функций государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….4
Глава 1. Понятие, содержание и признаки функций государства…………………………...5
Глава 2.Эволюция функций государства………………………………………………………9
Глава 3. Внутренние функции государства……………………………...……………………13
Глава 4. Внешние функции государства……………………………………………….……..18
Заключение…………………………………………………………………………………..….21
Список литературы……………………………………………………………………..………

Файлы: 1 файл

функции.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)

Формальное искоренение  отдельных видов и групп преступлений в той или иной стране происходит лишь путем декриминализации. Например, семьдесят лет мы ожесточенно  боролись со спекуляцией. К уголовной  ответственности было привлечено около  миллиона человек. А сейчас спекуляция считается одной из форм нормальной экономической деятельности. В истории  уголовного права любой страны только за последнее столетие можно найти  сотни таких примеров.

Одним из приоритетов уголовной  политики цивилизованных стран является охрана прав и свобод человека и  гражданина, собственности, общественного  порядка и общественной безопасности от преступлений. Статистическим критерием  такого приоритета может служить  число граждан, защищенных от преступных посягательств, или число граждан, чьи интересы защищены в уголовном  судопроизводстве.

Борьба с правонарушениями – важная, но не главная сторона  правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости.

Экологическая функция государства  реализуется в охране окружающей природной среды. Обязанность всех кто находится на территории РФ беречь окружающую среду закреплена в Конституции РФ. Экологическая функция является жизненно важным направлением деятельности любого государства. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, регламентирующее защиту и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов. Оно предусматривает как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы.

Гуманитарная функция  государства налагает на него особую ответственность за развитие науки, культуры, образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Внешние  функции государства

Внешние функции государства  – основные направления деятельности государства на международной арене. К их числу относятся: оборонная функция – направлена на защиту государственного суверенитета, границ, территории страны от нападения извне, организацию таможни, решение иных вопросов обеспечения национальной безопасности; дипломатическая и торгово-экономическая функции – направлены на установление и развитие взаимовыгодных равноправных политических, экономических, культурных и других отношений внешнеэкономического партнерства, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств мирового сообщества; борьба за мир и мирное существование, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами, обуздание агрессоров; участие в деятельности международных и межгосударственных организаций по урегулированию военных и политических конфликтов, контроль за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира; культурный, научный и информационный обмен с иными государствами, решение общечеловеческих проблем; взаимодействие с другими странами по вопросам охраны окружающей среды и созданию необходимых условий экологического выживания мирового сообщества, решение глобальных проблем современности.

Внешние функции государства  представляют собой основные направления  деятельности государства на международной  арене:

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, а именно, установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений, отстаивание  собственных национальных интересов. Важное место здесь занимает участие  государства в международном  разделении труда, кооперации и специализации  производства, обменах технологиями, кредитно-финансовых связях. Некоторые  крупномасштабные проекты не под  силу реализовать одному, отдельно взятому государству. Это такие  функции как борьба с международным  терроризмом, совместное освоение космоса, проведение военно-миротворческих операций. Государства участвуют в различных  международных организациях, блоках, союзах.

Функция национальной обороны  включает в себя укрепление оборонной  мощи государства, а именно повышение  боеспособности и боеготовности  вооруженных сил, выработку военной  доктрины, охрану государственных границ, внешнюю разведку и контрразведку, организацию гражданской обороны.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения  извне. В военное время эта  функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение  всех сил страны для достижения победы.

Главной целью практической деятельности государства и общества в оборонной сфере является совершенствование  военной организации для обеспечения  возможного адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникать, при рациональных затратах на оборону.

Подавляющее большинство  современных государств восприняло оборонительную доктрину, суть которой  состоит в создании оптимальной  достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. Такой подход к вопросам военного противоборства в значительной мере снижает возможность возникновения войн в жизни народов, предполагая в будущем перспективу их постепенного исчезновения. Понятие функции государства емко и многогранно. Оно включает в себя всю систему мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.

Не случайно основы государственного управления обороны и безопасности закреплены в Конституции РФ.

Основным субъектом обеспечения  национальной безопасности является государство. Причем по Конституции Российской Федерации  вопросы обороны и безопасности, оборонного производства, определение  порядка продажи и покупки  оружия, боеприпасов, военной техники  и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств  и порядок их использования отнесены к ведению Российской Федерации.

В соответствии с этим положением обязанности Верховного главнокомандующего вооруженных сил Российской Федерации  возложены на Президента РФ, который  также утверждает военную доктрину Российской Федерации, и вправе в  случае агрессии против России или  от непосредственной угрозы вводить  на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе.

Кроме того именно на Президента, являющегося главой государства  и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, возложена  обязанность в установленном  основным законом порядке принимать  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности возложены на Правительство Российской Федерации.

Оборонная деятельность государства  базируется не его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений.

1. Укрепление оборонной  мощи страны;

2. Повседневное совершенствование  вооруженных сил, постоянное повышение  их боеспособности и боеготовности.  Военные организации выполняют  задачи государственного управления  в сфере обороны и безопасности, и непосредственно участвуют  в обороне страны с использованием  средств вооруженной защиты;

3. Охрана государственных  границ;

4. Организация гражданской  обороны;

5. Военное обучение запаса  вооруженных сил.

Функция защиты граждан, находящихся  за пределами государства.

Государство обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку  и покровительство.

Функция культурного и  научно-технического сотрудничества.

Культурное и научно-техническое  сотрудничество осуществляется в различных  формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной  энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между  государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной  организацией демократической молодежи, Международным советом научных  союзов, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В  рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен  музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам  науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями  культуры, спортсменами.

Заключение

   В  формулировании  определенной  цели  государства   проявляется   его социальное назначение. Для ее достижения  нужно  решить  конкретные  задачи, что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций. Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне  реализации функций  государства  его  задачи   останутся   неосуществленными.   Функции государства – это не его задачи, хотя и  связаны  с  ними  и  даже  напрямую зависят от  них.  Однако  при  всей  своей  значимости  задачи  не  являются первоосновой для развития государства  и  его  функций,  так  как  они  сами происходят  из   экономических   и   политических   потребностей   общества, определяются закономерностями  его  развития  и  зависят  от  национально  –исторической и иной специфики каждого государства.

    Любые  государства,  находящиеся  на  одном  этапе   развития,   имеют одинаково звучащие функции, хотя отличия в их  содержании,  а  тем  более  в формах и, особенно в методах реализации могут быть  довольно  сильными.  При этом следует понимать,  что  каждому  этапу  соответствуют  «свои»  функции, совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и  что  с  переходом государства на  новый  этап  происходит  полная  или  частичная  замена  его функций:   появляются   новые   функции,    большая    часть    существующих трансформируется и наполняется иным содержанием.

     Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах  развития общества, а также в зависимости  от  изменений  его  социально-политического строя. В тоталитарных обществах,  например,  в  число  основных  направлений деятельности  государства  включаются   функция   подавления   сопротивления классовых,  национальных  и  иных  противников  и   культурно-воспитательная функция, обеспечивающая  господство  единой  идеологии.  В  социалистических обществах с их плановой экономикой  появляется  хозяйственно-организаторская функция и функция охраны социалистической собственности.

      Сказанное  подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается  его политическая природа, которая в свою очередь выражает  характер  породившего его общества. Следует указать и на новые направления в решении вопросов  о  функциях государства. Высказываются идеи,  что все функции,  о  которых  говорилось выше, фактически не  характерны  именно  для государства,  поскольку в их решении заинтересовано все общество. Все это представляет  собой  цели  (или задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции,  которые вытекают из его основной сущности —  осуществления  политической  власти.  В таком  случае  государство  имеет  три  основные  функции:  законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные  ветви  власти— законодательная, исполнительная и судебная (иногда  выделяется  четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти — надзорная).

      Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию функцию, но обладает, хотя и в  меньшей  степени,  другими  функциями,  Так, исполнительная  власть  (президент,  правительство)  помимо  исполнительской деятельности  осуществляет  нормотворчество, а также в   некоторой   мере судебные полномочия (разрешение споров государственных органов,  входящих  в систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной  ответственности за  нарушения  норм  права  должностных  лиц,  привлечение к   материальной ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в определенной, установленной законом части мер административной  ответственности  и  т.п.). Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные функции: исполнительную  (работа  ряда  комитетов  и  комиссий)  и  судебную (вопросы ответственности депутатов, например). Судебная же власть  наряду  с основной  выполняет  и  другие  функции  (руководящие  разъяснения   пленума Верховного  суда  РФ,  законодательная  инициатива, деятельность судебных исполнителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция РФ,1993

2. Семёнов В.И. Теория государства и права. - Москва, 2002.

3. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. №3.

4. Габер В.А. Функции государства. Москва, 2000.

5. Черноголовкин Н.В. Указ. соч.; Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. Москва, 1998.

6. Жигуленков М. В.Функции государства// Право и политика №5,2001

7. Морозова Л. А.Общая теория права и государства. Учебник- Москва: Юристъ, 1996

8. Общая теория права.  Под ред. Пиголкина А. С. Москва, "Юристъ" 2000.

9. Венгеров А.В. Теория  государства и права. – Москва: Юриспруденция. 2001.

10. Жеругов Р.Т.. Теория государства и права. Москва: " Правовед" 2003

11. Диаконов В.В Учебное  пособие по теории государства  и права– Москва, 2004

12. Теория государства  и права: Учебник для вузов / Под ред. В.К. Бабаева. – Москва, 2005.

13. Теория государства и права: учебник для вузов. Под. Ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д, Перевалова – 2ое изд. 2002 г.

 

 

 

 

 

 

1 Теория государства и права: курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – 2 изд. Москва 2004 г.

2 Общая теория государства и права.  Морозова Л.А учебник – Москва 1996 г.

3 Теория государства и права: учебник для вузов. Под. Ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д, Перевалова – 2ое изд. 2002 г.  

 

4 Теория государства и права: курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – 2 изд. Москва 2004 г.

Информация о работе Функции современного государства