Городское самоуправление в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:34, дипломная работа

Описание работы

Основная цель настоящей работы состоит в раскрытии места городского самоуправления в общей системе местного самоуправления в России, содержания городского самоуправления на основе анализа законодательства, а также практики соответствующих органов.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:
1) проследить становление и развитие городского самоуправления на основе изучения опыта общественного управления городов в дореволюционной России, городских Советов в советский период, специфику перехода к современному городскому самоуправлению в РФ;
2) рассмотреть конституционно-правовую основу городского самоуправления путем анализа норм Конституции РФ, федерального законодательства, законов о местном самоуправлении отдельных субъектов РФ и уставов городов;
3) раскрыть содержание городского самоуправления;
4) изучить полномочия городского самоуправления;
5) проанализировать систему и организацию городского самоуправления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО САОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
1.1. Дореволюционный этап
1.2. Местное самоуправление в советский период
2. стное самоуправление России в переходный период
(ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
2.1. Типы структур местного самоуправления в Алтайском крае
2.2. Структура органов местного самоуправления в городе Барнауле
2.3. Анализ деятельности органов городского самоуправления в Алтайском крае
3. ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Общие проблемы местного самоуправления в России
3.2. Проблемы местного самоуправления в Алтайском крае
3.3. Пути решения проблем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом Натали.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

        Бюджетный Кодекс РФ определяет бюджетные полномочия органов местного самоуправления:

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.

 

Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо указанных  полномочий, осуществляют также следующие  бюджетные полномочия:

  • установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии Бюджетным Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.

 

Органы местного самоуправления поселений осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

 

Важное место в системе нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти о местном самоуправлении занимают указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления.

 

В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент  РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это дает ему возможность играть существенную роль в разработке и реализации государственной политики по развитию местного самоуправления в Российской Федерации.

 

На процесс формирования правовой основы местного самоуправления оказывают влияние постановления Конституционного Суда РФ, в которых затрагиваются вопросы местного самоуправления.

 

Правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в его постановлениях, способствует утверждению конституционных принципов местного самоуправления в практике правового регулирования местного самоуправления.

 

Важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления играют субъекты Федерации. Во-первых, они осуществляют правовое регулирование  вопросов организации местного самоуправления. Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

 

Законами субъектов  Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации.

В Алтайском крае регламентирует деятельность органов местного самоуправления закон Алтайского края «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае» от 5.12.1995 г.

 

Этот закон закрепляет право граждан на осуществление  местного самоуправления (ст.3), полномочия органов государственной власти края в области местного самоуправления (ст. 4), обязывает органы государственной власти края создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление (ст. 10).

 

Согласно закону, финансово-экономическую  основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные  финансы, имущество, находящееся в  государственной собственности  и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования (ст. 32).

 

На уровне муниципальных  образований принимаются Уставы муниципальных образований, в которых  также прописаны гарантии местного самоуправления и формы организации.

 

Например, принятый Решением Барнаульской городской Думы Устав  городского округа – города Барнаула Алтайского края от 20.06.2008 г. № 789, определяет правовую основу местного самоуправления (ст. 15), вопросы местного значения городского округа (ст. 19), полномочия органов местного самоуправления (ст. 22), формы осуществления населением местного самоуправления (ст. 23), структуру органов местного самоуправления города Барнаула (ст. 35) и т.д.

Кроме того, правовую основу местного самоуправления составляют Решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты.

1.3. Современное состояние местного самоуправления в России

Принятая в 1993 году Конституция  Российской Федерации создала необходимую конституционно-правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания.

В настоящее время  на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности местного самоуправления. В развитие конституционных норм разработан и принят основополагающий нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление местного самоуправления в Российской Федерации, - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ряд федеральных законов, регламентирующих вопросы проведения муниципальных выборов и местных референдумов, финансово-бюджетной деятельности местного самоуправления, организации муниципальной службы, деятельности муниципальных образований как субъектов гражданско-правовых отношений. Российской Федерацией ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления.

Значительная часть  правового регулирования местного самоуправления должна осуществляться также на региональном и муниципальном  уровне власти. В связи с этим в субъектах Российской Федерации  и в муниципальных образованиях идет активный процесс формирования нормативной правовой базы местного самоуправления.

На территориях большинства  субъектов Российской Федерации  проведены муниципальные выборы и местное самоуправление осуществляется в формах, в основном соответствующих  требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Однако формирование полноценных органов местного самоуправления еще не завершено. В Российской Федерации существуют территории, население которых не реализовало свое конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. В ряде случаев органы местного самоуправления не имеют возможности осуществлять свои конституционные полномочия, в частности - по формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов, установлению местных налогов и сборов, управлению муниципальной собственностью. Это не только ущемляет права граждан на участие в местном самоуправлении, но и значительно затрудняет проведение выборов в органы государственной власти, так как в ходе избирательного процесса обязательным является участие в нем органов местного самоуправления. Кроме того, в городских, сельских поселениях и на иных территориях, где отсутствуют органы местного самоуправления, не могут собираться местные налоги и сборы, поскольку правом устанавливать их обладают только представительные органы местного самоуправления.

Успешное строительство  экономически развитого федеративного  государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти. Разграничение  компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти должно осуществляться с учетом особенностей соответствующей территории (географических, экономических, демографических, этнических и других), чтобы конкретные полномочия возлагались на органы власти, способные максимально эффективно их осуществлять.

Ряд нерешенных проблем, вызванных экономическими трудностями  в стране, неполнотой законодательного регулирования (в первую очередь  отсутствием четкого разграничения  компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти), приводит к разногласиям и конфликтам между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предстоит кропотливая работа органов законодательной, исполнительной и судебной государственной власти по разрешению таких разногласий и конфликтов.

Проблема нередко усугубляется субъективным фактором - неумением, а  подчас и нежеланием соответствующих  должностных лиц вырабатывать согласованные  решения, направленные на взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в интересах населения.

В целях координации  усилий по защите прав органов местного самоуправления и взаимодействия с  органами государственной власти муниципальные  образования объединяются в союзы  и ассоциации. За последние годы в России созданы общероссийские, межрегиональные, региональные, специализированные объединения муниципальных образований. Практические результаты, достигнутые в ходе муниципальной реформы, в немалой степени явились следствием совместной работы таких объединений.

По инициативе союзов и ассоциаций муниципальных образований  учрежден Конгресс муниципальных образований  Российской Федерации - единая общенациональная организация, представляющая интересы всех муниципальных образований  при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления.

Создан и действует  Совет по местному самоуправлению в  Российской Федерации - федеральный  координационный центр при Президенте Российской Федерации, обеспечивающий рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

В процессе становления  местного самоуправления выявился ряд общих проблем, среди которых необходимо выделить следующие проблемы:

  1. Несогласованность и несистематизированность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении. Ряд федеральных нормативных правовых актов, в первую очередь принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, содержат положения, не соответствующие конституционному статусу местного самоуправления; кроме того, нормы, регулирующие отдельные вопросы осуществления местного самоуправления, содержатся в значительном количестве отраслевых законодательных и иных нормативных правовых актов.
  2. Неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления. Нормы Конституции Российской Федерации и принятых нормативных правовых актов не исчерпывают необходимое правовое обеспечение осуществления местного самоуправления. Кроме того, серьезные трудности в практической деятельности органов местного самоуправления вызывает неоднозначность в понимании некоторых норм российского муниципального права, в том числе закрепленных Конституцией Российской Федерации.
  3. Несоблюдение законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении, в том числе:
  • принятие законодательных актов субъектов Российской Федерации, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
  • принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • невыполнение норм муниципального права должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. Бездействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отсутствие нормативного регулирования на соответствующем уровне вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления.

5. Отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления является одной из наиболее острых проблем становления местного самоуправления, препятствующих эффективному решению ряда важнейших вопросов деятельности органов местного самоуправления, в том числе вопроса наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

6. Недостаточное обеспечение  финансово-экономической самостоятельности  муниципальных образований. Эта  проблема включает в себя комплекс  вопросов, решаемых как на государственном, так и на муниципальном уровне. К ним относятся вопросы формирования муниципальной собственности (в том числе муниципальной собственности на землю), создания условий для формирования полноценных местных бюджетов (в том числе учета специфики муниципальных образований при распределении государственных финансовых ресурсов), создания стабильной нормативной основы экономической деятельности муниципальных образований и другие.

Информация о работе Городское самоуправление в России