Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:34, дипломная работа
Основная цель настоящей работы состоит в раскрытии места городского самоуправления в общей системе местного самоуправления в России, содержания городского самоуправления на основе анализа законодательства, а также практики соответствующих органов.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:
1) проследить становление и развитие городского самоуправления на основе изучения опыта общественного управления городов в дореволюционной России, городских Советов в советский период, специфику перехода к современному городскому самоуправлению в РФ;
2) рассмотреть конституционно-правовую основу городского самоуправления путем анализа норм Конституции РФ, федерального законодательства, законов о местном самоуправлении отдельных субъектов РФ и уставов городов;
3) раскрыть содержание городского самоуправления;
4) изучить полномочия городского самоуправления;
5) проанализировать систему и организацию городского самоуправления;
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО САОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
1.1. Дореволюционный этап
1.2. Местное самоуправление в советский период
2. стное самоуправление России в переходный период
(ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
2.1. Типы структур местного самоуправления в Алтайском крае
2.2. Структура органов местного самоуправления в городе Барнауле
2.3. Анализ деятельности органов городского самоуправления в Алтайском крае
3. ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Общие проблемы местного самоуправления в России
3.2. Проблемы местного самоуправления в Алтайском крае
3.3. Пути решения проблем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный Кодекс РФ определяет бюджетные полномочия органов местного самоуправления:
Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо указанных полномочий, осуществляют также следующие бюджетные полномочия:
Органы местного самоуправления поселений осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.
Важное место в системе нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти о местном самоуправлении занимают указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это дает ему возможность играть существенную роль в разработке и реализации государственной политики по развитию местного самоуправления в Российской Федерации.
На процесс формирования правовой основы местного самоуправления оказывают влияние постановления Конституционного Суда РФ, в которых затрагиваются вопросы местного самоуправления.
Правовая позиция
Важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления играют субъекты Федерации. Во-первых, они осуществляют правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления. Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
Законами субъектов Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации.
В Алтайском крае регламентирует деятельность органов местного самоуправления закон Алтайского края «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае» от 5.12.1995 г.
Этот закон закрепляет право граждан на осуществление местного самоуправления (ст.3), полномочия органов государственной власти края в области местного самоуправления (ст. 4), обязывает органы государственной власти края создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление (ст. 10).
Согласно закону, финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования (ст. 32).
На уровне муниципальных образований принимаются Уставы муниципальных образований, в которых также прописаны гарантии местного самоуправления и формы организации.
Например, принятый Решением Барнаульской городской Думы Устав городского округа – города Барнаула Алтайского края от 20.06.2008 г. № 789, определяет правовую основу местного самоуправления (ст. 15), вопросы местного значения городского округа (ст. 19), полномочия органов местного самоуправления (ст. 22), формы осуществления населением местного самоуправления (ст. 23), структуру органов местного самоуправления города Барнаула (ст. 35) и т.д.
Кроме того, правовую основу местного самоуправления составляют Решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты.
1.3. Современное состояние местного самоуправления в России
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации создала необходимую конституционно-правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания.
В настоящее время на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности местного самоуправления. В развитие конституционных норм разработан и принят основополагающий нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление местного самоуправления в Российской Федерации, - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ряд федеральных законов, регламентирующих вопросы проведения муниципальных выборов и местных референдумов, финансово-бюджетной деятельности местного самоуправления, организации муниципальной службы, деятельности муниципальных образований как субъектов гражданско-правовых отношений. Российской Федерацией ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления.
Значительная часть
правового регулирования
На территориях большинства
субъектов Российской Федерации
проведены муниципальные выборы
и местное самоуправление осуществляется
в формах, в основном соответствующих
требованиям Конституции
Успешное строительство экономически развитого федеративного государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти. Разграничение компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти должно осуществляться с учетом особенностей соответствующей территории (географических, экономических, демографических, этнических и других), чтобы конкретные полномочия возлагались на органы власти, способные максимально эффективно их осуществлять.
Ряд нерешенных проблем,
вызванных экономическими трудностями
в стране, неполнотой законодательного
регулирования (в первую очередь
отсутствием четкого
Проблема нередко усугубляется субъективным фактором - неумением, а подчас и нежеланием соответствующих должностных лиц вырабатывать согласованные решения, направленные на взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в интересах населения.
В целях координации усилий по защите прав органов местного самоуправления и взаимодействия с органами государственной власти муниципальные образования объединяются в союзы и ассоциации. За последние годы в России созданы общероссийские, межрегиональные, региональные, специализированные объединения муниципальных образований. Практические результаты, достигнутые в ходе муниципальной реформы, в немалой степени явились следствием совместной работы таких объединений.
По инициативе союзов и ассоциаций муниципальных образований учрежден Конгресс муниципальных образований Российской Федерации - единая общенациональная организация, представляющая интересы всех муниципальных образований при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления.
Создан и действует Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации - федеральный координационный центр при Президенте Российской Федерации, обеспечивающий рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.
В процессе становления местного самоуправления выявился ряд общих проблем, среди которых необходимо выделить следующие проблемы:
4. Бездействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отсутствие нормативного регулирования на соответствующем уровне вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления.
5. Отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления является одной из наиболее острых проблем становления местного самоуправления, препятствующих эффективному решению ряда важнейших вопросов деятельности органов местного самоуправления, в том числе вопроса наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
6. Недостаточное обеспечение
финансово-экономической