Государственная политика РФ в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении государственной политики РФ в области образования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть общую характеристику системы образования и ее социальное значение;
раскрыть понятие государственной политики в области образования;
выделить принципы государственной политики в области образования;
проанализировать организацию финансирования расходов бюджета РФ на образование;
изучить государственную политику СССР и Российской Федерации в области образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание государственной политики в области
образования……………………………………………………………………....6
1.1. Общая характеристика системы образования и ее социальное значение…………………………………………………………………………..6
1.2. Понятие государственной политики в области образования……..10
1.3. Принципы государственной политики в области образования…..13
1.4. Организация финансирования расходов бюджета РФ на образование……………………………………………………………………...18
Глава 2. Сравнение Государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования…………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………….34
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..38
Приложение 3……………………………………………………………..39
Приложение 4……………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

значение РФ в области образования ТОНКОНОГОВА С.А.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

Основными задачами образовательных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, являются: создание благоприятных  условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников; обеспечение их медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. В соответствии с индивидуальными особенностями детей (возраст, диагноз заболевания) в системе образования могут функционировать  следующие виды учреждений: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа; школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В этих видах учреждений содержание и обучение воспитанников осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Реализация государственных гарантий обеспечивается путем создания устойчивой системы и соответствующих условий.5

 

 

1.2. Понятие государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования - направляющая и регулирующая деятельность государства  в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.6 Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, международных программ и договоров и других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для ее поддержки имеющимися в их распоряжении средствами (средства массовой информации, общественные академии, профессиональные ассоциации, союзы и т. д.).

Государственная политика в области образования определяется в порядке, предусмотренном законодательством  государств-участников. 
Основные цели государства в сфере образования заключаются в следующем: поднять общекультурный уровень общества, обеспечить экономику и социальную сферу специалистами и удовлетворить образовательные потребности граждан.

Система образования  имеет своей целью: удовлетворить  образовательные потребности личности, ответить на заказ экономики и социальной сферы, обеспечить развитие высшего образования, создать условия для наиболее полной реализации возможностей работников образования.

Цели личности состоят  в получении качественного образования. Государство посредством образования  гарантирует личности социальную защищенность, более высокое качество жизни и конкурентоспособность.

Задачи государственной политики в области образования:7

- обеспечение стабильного  развития образовательной системы государств;

- повышение образовательного  уровня населения государств-участников до уровня населения промышленно развитых стран, постепенное, по мере появления экономических условий, введение всеобщего среднего образования продолжительностью не менее 12 лет.;

- расширение доступа  молодежи к получению среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; постепенное увеличение доли лиц с высшим образованием в совокупной рабочей силе государств до уровня передовых стран мира;

- обеспечение соответствия  образования требованиям современного рынка труда как гарантии трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений;

- обеспечение достойного  социально-экономического уровня жизни работников образования;

- повышение эффективности  научно-исследовательской деятельности  вузов путем сосредоточения фундаментальных исследований, финансируемых из государственного бюджета в ведущих университетах, располагающих необходимыми интеллектуальными, информационными, финансовыми и материальными ресурсами; расширение научно-исследовательской базы университетов и других высших учебных заведений;

- обеспечение прочных  позиций высших учебных заведений  государств-участников на мировом  рынке образовательных и научно-исследовательских услуг;

- недопущение дискриминации  в доступе к более высоким  уровням образования по каким-либо причинам. В целях расширения доступа молодежи к высшему образованию необходимо содействовать диверсификации образовательных учреждений и их учебных программ; одновременно стимулировать междисциплинарный и много дисциплинарный подходы к подготовке специалистов по тем специальностям и направлениям, где эти подходы оправдываются;

- развитие международного  сотрудничества в области образования,  осуществляемого на основе партнерских,  взаимовыгодных отношений, способствующих  достижению двух главных целей: интеграция в мировую образовательную систему и значительное сокращение «утечки умов».8

 

1.3. Принципы государственной политики в области образования

Современное образование  – это одно из средств решения  важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целью государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

В статье 43 Конституции  Российской Федерации гарантируется:9

- право каждого жителя РФ на образование;

- общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

- право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии;

- основное общее образование является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;

- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает основные формы образования и самообразования.

 Осуществление декларированных Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления):10

1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;

2) обеспечение политической устойчивости власти;

3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики;

4) разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз);

5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.

В настоящее время  в России образовательная политика строится на следующих принципах  сформулированных и Законе «об образовании»:

Основные принципы государственной политики в области образования:11

- развитие систем образования  в государствах-участниках осуществляется на основе национальных и местных культурных ценностей, особенностей и традиций их национальных систем образования и учета мировых тенденций его развития;

- приоритетность сферы  образования в инвестиционной  политике и стратегии государств. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере, обеспечивающем его стабильное развитие и высокое качество, удовлетворение потребности в образовательных услугах личности, государства и общества в целом;

- гуманистический и  светский характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей,  свободного развития личности; уважение прав и свобод человека;

- равенство доступа  ко всем уровням и типам  образования, формам обучения, право  выбора родителями и учащимися учебного заведения;

- автономия образовательных  учреждений и академические свободы;

- признание того, что  образование в целом, его учебные  и научные учреждения выступают  в качестве одного из ключевых  факторов социально-экономического  и технологического развития, а также решения проблем регионального, общенационального и глобального характера;

- сохранение и укрепление  общности образовательного пространства  государств-участников, защита и  развитие посредством образования  национальных культур, исторических традиций и особенностей;

- ориентация на международные  образовательные стандарты качества  образования и международные  нормы интеллектуального и информационного  обеспечения функционирования образовательной системы;

- содействие созданию и поддержка функционирования негосударственных учебных заведений;

- привлечение к разработке  и реализации государственной  политики в области образования  известных деятелей науки, образования,  культуры, государственных и политических деятелей, предпринимателей, представителей общественных организаций, широкое обсуждение проектов основ государственной образовательной политики в средствах массовой информации, на научных конференциях, академических чтениях и т.п.

Сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).

 Ключевым в условиях  демократического общества является  реализация принципа гуманистического  характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы. 

Неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в  мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через  национальные границы ресурсов, людей, идей – доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции – сближение, интеграция национальных систем образования.12 Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой - в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования.

Меняется система отношений  между институтом образования и  религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

 Наряду с государственными  учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях - от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.

Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Информация о работе Государственная политика РФ в области образования