Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении государственной политики РФ в области образования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть общую характеристику системы образования и ее социальное значение;
раскрыть понятие государственной политики в области образования;
выделить принципы государственной политики в области образования;
проанализировать организацию финансирования расходов бюджета РФ на образование;
изучить государственную политику СССР и Российской Федерации в области образования.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание государственной политики в области
образования……………………………………………………………………....6
1.1. Общая характеристика системы образования и ее социальное значение…………………………………………………………………………..6
1.2. Понятие государственной политики в области образования……..10
1.3. Принципы государственной политики в области образования…..13
1.4. Организация финансирования расходов бюджета РФ на образование……………………………………………………………………...18
Глава 2. Сравнение Государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования…………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………….34
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..38
Приложение 3……………………………………………………………..39
Приложение 4……………………………………………………………..40
Основными задачами образовательных
учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, являются: создание благоприятных
условий, приближенных к домашним, способствующих умственному,
эмоциональному и физическому развитию
воспитанников; обеспечение их медико-психолого-
1.2. Понятие государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования - направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.6 Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, международных программ и договоров и других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для ее поддержки имеющимися в их распоряжении средствами (средства массовой информации, общественные академии, профессиональные ассоциации, союзы и т. д.).
Государственная политика
в области образования
Основные цели государства в сфере образования
заключаются в следующем: поднять общекультурный уровень общества,
обеспечить экономику и социальную сферу
специалистами и удовлетворить образовательные
потребности граждан.
Система образования
имеет своей целью: удовлетворить
образовательные потребности
Цели личности состоят
в получении качественного
Задачи государственной политик
- обеспечение стабильного
развития образовательной
- повышение образовательного уровня населения государств-участников до уровня населения промышленно развитых стран, постепенное, по мере появления экономических условий, введение всеобщего среднего образования продолжительностью не менее 12 лет.;
- расширение доступа молодежи к получению среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; постепенное увеличение доли лиц с высшим образованием в совокупной рабочей силе государств до уровня передовых стран мира;
- обеспечение соответствия
образования требованиям
- обеспечение достойного
социально-экономического уровн
- повышение эффективности
научно-исследовательской
- обеспечение прочных
позиций высших учебных
- недопущение дискриминации в доступе к более высоким уровням образования по каким-либо причинам. В целях расширения доступа молодежи к высшему образованию необходимо содействовать диверсификации образовательных учреждений и их учебных программ; одновременно стимулировать междисциплинарный и много дисциплинарный подходы к подготовке специалистов по тем специальностям и направлениям, где эти подходы оправдываются;
- развитие международного
сотрудничества в области
1.3. Принципы государственной политики в области образования
Современное образование – это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целью государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:9
- право каждого жителя РФ на образование;
- общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
- право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии;
- основное общее образование является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает основные формы образования и самообразования.
Осуществление декларированных Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления):10
1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;
2) обеспечение политической устойчивости власти;
3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики;
4) разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз);
5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.
В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах сформулированных и Законе «об образовании»:
Основные принципы государственной политики в области образования:11
- развитие систем образования в государствах-участниках осуществляется на основе национальных и местных культурных ценностей, особенностей и традиций их национальных систем образования и учета мировых тенденций его развития;
- приоритетность сферы образования в инвестиционной политике и стратегии государств. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере, обеспечивающем его стабильное развитие и высокое качество, удовлетворение потребности в образовательных услугах личности, государства и общества в целом;
- гуманистический и
светский характер образования,
- равенство доступа ко всем уровням и типам образования, формам обучения, право выбора родителями и учащимися учебного заведения;
- автономия образовательных учреждений и академические свободы;
- признание того, что
образование в целом, его
- сохранение и укрепление
общности образовательного
- ориентация на международные
образовательные стандарты
- содействие созданию и поддержка функционирования негосударственных учебных заведений;
- привлечение к разработке
и реализации государственной
политики в области
Сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).
Ключевым в условиях
демократического общества
Неуклонно продолжается
становление новой системы
Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.
Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях - от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.
Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.
Информация о работе Государственная политика РФ в области образования