Государственная политика РФ в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении государственной политики РФ в области образования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть общую характеристику системы образования и ее социальное значение;
раскрыть понятие государственной политики в области образования;
выделить принципы государственной политики в области образования;
проанализировать организацию финансирования расходов бюджета РФ на образование;
изучить государственную политику СССР и Российской Федерации в области образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание государственной политики в области
образования……………………………………………………………………....6
1.1. Общая характеристика системы образования и ее социальное значение…………………………………………………………………………..6
1.2. Понятие государственной политики в области образования……..10
1.3. Принципы государственной политики в области образования…..13
1.4. Организация финансирования расходов бюджета РФ на образование……………………………………………………………………...18
Глава 2. Сравнение Государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования…………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………….34
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..38
Приложение 3……………………………………………………………..39
Приложение 4……………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

значение РФ в области образования ТОНКОНОГОВА С.А.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

Будучи детерминирована  исторически, образовательная политика не может оставаться неизменной. Она реформируется в соответствии с объективными условиями, в которых находится страна, с ее потребностями в необходимом уровне образования и культуры населения и юной смены, а также необходимостью наращивать и воспроизводить интеллектуальный потенциал общества. Наряду с этими объективными условиями на формирование образовательной политики воздействуют и субъективные факторы, такие, как стратегические и тактические задачи правящей партии, групповые интересы различных социальных слоев и представляющих их в политической системе партий и общественных движений.

Образовательная политика, в данной связи, является совокупностью  объективных и субъективных факторов общественного развития, складывающейся в результате диалектики общечеловеческих, национальных и социально-классовых интересов. При этом образование является приоритетной общечеловеческой ценностью, так как определяет главный критерий общественного прогресса - возвышение личности. Это положение приобрело особую значимость именно во второй половине XX веке, когда научно-техническая революция предопределила приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, продиктовала такие процессы в интеллектуальной сфере, которые не могут иметь национальных или социально-классовых границ.

Основы образовательной системы исследуемого периода были заложены сразу после победы Октябрьской революции, которая создала возможности для широкой демократизации народного образования в России. Декретом ВЦИКа от 30 сентября 1918 г. провозглашалось создание единой трудовой школы как целостной системы продления, ликвидировавшей старую классовую школу с ее делением на элементарную для народных масс и среднюю - для привилегированных классов.23 Школа стала общедоступной и обязательной для всех детей и подростков от 8 до 17 лет. Определяя содержание и методы учебной работы, новая власть исходила из потребностей всестороннего развития личности, уважения к детям. Образование было признано высшей ценностью, стоящей над классовыми приоритетами. По воспоминаниям А.В.Луначарского В.И.Ленин подчеркивал: «буржуазная вещь грамотность или пролетарская, я не знаю, но знаю, что она нам нужна».24

Не вдаваясь в конкретно-исторический анализ образовательной политики большевистской партии на различных этапах ее борьбы, следует отметить тот факт, что она всегда отвечала ее классовой доктрине и провозглашенным в партийных документах стратегическим и тактическим целям.

Выросшая на традициях  революционного воспитания трудящихся в процессе подготовки и осуществления  пролетарской революции, советская  педагогическая наука и государственная политика привнесли в систему образования идеологические приоритеты, а затем, с усилением монопольной роли партии в советском государстве, превратили школу в государственный инструмент подготовки к жизни подрастающих поколений.

Учебные заведения в  СССР с середины 1920-х гг. формировалась  как элемент складывающейся командно-административной системы управления, распространяющей свое действие на детей и юношество. Такая система утвердилась в  стране уже в начале 1930-х гг. и за исключением отдельных модернизаций не менялась в течение полувека. Характерными чертами ее являлись единообразие содержания и методов обучения учащихся, крайняя политизация и идеологизация, унификация форм воспитательного воздействия, приоритет коллективистского воспитания над индивидуальным развитием личности, тоталитарные методы управления, отсутствие подлинной самостоятельности общественного самоуправления учащихся.25

Убежденность в правильности этой системы у нескольких поколений  ученых и педагогов в значительной степени опиралась на успехи, достигнутые советской школой в конце 1920-х - начале 30-х гг. в охвате детей и подростков образованием (сначала начальным, а потом и семилетним), ликвидации неграмотности в стране, в широком приобщении масс к достижениям культуры. Факты эти неоспоримы, однако за массовостью просвещения нельзя не видеть, что не общество в целом поднялось до высочайших достижений мировой и отечественной культуры, а возник некий новый сниженный общедоступный стандарт образования и бытовой культуры, обеспечивавший не столько глубину развития личности, сколько широту охвата молодого поколения определенными идеологическими догмами и «плодами просвещения».

В образовательной политике отразилось не только руководящее, но и монопольное положение партии в советском обществе. Она разрабатывала доктрину в области образования, исходя из своего видения путей и средств строительства социализма, своих политической, идейно-теоретической и организаторской функций.

Намечала общие перспективы  образования, всеобщее и равное образование всех детей и подростков, создание условий, обеспечивающих его доступность и поэтапное овладение все более высоким уровнем образования (всеобщее начальное, затем семилетнее, восьмилетнее, среднее образование), определяла общую концепцию школы как единой, трудовой, политехнической, обеспечивала господство марксистско-ленинской идеологии в мировоззренческой направленности учебного и воспитательного процессов.

КПСС подчинила своим  интересам и организационное  обеспечение проведения в жизнь образовательной политики посредством жесткой кадровой линии, идейно-политического воспитания педагогических и руководящих кадров, контроля деятельности общественных организаций, развития материальной базы школы, выдвижения законодательной инициативы в выработке государственных норм развития школы. Следует также иметь в виду: руководство страны, создав в конце 1920-х -начале 30-х гг. командно-административную систему управления, вмонтировало и самое партию в эту систему, что не могло не сказаться на стиле и методах партийного руководства образованием на всем отрезке советской истории.

Все основные качественные и количественные изменения в  советской системе образования, в отличие от образовательных  систем зарубежных стран, происходили  не под воздействием объективных социально-экономических процессов, происходящих в обществе, или внутренних процессов саморазвития, а были жестко детерминированы партийными и государственными решениями. Фактически вплоть до распада СССР в 1991 г. основные документы партии и советского правительства задавали общую тенденцию развития учреждений образования, формулировали своего рода государственный заказ для их деятельности.26

Сохранявшийся со второй половины 1950-х - до конца 1970-х гг. противоречивый характер образовательной партийно-государственной политики стал причиной масштабного кризиса в этой сфере жизни общества в начале 1980-х гг. Выполнение планов глобального охвата молодежи средним всеобучем, равно как и аналогичных ему проектов, само по себе являлось делом трудновыполнимым, во всяком случае, в планировавшиеся сроки. Несмотря на победные реляции, закрепленные в политических оценках съездов КПСС, даже в крупнейших городских центрах стопроцентной реализации всеобуча добиться не удалось.

Смена общественно-политического курса в начале 1990-х гг. имела колоссальное значение для всех сфер жизни страны, в том числе и для развития народного образования.

Несмотря на отдельные  позитивные результаты демократизации образовательного процесса, ситуация осложнялась глубоким экономическим, социальным и политическим кризисом общества. Находясь в переходной стадии, учебные заведения, как и другие социальные институты, неизбежно испытывали все последствия общественной нестабильности. Низкий уровень государственного финансирования, непродуманность законодательной базы, утечка педагогических кадров за рубеж и другие причины к концу 1990-х гг. привели систему отечественного образования в состояние кризиса, элементы которого ощущаются вплоть до настоящего времени.

По сути, все основные экономические показатели второй половины XX в. являлись прямым продолжением успехов и неудач в образовательной сфере.

Повышение общего образовательного уровня страны было востребовано даже не столько властью, сколько широкими слоями советского общества. Вплоть до конца XX в. уровень научно-технического и, соответственно, промышленного развития страны определялся образовательным потенциалом, созданным за эти годы.27

Вывод по второй главе  курсовой работы представлен в таблице 1, где отражены общие и отличительные черты государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования.

 

 

 

 

Таблица 1 - Общие и отличительные черты государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования

Период /Общие и различные черты

СССР (1922-1991гг.)

Российская Федерация (1991-2009 гг.)

1

2

3

Отличительные черты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учебные заведения формировалась как элемент складывающейся командно-административной системы управления, распространяющей свое действие на детей и юношество.

2. Крайняя политизация и идеологизация, приоритет коллективистского воспитания над индивидуальным развитием личности, тоталитарные методы

1. Демократизация образовательного процесса.

2. Система современного образования призвана реализовать базовые ценности демократии: свободы, самореализации личности, толерантности, плюрализма.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

управления, отсутствие подлинной  самостоятельности общественного  самоуправления учащихся.

3. В образовательной политике отразилось монопольное положение партии в советском обществе.

4. формулирование государственного заказа для деятельности учреждений образования.

 

Общие черты 

1. Образование является приоритетной  общечеловеческой ценностью, главный  критерий общественного прогресса  - возвышение личности.

2. Школа стала общедоступной и обязательной для всех детей.


Заключение

В заключение можно сделать  следующие выводы.

Образование является важным социальным институтом, в рамках которого личность социализируется, одной из значимых ценностей, определяющих место  человека в социуме, средством восходящей социальной мобильности.

Системе образования  принадлежит первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения. Образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Учреждением, осуществляющим образовательный процесс, называется образовательное учреждение, которое осуществляет, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и обеспечивает содержание и воспитание обучающихся. Существует несколько видов образовательных учреждений, которые определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.

Деятельность государства в области образования называется государственной политикой государства в области образования. Она осуществляется государством с целью эффективного использования возможностей образования для достижения определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.

Основные цели государственной  политики следующие:

- удовлетворение образовательные потребности личности;

- обеспечение развития высшего образования;

- повышение образовательного уровня населения государства;

- создание условия для наиболее полной реализации возможностей работников образования.

Государственная политика РФ в области образования имеет ряд принципов.

Финансирование государства  РФ системы образования включается в себя два направления:

- финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;

- финансирование федеральных образовательных целевых программ.

Правовой базой для  привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную  отрасль является серия законодательных  актов.

Существующая государственная  политика в области образования  в наше время имеет массу отличий и ряд общих черт с государственной политикой в советское время. Общим является то, что образование – признается приоритетной общечеловеческой ценностью, и то, что школа стала общедоступной и обязательной для всех детей. Отличием является то, что в советское время существовала крайняя политизация и идеологизация в системе образования, приоритет коллективистского воспитания над индивидуальным развитием личности, тоталитарные методы управления, в наше время наблюдается демократизация образовательного процесса.

Успешное развитие образования - непременное условие устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности.

В рамках государственного заказа образованию в Российской Федерации определены общие ценностные векторы развития, учитывающие как лучшие национальные, так и общечеловеческие традиции гуманизма как глобального мировоззрения. Сегодня все настойчивее слышны призывы к созданию общенациональной идеологии. Поиски национальной идеи не прекращаются.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – СПб., 2003.
  2. Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»  (с изм. и доп. от 10.07.2009 г. ).
  3. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп. от 21.12.2009 г.).
  4. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
  5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред.               О.В. Врублевской, М.В.Романовского. - М.: Юрайт, 2007.
  6. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2004.
  7. Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.II. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие. - М., 2000.
  8. Волгин Н.А. Социальная политика. – М., 2003.
  9. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2008.
  10. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. – М., 2008.
  11. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург, 2008.
  12. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
  13. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учеб. пособие. Под ред. В.М. Сырых. – М.: Академия труда и социальных отношений, 2000.
  14. Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития / В. В. Спасская. – М.: Поматур, 2006.
  15. Спасская В.В. Правоотношения в сфере образования как объект научных исследований в СССР// Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ / Правительство Москвы. Ком. образования. - М.: Логос, 2005. - С. 90-108.
  16. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.
  17. Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.). – Омск, 2000.
  18. Шкатулла В.И., Кудрявцев Ю.А. Законодательство об образовании и правовые аспекты совершенствования управления образованием: Экспериментальная учебная авторская программа. – М., 2000.
  19. Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985–2005 гг.)/ В.П. Борисенков // Педагогика. – 2006. – 7 сент.– С. 3–16.
  20. Вагиков В. Беда и вина школьного учителя // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 2 января. – С. 39-41.
  21. Ерошин В.И. Состояние и основные направления развития управления образованием / В.И. Ерошин// «Право и образование». – 2006. – № 2. – С. 20–23.
  22. Зверев А. Образование – это услуга или товар? // Народное образование. – 2003. - № 7. – С. 82-88.
  23. О приоритетах формирования федерального бюджета на 2004 год в части финансирования расходов на образование // Народное образование. – 2003. - № 7. – С. 247-249.
  24. Подласый И. Какая школа нужна России? // Народное образование. – 2003. - № 8. – С. 89-95.
  25. Спасская В.В. К вопросу о специфике образовательных правоотношений / В.В. Спасская // Право и образование. - 2005.- № 2. - C. 89-102.
  26. Спасская В.В. Современная система российского законодательства об образовании / В.В. Спасская// «Право и образование». – № 5. – С. 39-47.
  27. Ушмаева К.А. Россия и формирование единого Европейского пространства высшего образования / К.А. Ушмаева // Философия образования. – 2006. – № 3.– С. 28–31.
  28. Федеральная программа развития образования // Официальные документы в образовании. – 2000. - № 8. – С. 21-28.
  29. Филиппов В.М. Мы расходуем на образование больше, чем на оборону // Российская Федерация сегодня. – 2003. – № 10. – С. 54-55.
  30. Шишлов А.В. Долгий путь к закону // Народное образование. – 2003. - № 7. – С. 9-15.
  31. Шиц М. Стандартные парадоксы // Российская газета. – 2004. - № 47. – С. 2.

Информация о работе Государственная политика РФ в области образования