Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении государственной политики РФ в области образования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть общую характеристику системы образования и ее социальное значение;
раскрыть понятие государственной политики в области образования;
выделить принципы государственной политики в области образования;
проанализировать организацию финансирования расходов бюджета РФ на образование;
изучить государственную политику СССР и Российской Федерации в области образования.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание государственной политики в области
образования……………………………………………………………………....6
1.1. Общая характеристика системы образования и ее социальное значение…………………………………………………………………………..6
1.2. Понятие государственной политики в области образования……..10
1.3. Принципы государственной политики в области образования…..13
1.4. Организация финансирования расходов бюджета РФ на образование……………………………………………………………………...18
Глава 2. Сравнение Государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования…………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………….34
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..38
Приложение 3……………………………………………………………..39
Приложение 4……………………………………………………………..40
Будучи детерминирована исторически, образовательная политика не может оставаться неизменной. Она реформируется в соответствии с объективными условиями, в которых находится страна, с ее потребностями в необходимом уровне образования и культуры населения и юной смены, а также необходимостью наращивать и воспроизводить интеллектуальный потенциал общества. Наряду с этими объективными условиями на формирование образовательной политики воздействуют и субъективные факторы, такие, как стратегические и тактические задачи правящей партии, групповые интересы различных социальных слоев и представляющих их в политической системе партий и общественных движений.
Образовательная политика, в данной связи, является совокупностью объективных и субъективных факторов общественного развития, складывающейся в результате диалектики общечеловеческих, национальных и социально-классовых интересов. При этом образование является приоритетной общечеловеческой ценностью, так как определяет главный критерий общественного прогресса - возвышение личности. Это положение приобрело особую значимость именно во второй половине XX веке, когда научно-техническая революция предопределила приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, продиктовала такие процессы в интеллектуальной сфере, которые не могут иметь национальных или социально-классовых границ.
Основы образовательной системы исследуемого периода были заложены сразу после победы Октябрьской революции, которая создала возможности для широкой демократизации народного образования в России. Декретом ВЦИКа от 30 сентября 1918 г. провозглашалось создание единой трудовой школы как целостной системы продления, ликвидировавшей старую классовую школу с ее делением на элементарную для народных масс и среднюю - для привилегированных классов.23 Школа стала общедоступной и обязательной для всех детей и подростков от 8 до 17 лет. Определяя содержание и методы учебной работы, новая власть исходила из потребностей всестороннего развития личности, уважения к детям. Образование было признано высшей ценностью, стоящей над классовыми приоритетами. По воспоминаниям А.В.Луначарского В.И.Ленин подчеркивал: «буржуазная вещь грамотность или пролетарская, я не знаю, но знаю, что она нам нужна».24
Не вдаваясь в конкретно-исторический анализ образовательной политики большевистской партии на различных этапах ее борьбы, следует отметить тот факт, что она всегда отвечала ее классовой доктрине и провозглашенным в партийных документах стратегическим и тактическим целям.
Выросшая на традициях революционного воспитания трудящихся в процессе подготовки и осуществления пролетарской революции, советская педагогическая наука и государственная политика привнесли в систему образования идеологические приоритеты, а затем, с усилением монопольной роли партии в советском государстве, превратили школу в государственный инструмент подготовки к жизни подрастающих поколений.
Учебные заведения в СССР с середины 1920-х гг. формировалась как элемент складывающейся командно-административной системы управления, распространяющей свое действие на детей и юношество. Такая система утвердилась в стране уже в начале 1930-х гг. и за исключением отдельных модернизаций не менялась в течение полувека. Характерными чертами ее являлись единообразие содержания и методов обучения учащихся, крайняя политизация и идеологизация, унификация форм воспитательного воздействия, приоритет коллективистского воспитания над индивидуальным развитием личности, тоталитарные методы управления, отсутствие подлинной самостоятельности общественного самоуправления учащихся.25
Убежденность в правильности этой системы у нескольких поколений ученых и педагогов в значительной степени опиралась на успехи, достигнутые советской школой в конце 1920-х - начале 30-х гг. в охвате детей и подростков образованием (сначала начальным, а потом и семилетним), ликвидации неграмотности в стране, в широком приобщении масс к достижениям культуры. Факты эти неоспоримы, однако за массовостью просвещения нельзя не видеть, что не общество в целом поднялось до высочайших достижений мировой и отечественной культуры, а возник некий новый сниженный общедоступный стандарт образования и бытовой культуры, обеспечивавший не столько глубину развития личности, сколько широту охвата молодого поколения определенными идеологическими догмами и «плодами просвещения».
В образовательной политике отразилось не только руководящее, но и монопольное положение партии в советском обществе. Она разрабатывала доктрину в области образования, исходя из своего видения путей и средств строительства социализма, своих политической, идейно-теоретической и организаторской функций.
Намечала общие перспективы образования, всеобщее и равное образование всех детей и подростков, создание условий, обеспечивающих его доступность и поэтапное овладение все более высоким уровнем образования (всеобщее начальное, затем семилетнее, восьмилетнее, среднее образование), определяла общую концепцию школы как единой, трудовой, политехнической, обеспечивала господство марксистско-ленинской идеологии в мировоззренческой направленности учебного и воспитательного процессов.
КПСС подчинила своим интересам и организационное обеспечение проведения в жизнь образовательной политики посредством жесткой кадровой линии, идейно-политического воспитания педагогических и руководящих кадров, контроля деятельности общественных организаций, развития материальной базы школы, выдвижения законодательной инициативы в выработке государственных норм развития школы. Следует также иметь в виду: руководство страны, создав в конце 1920-х -начале 30-х гг. командно-административную систему управления, вмонтировало и самое партию в эту систему, что не могло не сказаться на стиле и методах партийного руководства образованием на всем отрезке советской истории.
Все основные качественные и количественные изменения в советской системе образования, в отличие от образовательных систем зарубежных стран, происходили не под воздействием объективных социально-экономических процессов, происходящих в обществе, или внутренних процессов саморазвития, а были жестко детерминированы партийными и государственными решениями. Фактически вплоть до распада СССР в 1991 г. основные документы партии и советского правительства задавали общую тенденцию развития учреждений образования, формулировали своего рода государственный заказ для их деятельности.26
Сохранявшийся со второй половины 1950-х - до конца 1970-х гг. противоречивый характер образовательной партийно-государственной политики стал причиной масштабного кризиса в этой сфере жизни общества в начале 1980-х гг. Выполнение планов глобального охвата молодежи средним всеобучем, равно как и аналогичных ему проектов, само по себе являлось делом трудновыполнимым, во всяком случае, в планировавшиеся сроки. Несмотря на победные реляции, закрепленные в политических оценках съездов КПСС, даже в крупнейших городских центрах стопроцентной реализации всеобуча добиться не удалось.
Смена общественно-политического курса в начале 1990-х гг. имела колоссальное значение для всех сфер жизни страны, в том числе и для развития народного образования.
Несмотря на отдельные позитивные результаты демократизации образовательного процесса, ситуация осложнялась глубоким экономическим, социальным и политическим кризисом общества. Находясь в переходной стадии, учебные заведения, как и другие социальные институты, неизбежно испытывали все последствия общественной нестабильности. Низкий уровень государственного финансирования, непродуманность законодательной базы, утечка педагогических кадров за рубеж и другие причины к концу 1990-х гг. привели систему отечественного образования в состояние кризиса, элементы которого ощущаются вплоть до настоящего времени.
По сути, все основные экономические показатели второй половины XX в. являлись прямым продолжением успехов и неудач в образовательной сфере.
Повышение общего образовательного уровня страны было востребовано даже не столько властью, сколько широкими слоями советского общества. Вплоть до конца XX в. уровень научно-технического и, соответственно, промышленного развития страны определялся образовательным потенциалом, созданным за эти годы.27
Вывод по второй главе курсовой работы представлен в таблице 1, где отражены общие и отличительные черты государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования.
Таблица 1 - Общие и отличительные черты государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования
Период /Общие и различные черты |
СССР (1922-1991гг.) |
Российская Федерация (1991-2009 гг.) |
1 |
2 |
3 |
Отличительные черты
|
1. Учебные заведения формировалась как элемент складывающейся командно-административной системы управления, распространяющей свое действие на детей и юношество. 2. Крайняя политизация и идеологизация, приоритет коллективистского воспитания над индивидуальным развитием личности, тоталитарные методы |
1. Демократизация образовательного процесса. 2. Система современного образования призвана реализовать базовые ценности демократии: свободы, самореализации личности, толерантности, плюрализма. |
Продолжение таблицы 1 | ||
1 |
2 |
3 |
управления, отсутствие подлинной
самостоятельности 3. В образовательной политике отразилось монопольное положение партии в советском обществе. 4. формулирование государственного заказа для деятельности учреждений образования. |
||
Общие черты |
1. Образование является 2. Школа стала общедоступной и обязательной для всех детей. |
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы.
Образование является важным социальным институтом, в рамках которого личность социализируется, одной из значимых ценностей, определяющих место человека в социуме, средством восходящей социальной мобильности.
Системе образования принадлежит первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения. Образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Учреждением, осуществляющим образовательный процесс, называется образовательное учреждение, которое осуществляет, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и обеспечивает содержание и воспитание обучающихся. Существует несколько видов образовательных учреждений, которые определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.
Деятельность государства в области образования называется государственной политикой государства в области образования. Она осуществляется государством с целью эффективного использования возможностей образования для достижения определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.
Основные цели государственной политики следующие:
- удовлетворение образовательные потребности личности;
- обеспечение развития высшего образования;
- повышение образовательного уровня населения государства;
- создание условия для наиболее полной реализации возможностей работников образования.
Государственная политика РФ в области образования имеет ряд принципов.
Финансирование государства РФ системы образования включается в себя два направления:
- финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;
- финансирование федеральных образовательных целевых программ.
Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль является серия законодательных актов.
Существующая государственная политика в области образования в наше время имеет массу отличий и ряд общих черт с государственной политикой в советское время. Общим является то, что образование – признается приоритетной общечеловеческой ценностью, и то, что школа стала общедоступной и обязательной для всех детей. Отличием является то, что в советское время существовала крайняя политизация и идеологизация в системе образования, приоритет коллективистского воспитания над индивидуальным развитием личности, тоталитарные методы управления, в наше время наблюдается демократизация образовательного процесса.
Успешное развитие образования - непременное условие устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности.
В рамках государственного заказа образованию в Российской Федерации определены общие ценностные векторы развития, учитывающие как лучшие национальные, так и общечеловеческие традиции гуманизма как глобального мировоззрения. Сегодня все настойчивее слышны призывы к созданию общенациональной идеологии. Поиски национальной идеи не прекращаются.
Список литературы
Информация о работе Государственная политика РФ в области образования